Опубликовано 06.01.2016 в рубрике  Новостная лента » Обзор СМИ
 

Русский вертеп – это стремление вверх, характерная черта русской культуры


В русской традиции вертеп – особое театральное представление, со своими традициями и правилами. Как играли вертеп, как делали кукол, чем отличается русский вертеп от европейского, как в русской пасхальной традиции встречали праздник Рождества – в разговоре с Анной Тепловой, искусствоведом и фольклористом.
 
Русский вертеп – это стремление вверх, характерная черта русской культуры– Вертеп – это часть моей жизни. Я начала им заниматься с 80-х годов прошлого века, когда его начали восстанавливать как театральное явление. На тот момент ни о каком религиозном подтексте мы не говорили, время было другое. Возрождали вертеп два искусствоведа: Ирина Павловна Уварова и Виктор Исаевич Новацкий. Саму идею восстановить вертеп подал Дмитрий Викторович Покровский, который руководил ансамблем, где я работала еще маленькой девочкой. Поэтому восстановление вертепа происходило буквально у меня на глазах.

О вертепе существовала память, были упоминания у Куприна, были найдены тексты и воспоминания, как играли вертеп, потом нашли тексты собственно самого представления. Сохранились подлинники вертепов, сами коробки, которые вертепщик носил на спине. И вот с этого мертвого наследия народный вертеп был воссоздан.

Было много вопросов: как это театральное действо игралось? Есть коробка, есть разрозненные куклы, есть картинки, есть текст, есть воспоминания… Как этот текст заживет, как это все соединится в мистерию Рождества? Мистерия – западное слово, а по-русски – Таинство. Чтобы понять, как разговаривают куклы в вертепном театре, как они двигаются, Виктор Исаевич Новацкий организовывал этнографические экспедиции. Мы ездили в Юго-западную Россию, на Западную Украину, туда, где еще играли вертепы, пели колядки.

Русская христианская традиция – это пасхальная традиция. В нашей культуре главный праздник – это Воскресение Христово. А на Западе традиция другая, там культурная традиция Рождества намного сильнее. Мы можем наблюдать, как праздник Рождества «раскручивается» буквально у нас на глазах. Он всегда, естественно, был, и значимость его была велика для русских. Но именно в контексте общей пасхальной культурной традиции.

Если мы подумаем о смысле Рождества, то что мы, русские, празднуем? Вот Бог пришел к людям и стал таким же, как мы. Дальше он рос, проповедовал, был предан, распят и воскрес в третий день по Писанию. И в Рождество мы празднуем не Бога, ставшего человеком. Мы празднуем рождение Бога, ставшего человеком и принявшего смерть, чтобы человек стал как Бог, чтобы освободить человека.

Для нас, для нашей культуры, Рождество – это начало нашего Спасения. Это самый большой подарок, который Бог мог подарить людям.


Вертеп, пришедший с Запада, очень красиво обрусел. Принял очертания, соответствующие нашей пасхальной культуре. На Западе вертеп – это никакая не мистерия, а инсталляция. В Россию вертеп пришел с Запада, постепенно проникая вглубь страны и видоизменяясь. Традиция вертепа стала приобретать наши национальные черты, нашу национальную конструкцию. Куколки оделись в национальные костюмы и постепенно заговорили о своем. И статичный вертеп стал театральным явлением. В чем это выражается?

Во-первых, конструкция. Очевидно, что она не похожа на те вертепы, которые мы видим в любом магазине, храме, на улице в Европе, там, где эта традиция до сих пор жива, и где она зародилась. Там вертеп горизонтален, и часто представлен только тем, что происходит в русском вертепе на верхнем этаже. У нас же есть разделение между миром небесным, где находится Святое семейство и те, кто приходит поклониться Младенцу Христу. Сюда приходит ангел, чтобы сказать:

«Дева днесь Пресущественного рождает, 
И земля вертеп Неприступному приносит; 
Ангели с пастырьми славословят, 
Волсви же со звездою путешествуют; 
Нас бо ради родился 
Отроча младо – Превечный Бог» .

Второй этаж – это мир земных страстей, дворец Ирода, где убивают младенцев, где плачет Рахиль. И где в итоге нечистый утаскивает Ирода в преисподнюю, которая еще ниже. То есть, там даже три яруса. Когда мы делали реконструкцию своего вертепа, мы взяли за основу псковский вертеп, который находится в театре Образцова. Мы брали оттуда украшение сцены, куклы наши – копии тех кукол, и так далее.

