Опубликовано 20.12.2015 в рубрике  Новостная лента » Обзор СМИ
 

Православие и русское воинство


Победы нашей армии во многом обусловлены твердой верой и высоким духом народа.
 

 

Невозможно представить себе развитие отечественных вооруженных сил без Русской православной церкви. Нравственное воспитание военнослужащего – это задача, которую Православная церковь всегда решала по мере сил и возможностей. Русская военная культура (как, впрочем, и вся российская культура) основывается на православии. С первых дней прихода на Русь Православная церковь несла в войска священные понятия чести, достоинства, верности присяге, формировала воинский дух российского воинства.

Многие и многие священники жертвовали своей жизнью, чтобы вдохновить защитников Отечества на ратные подвиги.

На самом деле есть немало элементов, которое объединяют Церковь и армию.

Во-первых, это идея ревностного служения. Церковь основывается на послушании, армия немыслима без дисциплины. И Церковь, и армия строятся на принципе строгого подчинения младших старшим и опираются на обязательные для всех уставные положения.

Во-вторых, армия и Церковь имеют много сходных символов: у каждой своя форма одежды, свои символы, свои знамена, свои ритуалы.

В-третьих, обладая оружием материальным, армия остро нуждается в оружии духовном, без которого она не может эффективно и осознанно реализовать свое предназначение. Это духовное оружие вкладывает в сознание воинов Церковь. В этом – смысл и суть того единства, которое образуют Церковь и армия. Не случайно воинство российское мы называем православным, а Церковь – воинствующей.

ДРЕВНЯЯ РУСЬ

Крещение Руси связано с именем киевского князя Владимира. Его отец Святослав воевал против хазар, волго-камских булгар, косогов, ходил на Византию и Дунайскую Болгарию. Русская армия по праву гордится сражением у крепости Доростол (Силистрия) в июле 971 года, когда князь Святослав произнес, согласно преданию, свои бессмертные слова: «Мертвые бо сраму не имут».

После смерти Святослава оказавшийся на киевском престоле Владимир пытался объединить славянские племена. Важным шагом к этому стало принятие в 988 году христианства. Именно Владимир принял решение отдать предпочтение греческой вере. Для этого существовали многие предпосылки.

Здесь и крещение Ольги, и принятие христианства многими из его дружинников, и деятельность Кирилла и Мефодия. Русь перестала быть для Европы страной «варваров», а для Востока стала носителем могущественной мировой религии.

Выбор веры – это всегда непростое и ответственное решение. Такое решение принимал, например, в III веке Святой Георгий, будучи на пике своей власти и могущества. Император, не разделяющий взгляды Георгия, становится его палачом. Многие бывшие друзья становятся предателями. За веру придется страдать и скорее всего умереть. Но это нравственный выбор. Каждый делает его сам. Так было в III веке, тыл было в X веке, так это и сейчас.

Среди святых, почитаемых Православной церковью, многие прославились любовью к своему земному отечеству и преданностью ему. Русские агиографические источники восхваляют святого благоверного князя Михаила Тверского, который «положил душу свою за свое отечество», сравнивая его подвиг с мученическим подвигом святого великомученика Димитрия Солунского, «благаго отечестволюбца... рекша про отчину свою Селунь град: Господи, аще погубиши град сей, то и аз с ними погибну, аще ли спасеши и, то и аз спасен буду». Во все эпохи Церковь призывала своих чад любить земное отечество и не щадить жизни для его защиты, если ему угрожала опасность.

До 1448 года Русская Церковь находилась в юрисдикции Константинопольского патриархата. В 1448 году святитель Иона был рукоположен Собором русских архиереев без константинопольского патриарха.

Началом реального взаимодействия русской армии и Церкви можно считать поход Владимира Мономаха на половцев в феврале 1111 года, когда священники внесли немалый вклад в достижение первой победы над врагом 24 марта, а затем и в завоевании окончательного успеха в битве при Салнице 27 марта 1111 года.

