|
||||||||||||||
Священник Святослав Шевченко. Пыльное Евангелие: а он тебя целует — говорит, что любитНеспроста на силу запихнул в заголовок строки из оскоминной песни группы «Руки вверх». Хочу дать надоевшей мелодии новое звучание. И вот какое. В церковной жизни православных христиан есть парадокс. Наверное, ни в одной христианской деноминации нет такого благоговейного отношения к Евангелию как в Православии. Оно лежит в наших храмах на самом важном и сакральном месте — в алтаре на престоле. И мы очень часто и трепетно целуем его.
Почему? Из христианских азов мы знаем, что в массивной книге заключено архиважное — Слово Божие. Отчетливо это понимаем. Умом, но не сердцем. И неслучайно использовал глагол «заключено». Потому что, и в самом деле, Слово Божие находится в заключении за увесистыми застежками. Заархивировано на веки вечные. Пылится на полке. Аспект №0: Напалм стыда
Может от того евангельские строки, которые встречаются нам в соцсетях ли, в книгах — хочется быстренько пробежать глазами. Как что-то давно известное и на сотню раз перечитанное. Сталкивались с таким? Есть мнение, что подобное происходит из-за внутренней духовной травмы. Дескать, совесть обличает христианина в том, что он не исполняет своих обязанностей, не читая постоянно Священную Книгу. Евангельские цитаты жгут нашу ленивую душу напалмом стыда, потому-то мы и стараемся быстрее перелистнуть «жгучее» место. Но мне думается, что все намного сложнее.
Аспект №1: Замыленный текст
Первый аспект. Замыливание текста. Текст, который мы читали и слышали сотни раз — утомляет. Сознание его пытается отторгнуть. Проблема однообразия. Желудок тоже будет отторгать однотипную пищу, которой пытаются человека напичкать ежедневно в течении нескольких лет. Глаз устанет смотреть на одну и ту же картину, смотреть 100 раз один и тот же фильм и т.д. Вспомните молитвенные правила, которые набивают оскомину. Однообразие притупляет вкус молитвы, делает её автоматической.
Аспект №2: Сверхурочная работа
Второй аспект. Тяжелый труд. Чтение Евангелия — это всегда сложная духовная работа. Поскольку я не только должен прочитать, а еще и осмыслить. То есть попытаться приложить прочитанное к своей собственной жизни. А мы привыкли отдыхать… Читаем ли книгу, смотрим ли фильм, листаем ли соцсети. После трудового дня мы везде ищем отдыха. И вдруг нам предлагают сверхурочную работу. И тогда нутро человека начинает истошно вопить: «Я на это не подписывался!» Тоже самое касается и творений святых отцов.
Аспект №3: Небесный wi-fi
Третий аспект. Полная вовлеченность. Проще говоря, я не могу Евангелие полистать на досуге с чашкой кофе как свежий журнал, пробежать по диагонали, просмотреть вполглаза. Человек должен определенным образом настроиться на такое чтение, настроиться на определенную волну. Священное Писание имеет свой дух, который, как известно — животворит (2 Кор. 3, 6). Согласно святоотеческой традиции, Сам Бог начинает разговаривать через евангельские строки. То есть мы имеем возможность познать Господа, познакомиться с Ним, в том числе, и через сверхъестественную личную встречу с Богом.
Митрополит Антоний Сурожский называл такой эффект «сигнальными лампочками», которые загораются в тот момент, когда наше сердце трогают определенные евангельские места. Лично я называю это — Небесным wi-fi. Ведь для того, чтобы подключиться к беспроводной сети пользователю необходимо позаботиться о необходимых настройках, кодах доступа к ней. И если у тебя нет пароля, то все твои потуги тщетны — иконка подключения к сети не будет активной. Также и с настроем перед чтением Евангелия.
Выход: актуализация
И что же делать со всем этим? Актуализировать Евангелие. Вновь делать его интересным и волнующим. То есть делать священные тексты понятными, смотреть на них с разных точек зрения, читать разные толкования, устраивать диспуты по интересным евангельским моментам.
Именно по этой причине нам нравятся комментарии — свежий взгляд на то, что мы уже вкушали сотни раз. К тому же, «заразить» новой жаждой к Слову Божию может человек, который любит Писание. Искать таких людей, общаться с ними. Ведь через призму чужого восприятия, посмотреть на знакомые строчки другими глазами бывает во сто крат интереснее, чем бубнить самому. В конце концов смотреть экранизации священной истории, слушать их аудиоверсии, качать соответствующие приложения на гаджеты, подключаться к другим мультимедиа.
Образование и Православие / Протоинфо |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 1477 |