Во-вторых, вертеп – это профессиональное действо. Вертепщик носит на себе вертеп, который был поменьше нашего и был единой конструкцией, с ним ходит его жена и дети, которые помогают ему во время представления. Жена и дети поют во время действия в верхнем этаже, а вертепщик говорит во время действия в нижнем ярусе.

В этом месте у нас было много вопросов: как ходят куклы в стержневом вертепном театре, как произносится текст? Оказывается, текст действия, происходящего в верхнем этаже, произносится без интонации, монотонно.

Это еще одно отличие. В русской традиции невозможно передать слова Ирода, Ангела с интонациями, невозможна профанация. Невозможна и материализация священного. Например, у русских не было игрушек-ангелов. Потому что нельзя взять ангела в руку – что ты с ним потом сделаешь? Ты прижмешь его к себе? Научным языком это называется профанация сакрального. Так же у нас не делали игрушек-леших, домовых, которые сейчас в каждом магазине продаются.

Наша культура убирала и священное, и злое из быта. Поэтому и вертепщики старались не изображать Святое семейство.

Куклу Младенца или куклу Богоматери, которые есть в западных вертепах, невозможно сделать и ими играть. Вместо Девы Марии была или икона Рождества, или какая-то картинка из календаря, изображающая Рождество. По возможности старались не использовать изображений священных, это у нас так получилось, что икона Богородицы с младенцем. А вообще в театре это было недопустимо.

То же самое с игрушками. Какая игрушка в верхнем этаже может изобразить Христа? Какая кукла может изобразить Марию? Какое у нее может быть лицо? А вот баба Рахиль, которая не может утешиться после смерти младенца, одета в русскую поневу. Потому что каждый народ слышит весть о Рождестве и принимает ее на себя. Верхняя часть вертепа – очень строгая, там даже не разговаривает никто. Действие происходит под песнопения канонические и церковные. Вся жизнь и все разговоры появятся внизу, во дворце Ирода. Потому что здесь – страсти и катастрофы.

Таким образом, русский вертеп – это такая модель мироздания: мир верхний, мир земной и сама преисподняя. Уварова проводит аналогию с древом жизни.

Итальянский вертеп «презепе», – безумно красив, в отличие от наших. Там – целые огромные города, раскинувшиеся широко; в городах идет жизнь, люди живут, ругаются, милуются. Иногда это бывают огромные композиции из необыкновенно красивых фигурок, изящных домов, деревьев, деталей, и ты ищешь, – где же, где ясли с Младенцем? А они оказываются где-то в гуще этой жизни, будничные и незаметные для остальных. Мало того, презепе очень горизонтально. Вся жизнь – она здесь и сейчас. На мой взгляд, идея всего этого заключается в «Христос такой же как мы». Та самая рождественская культура, в которой Господь стал человеком, и Он вместе с людьми. Поэтому действо происходит в одной плоскости. Иногда там какая-то машинерия происходит, летают ангелы, овечки двигают головами и так далее.

Русский вертеп – всегда вертикаль, увенчанная крестом. Это стремление вверх – характерная черта русской культуры.


Кроме того, русский вертеп всегда стремится закрыться. В нем есть занавесы, которые то открываются, то закрываются. В этот таинственный ящик зрителя приглашают заглянуть, приблизиться, вертеп невозможно смотреть из зала. Он очень личный, интимный. Русский вертеп – для нового переживания того события, которое происходит – вновь – днесь, сегодня, с каждым из нас.

Помимо вертепа, есть и другие признаки у традиционного для русских празднования  Рождества. Елка пришла к нам из лютеранской традиции и довольно долго оставалась элементом дворянской культуры. Потому что елка у русских всегда считалась деревом, связанным со смертью. Когда рождественская елка все же укрепилась в традиции, то ее украшали фонариками из соломы, из мертвой травы. Солому стелили и под скатерть на рождественский стол, кидали на пол. Солома – не только символ яслей, но и символ Ветхого завета, который уже ушел. Отсюда появляется и еще один символ – зерно, которым посыпали родных, друзей, соседей: «Сею, вею, посыпаю, с Новым годом поздравляю! Сколько зернышек – столько детушек…».

Зерно, чтобы вырасти, должно быть похоронено в землю. И это опять же символ будущей пасхальной радости, часть пасхальной культуры. В частности, кутью ели на рождественский сочельник, и только ее можно было есть до первой звезды. Кутья – поминальная еда, как мы знаем. И это тоже связано с умиранием-воскресанием. Подарки – как дары волхвов. Пряники, которые давали детям только после отгаданной загадки, а загадки были очень образные, они готовили детей к будущим испытаниям, ведь мы же помним тех 14 тысяч невинно убиенных Иродом младенцев.