Особый период в истории Руси и Русской православной церкви – период ордынского завоевания. Русь, погрязшая в междоусобных разборках, должна была противостоять сразу двум опасностям. Развивалась конфронтация с латинским миром на Западе, а с Востока нависло неодолимое до определенного этапа ордынское иго.

В 1223 году произошло первое сражение с войсками Орды – битва на Калке. Русские войска потерпели поражение. Многие князья были убиты, многие попали в плен. Это плата за разобщенность, за своенравие и гордыню. Но это был не конец Руси. Вера помогает Руси выжить, вытерпеть, найти выход, прийти к спасению.

В это время на исторической сцене появляются личности, ставшие выдающимися деятелями как в истории русского воинства, так и в истории Русской православной церкви. Это Александр Невский и Дмитрий Донской.

В 1240 году Русской православной церковью был канонизирован князь Владимир. Инициатором этого стал во многом князь Александр Ярославич, который 15 июля 1240 года одержал блестящую победу на Неве, разгромив шведское войско.

Русский поэт и драматург Лев Мей писал:

Собралися дружинники князя – 

кто пеше, кто конно...

Александр Ярославич повел с ними 

речь неуклонно:

«Други и братья, помянем не кровь и не плоть,

А слова, что «не в силе, а в правде Господь!»

И дружинники все оградились 

крестом перед битвою,

И за князь Александр Ярославичем 

двинулись в поле с молитвою.

После этого сражения он и получил имя, с которым вошел в историю, – Александр Невский.

День победы на Неве пришелся на день смерти князя Владимира, что стало для Александра не случайным совпадением, а символом покровительства своего предка. Канонизация была проведена в Новогороде. Общерусская канонизация князя Владимира состоялась только при Иване Грозном. Светлая память равноапостольного Владимира отмечается 26 июля.

Русский народ бережно хранит память о Владимире, которого он называет Красное Солнышко. В старинных русских былинах мы видим князя в образе справедливого правителя, защитника Руси от врагов, которого окружают богатыри, составляющие славу и гордость отечества, и без которых он слаб.

В том же 1240 году Золотая Орда захватила и разграбила Киев. Русские князья стояли перед тяжелым моральным выбором. Пришлось его сделать и Александру Невскому, который неоднократно ездил на поклон в Орду, спасая то, что можно было спасти. В 1251 году Александр приехал в Орду Батыя, подружился, а потом побратался с его сыном Сартаком, был приближен к самому хану. Дружеские отношения Александра с Батыем, его сыном Сартаком и преемником – ханом Берке – позволили наладить с Ордой относительно мирные отношения. Александр Невский – один из наиболее почитаемых святых, канонизированных Русской православной церковью. 

Александра Невского называли и «солнцем земли русской». Не случайно еще в июне 2014 года был принят указ президента Российской Федерации о праздновании 800-летия со дня рождения князя Александра Невского, которое будет отмечаться в 2021 году.

Сложное положение было и у самой Русской православной церкви, которая не подвергалась прямым преследованиям со стороны ордынцев, но страдала от гнета Золотой Орды вместе со всем русским народом. Слово ободрения пастырей было так же важно, как и обличение пороков, поразивших русское общество после Батыева нашествия. Всячески поддерживал Александра Невского митрополит Кирилл II, много сделавший для организации и укрепления на Руси. Захоронение великого князя в Рождественском монастыре г. Владимира возвысило роль этой обители в духовной жизни Руси.

Представители духовенства нередко гибли во время захвата ордынцами русских городов. Церкви порой становились последним прибежищем людей, спасающихся от пожаров и насилия завоевателей. Вместе с тем русские воины Александра Ярославича, отправляясь на битву с врагом, получали благословение церковнослужителей на праведный подвиг. А в память о погибших в местных храмах читали поминальные молитвы – и это было своеобразным завещанием молодым поколениям. Благословение Церкви на военные действия было обязательным условием их начала.

С переходом в XIV веке значительных территорий Юго-Западной и Западной Руси под власть правителей-язычников, позднее католиков, на исторической территории Киевской митрополии возникла католическая церковная организация, а православие было поставлено в положение лишь терпимого вероисповедания, существование которого оказалось под угрозой, деятельность Православной церкви подверглась разнообразным ограничениям.

Но именно вера и стремление к свободе и независимости привели к возвышению Москвы и освобождению Руси. Показ роли веры Христовой, правды о Русской церкви и помазанниках Божьих – одна из сверхзадач всего творчества Павла Рыженко.

«Каждый, а в особенности русский, человек тянется в глубинах и тайнах своего сердца к свету – Христу, – говорил он. – Ко мне вера во Христа пришла очень поздно, но, поверив, я захотел побежать за ним, надеясь когда-нибудь приблизиться к этому свету. Трудно мне писать об этом, нет слов, чтобы ясно изложить мысли, но о людях, ушедших и живых, которые являются носителями веры и духа Российской Империи, мне сказать необходимо. И сказать на холсте, потому что это мой долг перед великой правдой Руси. Долг не до конца сломленного жителя мегаполиса, который сквозь очертания современных домов, сквозь смог Третьего кольца видит, как вновь и вновь проступают эти строгие и любящие лики наших предков, проливавших свой пот и кровь за Христа и за каждого из нас.

Приблизившись к рубежу своей жизни, рубежу, который не смог переступить великий Пушкин, у которого остановились многие, я задаю себе вопрос вопросов: кому я служил? Именно кому, а не чему, и вообще, что есть искусство?

Надеюсь, что мои картины разбудят генетическую память моих современников, гордость за свое Отечество, а быть может, помогут зрителю найти для себя единственно правильный путь. И тогда – я буду счастлив выполненным долгом».

ОТ МОСКОВСКОЙ РУСИ – К НОВОМУ ВРЕМЕНИ

Московская Русь (Московское государство, Московия) – наименование Русского государства с 1328 по 1547 год. Образовалась Московия посредством постепенного соединения двух великих княжеств – Московского и Владимирского – и переноса столицы в Москву Иваном Калитой.

Православие и русское воинствоДо середины XIII века Москва входила в состав Владимирского княжества, но в 1263 году Александр Невский, будучи великим князем Владимирским, отдал московские земли во владение сыну Даниилу. Московское княжество начало быстро расширяться. Московский князь Дмитрий Донской включил Владимирское княжество в свою вотчину, окончательно закрепив признание руководящей роли Московского Великого княжества.

Весьма значительным внутренним рубежом для этого отрезка истории Русской православной церкви является конец XIII века – начало XIV века, когда совершилось перенесение митрополичьей кафедры сначала во Владимир, затем в Москву. Это было логичным следствием перемещения центра русской государственностии культуры на северо-восток. За этим последовала эпоха святителя Алексия (1354–1378) и преподобного Сергия Радонежского, определившая на века последующее развитие русского монашества.

Важное место в историческом процессе объединения русских земель вокруг Москвы занимает последняя треть XIV века, когда московский князь Дмитрий Донской сумел объединенными усилиями русских князей в битве на Куликовом поле разгромить врага.

Нелегкое решение принимал в XIV веке князь Дмитрий I Иванович, решивший дать сражение ордынским войскам. Его мужество преодолело колебания русских князей и объединило их перед битвой. 1380 год стал важной вехой в освобождении Руси от ига Орды.

Важную роль в объединении князей, в наполнении мужеством их сердец, в укреплении их веры перед Куликовской битвой сыграла Русская православная церковь. Вера воина на поле сражения должна быть крепка и нерушима. Она должна быть сильна настолько, чтобы человек был готов отдать не только собственную жизнь, ибо нет лучшей участи, чем отдать жизнь за друзей своих, но и потерять сражающихся рядом близких, родных, может быть, даже сыновей.