Утром после службы христославы ходят  по домам, потом колядовщики, и начинаются Святки до Крещения. И – в прорубь все, особенно те, кто в масках ряженые ходили о Святках.

Поэтому я считаю, что нынешняя мода на вертепы из куколок или изображений – привнесенная с Запада после падения железного занавеса. И поэтому у нас толком нет понимания, что с этим делать. Все знаки и символы, которые были перемешаны и спутаны при советской власти, русскую национальную рождественскую традицию практически уничтожили. Но она изначально была довольно слабой. Вот обходы дворов остались. У нас было принято праздновать общиной, разделять радость праздника с близкими и дальними, каждому нужно было прийти и сказать: «Христос родился и воплотился!». И на Пасху так же ходили, и на Троицу, и так далее. Коляду в дом не пускали, ей давали подношение в окошко, и напоминали колядовщики скорее о календарном событии, чем о религиозном. О сакральном пели христославы и клир, которые ходили по домам, по дворам со звездой и пели кондаки. Это то, что было повсеместно и между людьми. А вертеп – это всегда профессионал, человек не из общины.

Мы в своей семье каждый год делаем вертеп, коль так уж получилось, что вертеп стал частью нашей жизни. Дети с детства знают текст, пытаются проигрывать действо, они живут в этой традиции. Обязательно поем христославия, посыпаем зерном гостей.

Однажды мы играли вертеп в одной «элитной» гимназии. Они остались очень довольны, благодарили. Когда через год мы предложили им повторить, они страшно удивились, что, оказывается, вертепное представление будет то же самое: «Мы это уже видели!». Я страшно поразилась: тридцать лет я занимаюсь вертепом, каждый раз расстраиваюсь, если играю и не могу сама посмотреть. Ведь я расту и прихожу сюда через год уже другим человеком, и Рождество этому человеку по-новому открывается.

На одном из наших домашних праздников у меня было такого рода открытие, даже откровение. К нам на Рождество пришли дружочки, которые держали на руках спеленутого новорожденного младенца.

Я играла вертеп, и вдруг увидела, какая это была жертва Бога – оказаться таким беспомощным, беззащитным, зависимым от всего. Я никогда об этом не думала, при том, что у меня самой уже пятеро детей было.


Но вдруг этот младенец привел меня к Тому Младенцу, с абсолютно реалистичным проживанием его младенчества. Величие Бога, повесившего Солнце и звезды, вместилось в маленький сверточек.

Праздник Рождества – это возвращение, возможность еще раз прожить, прочувствовать то, что происходило две тысячи лет назад. Прийти с волхвами и пастушками поклониться Христу, рыдать с Рахилью и проводить Ирода проклятого в преисподнюю.
 
Справка. Анна Теплова. В 1988 г. окончила исторический факультет МГУ, отделение истории искусств, специализировалась по народному костюму. Кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования. Тема научных интересов (и всей жизни) – русская традиционная культура. Музыкант, искусствовед, фольклорист-практик, педагог.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 Фоторепортаж
Русский вертеп – это стремление вверх, характерная черта русской культуры Русский вертеп – это стремление вверх, характерная черта русской культуры Русский вертеп – это стремление вверх, характерная черта русской культуры Русский вертеп – это стремление вверх, характерная черта русской культуры Русский вертеп – это стремление вверх, характерная черта русской культуры Русский вертеп – это стремление вверх, характерная черта русской культуры Русский вертеп – это стремление вверх, характерная черта русской культуры Русский вертеп – это стремление вверх, характерная черта русской культуры Русский вертеп – это стремление вверх, характерная черта русской культуры Русский вертеп – это стремление вверх, характерная черта русской культуры Русский вертеп – это стремление вверх, характерная черта русской культуры Русский вертеп – это стремление вверх, характерная черта русской культуры Русский вертеп – это стремление вверх, характерная черта русской культуры Русский вертеп – это стремление вверх, характерная черта русской культуры Русский вертеп – это стремление вверх, характерная черта русской культуры Русский вертеп – это стремление вверх, характерная черта русской культуры Русский вертеп – это стремление вверх, характерная черта русской культуры Русский вертеп – это стремление вверх, характерная черта русской культуры Русский вертеп – это стремление вверх, характерная черта русской культуры
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 0    
  Версия для печати        Просмотров: 3235


html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей

При поддержке:

Быстрая доставка поминальных обедов по ссылке.



    Архив новостей:

Ноябрь 2024 (17)
Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)
Июнь 2024 (25)

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930