С Куликовской битвой неразрывно связано имя преподобного Сергия, благословившего Дмитрия Донского на битву. Его вера – «Ты победишь!», тихое напутственное слово были духовной опорой Дмитрия Донского и его воинов. Среди этих воинов были Пересвет и Ослябя, монахи, направленные Сергием на поле боя. Их жизнь – жертва ради спасения единоверцев, ради освобождения отечества. Поэтому не было у них сомнения в необходимости сражаться и умереть, чтобы жили вера и надежда.

Это еще не конец ордынского ига, еще не раз будет гореть Москва, но подвиг русского воинства на Куликовом поле показал всему народу, что Русь жива, что есть воины-праведники, способные вести за собой и добиться освобождения. Именно в XIV веке Русь получает имя «Святая».

У Виктора Афанасьева есть такие строчки («Здесь начинается рай»):

Отечество мое! Россия!

В тебе дух старины живет.

И ни одна еще стихия

Не победила твой народ.

Из тьмы веков ты восставала

И становилась все сильней.

Святая Русь – твое начало,

И преподобный Сергий в ней.

Христианин! Об этом помни:

Отчизна – мать, ее храни!

Молись за Русь! Ведь нет ей ровни.

В ней вера предков, как гранит.

Так было и должно быть снова!

Ветвям не утерять корней.

Россия – поле Куликово.

Дух Преподобного над ней.

Русская православная церковь продолжает свое нелегкое сражение за единство русского народа. В 1441 году поставленный в Константинополе митрополит Исидор, принятый в Москве в 1437 году, был отвергнут Собором русских епископов из-за принятия Флорентийской унии и отступления от православия. В декабре 1448 года митрополитом Собором русских епископов был поставлен Рязанский епископ Иона (1448–1461), в результате чего Церковь стала автокефальной де-факто.

В 1453 году под натиском турок-османов происходит падение Константинополя. Русь осознает себя единственным оплотом православия в мире. В этот период зарождается концепция «Москва – Третий Рим».

В 1458 году происходит разделение единой русской митрополии на две – Киевскую (Западнорусскую), расположенную в пределах литовского государства, и Московскую, включавшую девять епархий.

В середине XV века сложились предпосылки для создания централизованного государства, которое формировалось не только в сложной внешнеполитической обстановке, но и в острой внутренней борьбе между московским и другими русскими княжествами (прежде всего Тверским княжеством и Новгородской республикой).

Рубежным событием в истории Московской Руси становится стояние на реке Угре (1480). Этому предшествовало решение князя Ивана III Васильевича (1462–1505) платить дать Орде. При великом княжении Ивана III началось оформление русского централизованного государства – России. В 1462 году Москва стала столицей Русского государства. В 1478 году была присоединена Новгородская республика, которая была независимой в течение 350 лет.

В октябре 1480 года Ивану III пришло пламенное послание архиепископа Ростовского Вассиана, в котором он призывал последовать примеру прежде бывших князей, «…которые не только обороняли русскую землю от поганых (то есть нехристиан. – «НВО»), но и иные страны подчиняли… Только мужайся и крепись, духовный сын мой, как добрый воин Христов по великому слову Господа нашего в Евангелии: «Ты пастырь добрый. Пастырь добрый полагает жизнь свою за овец».

Хан Ахмат так и не сумел переправиться со своим войском через реку Угру, а затем и вовсе вынужден был отступить. Реку Угру, от которой отступил хан Ахмат, стали называть «поясом Богородицы». По сути, это событие означало фактическое окончание ордынского ига.

Московская Русь постепенно перерождалась в Российское централизованное государство. Совершенно особую роль в истории российского государства сыграл Иван IV Васильевич Грозный (1533–1584).

Он был одним из самых образованных людей своего времени, обладал феноменальной памятью, богословской эрудицией. Он находился у руля российского государства дольше всех – более 50 лет. При нем территория России выросла с 2,8 млн кв. км до 5,4 млн кв. км, то есть почти в два раза.

С 1547 года он стал первым царем всея Руси. 16 января 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялась торжественная церемония венчания. Митрополит возложил на Ивана знаки царского достоинства: крест Животворящего Древа, бармы и шапку Мономаха; Иван Васильевич был помазан миром, а затем митрополит благословил царя. Царский титул позволял занять существенно иную позицию в дипломатических сношениях с Западной Европой. Великокняжеский титул переводили как «принц» или даже «великий герцог». Титул же «царь» в иерархии стоял наравне с титулом «император».

История Ивана Грозного – это сложный клубок мифов и заблуждений, гордости и предательства, поиска пути к Богу и неоправданных преступлений. Должны ли мы осуждать царя или следовать заповеди: «Не прикасайтесь к помазанным Моим» (Пс. 104: 15)? Может быть, стоит попытаться разобраться, а не следовать старым стереотипам? Нужно ли трактовать имя «Грозный» как «жестокий» или «ужасный», как это принято на Западе – Ivan the Terrible? Быть может, он грозен для врагов?

Рядом с царем встает и противоречивая фигура Малюты Скуратова. Настоящее имя этого человека – Григорий Лукьянович Бельский. Точный год его рождения неизвестен, а вот погиб он как воин – в сражении за ливонскую крепость Вейсенштейн (ныне Пейде, Эстония) в 1572 году. Начав с самых низов в системе опричнины, он превратился в любимого опричника и помощника Ивана Грозного. Его имя стало нарицательным для убийцы и жесткосердного палача. Его обвиняли в убийстве двоюродного брата Ивана IV – B.А. Старицкого, в удушении в декабре 1569 года бывшего митрополита Филиппа Колычева, в руководстве в январе 1570 года разгромом восставшего Новгорода и убийстве тысяч жителей.

В то же время это верный и надежный исполнитель, реализующий свою роль так, как он понимал. Существует легенда, что когда истекающего кровью опричника по приказу Ивана Грозного привезли в Иосифо-Волоколамский монастырь, Малюта, рыдая и каясь в своих злодеяниях, просил братию похоронить его у входа в священную обитель, дабы всякий входящий в храм попирал бренный прах грешника. Последняя воля Скуратова была исполнена.

Таковы парадоксы истории: блестящий воин, герой, князь Курбский сбежал в Литву и воевал против России. И жизнь свою окончил он бесславно, проклинаемый в родной стране, которой изменил. А жестокий палач Малюта Скуратов, наводивший ужас на множество людей, сложит голову в бою, в Ливонии. Погибнет смертью храбрых… За царя и русскую землю.

С 1584 по 1598 год на российском престоле был сын Ивана Грозного – Федор Иванович. Одни считали его неспособным к исполнению царского служения, другие вообще называли дураком. Однако народ любил своего царя, Церковь – по инициативе Николая II – прославила его в 1903 году в лике преподобных. Говорят, что он принимал мало государственных, политических решений, что всем вершил оказавшийся рядом Борис Годунов. Так или иначе именно в годы царствования Федора Ивановича в России было учреждено патриаршество, которого Русская церковь добивалась с середины XV века. На церковном Соборе первым московским патриархом был провозглашен Иов – ревностный сторонник Годунова. Учреждение патриаршества делало Русскую православную церковь юридически независимой от константинопольского патриарха. При кротком царе Россия получила мир, окончательно присоединила Западную Сибирь и даже взяла реванш за поражение в Ливонской войне. Успешно осваивались южные пограничные районы в Поволжье, усилилась роль России на Северном Кавказе и в Закавказье. Может быть, именно в этой кротости и состоит главная тайна противоречивой фигуры Федора Иоанновича?

Со смертью Федора Ивановича в 1598 году на Руси началось Смутное время. На престоле сменяли друг друга Борис Федорович Годунов, Федор Борисович Годунов, Лжедмитрий I, Василий IV Иванович Шуйский. Затем наступило время Семибоярщины. Это польско-шведская интервенция, восстание Ивана Болотникова, нападки крымских татар, тяжелейший политический и социально-экономический кризис. Таким нелегким, кровавым и жертвенным был путь к избранию Михаила Федоровича, первого представителя династии Романовых.

Церковь пыталась внести свой вклад в преодоление этого кризиса. Патриарх Гермоген с конца 1610 года рассылал «грамоты» с призывами к русскому народу начать борьбу с польско-литовскими захватчиками.

Многие из Романовых, особенно в период Российской империи, имели свои прозвища. В XVII веке один из царей, Алексей Михайлович (1645–1676), характеризовался как Тишайший. Говорят, что он обладал замечательно мягким, добродушным характером. Царь увлекался соколиной и псовой охотой и обладал, как считается, скорее созерцательной, пассивной, а не практической, активной натурой.

Однако хорошо известно, что он лично занимался вопросами организации армии, особенно развития артиллерии, проявлял большой интерес к европейским новшествам, пытался наладить доставку газет в Россию на регулярной основе. Царь проявлял интерес к различным видам тайнописи. Он разбирался в астрологии. В последние годы жизни царь увлекся европейской музыкой.

Не будем забывать и о том, что именно при Алексее Михайловиче проходила Никонианская реформа, круто изменившая жизнь Русской православной церкви и положившая начало расколу. В то же время царь не позволил патриарху быть первым лицом в государстве и лишил его сана.

В 1648 году, используя опыт создания полков иноземного строя в период царствования своего отца, Алексей Михайлович начинает реформу армии. В ходе реформы 1648–1654 годов были усилены и увеличены лучшие части «старого строя»: элитная московская поместная конница Государева полка, московские стрельцы и пушкари. Главным направлением реформы стало массовое создание полков нового строя: рейтарских, солдатских, драгунских и гусарского. Эти полки составили костяк новой армии. Для выполнения целей реформы на службу было нанято множество европейских военных специалистов.

При царе Алексее продолжалось колонизационное движение в Сибирь. Прославились в этом отношении: А. Булыгин, О. Степанов, Е. Хабаров и другие. Основаны города Симбирск (1648), Нерчинск (1658), Иркутск (1661), Пенза (1663), Кунгур (1663), Селенгинск (1666).

30 января 1676 года царь Алексей Михайлович скончался от сердечного приступа на 47-м году жизни. Таков был отец основателя Российской империи по прозвищу Тишайший. Он не прорубал окон в Европу. Он не лишил Церковь патриаршества. Но при нем были созданы основы профессиональной армии. Он вернул России Украину, присоединил значительные территории Сибири и Дальнего Востока. При нем было подавлено восстание Степана Разина. Не таким уж смирным был этот царь, получивший прозвище Тишайший.

«Я предлагаю людям еще раз взглянуть на наше неоднозначное прошлое, полное трагических событий, в которых во всей полноте проявился великий дух нашего народа. Понять, что мы не серая масса, не так называемый электорат, а народ с богатой историей и самосознанием, – говорил художник Павел Рыженко. – Мне хочется верить, что я предлагаю людям альтернативу массовой, «мишурной» культуре, которая заставляет нас забыть о главных вопросах бытия».

Об авторе: Максим Николаевич Ветровподполковник, старший преподаватель Военного университета, кандидат политических наук, профессор Академии военных наук, лауреат Всероссийского конкурса СМИ «Патриот России».

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 0    
  Версия для печати        Просмотров: 2208

Ключевые слова: военное духовенство, Министерство обороны РФ

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Ноябрь 2024 (17)
Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)
Июнь 2024 (25)

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930