|
||||||||||||||
Cергей Зайцев: Духовная жизнь соотечественников в рассеянии дала много сюжетов для киноКиностудия и киноклуб «Русский путь» отметили десять лет своего существования проведением в Доме русского зарубежья имени А.И. Солженицына одноименного кинофестиваля. Как всегда, в его программе были представлены и фильмы на религиозную тему. Об этих фильмах, о юбилее «Русского пути» и эмигрантском кинофестивале порталу «Приходы» рассказал президент киносмотра, лауреат премии «Золотой орел» режиссер Сергей Зайцев. – Я бы сказал, весьма нешироко. Заслуги Рашида Янгирова, да, трудно переоценить, как и ныне здравствующей Натальи Нусиновой, но все же это капля в море поистине огромного эмигрантского кинематографического наследия. И всех наших киносотрудников не хватает, чтобы охватить, описать и исследовать этот огромный пласт культурного наследия. Ну а, кроме того, если его художественная часть ну хоть как-то заархивирована, то хроника, документальные кадры почти что нет, ибо они, в основном сосредоточены в частных собраниях, и доступ к ним...
– ...безнадежно закрыт.
– Если и не закрыт, то для того, чтобы туда попасть, чтобы войти в эти авуары, требуется золотой ключик – как правило, личные и хорошие знакомства. Но пытаемся, пробуем, а порой даже и входим.
– И какие имена открыли?
– Ну вот кто еще совсем недавно знал у нас об Александре Понятове – создателе видеомагнитофона, имя которого во всем мире звучит ничуть не менее славно, чем имена изобретшего телевидение инженера Владимира Зворыкина или великого авиаконструктора Игоря Сикорского? А в будущем году исполнится уже 60 лет изобретению Понятова. Он наш соотечественник, русский православный ученый-изобретатель из США. В нашей картине о Понятове рассказывает, в том числе, и его духовник отец Владимир Дерюгин. Он и по сей день служит в Покровском храме в далеком Сан-Франциско.
Удалось нам снять фильм и о всемирно знаменитом хоре Сергея Жарова, которые был строго-настрого запрещен в СССР; последний солист этого хора Иван Хлибка дал нам интервью.
– Сергей Жаров, кажется, был регентом хора Храма Христа Спасителя в Москве...
– Это до своей эмиграции. А потом – изгнание, остров Лемнос, создание хора донских казаков, которому суждено было затем покорить весь мир, выступать на всех континентах, кроме Антарктиды, и записать десятки дисков. Да, у них было немало и церковной музыки, которую коллектив исполнял не хуже знаменитого хора Николая Афонского или хора собора св. Александра Невского в Париже.
– Насколько религиозная жизнь русской эмиграции успела попасть на кинопленку?
– Вот тут уж совсем трудно сказать. Да, у нас есть кадры со съездов РСХД, имеются фрагменты богослужений митрополита Евлогия (Георгиевского), есть хроника из Свято-Сергиевского богословского института, кадры с отцом Сергием Булгаковым и Николаем Бердяевым, митрополитом Антонием Сурожским и отцом Александром Шмеманом. Но это так немного! Хотя мы, разумеется, бесконечно благодарны Никите Алексеевичу Струве – старейшему нашему соотечественнику, живущему в Париже, руководителю издательства «ИМКА-пресс», который нам все это помог получить.
Есть у нас и пластинки с записями выдающегося вокалиста Николая Гедды, выступающего с хором Успенского собора в Хельсинки под управлением Петра Миролюбова. Особенно хочется отметить, что Николаю Михайловичу (у него в этом году 90-летний юбилей) мы посвящаем на нашем киносмотре специальный вечер, во время которого прозвучит и духовная музыка в его исполнении.
– Как на ваших смотрах за минувшие десять лет был представлен религиозный кинематограф?
– Наконец я могу сказать: широко! Даже очень. Мы показывали абсолютно блестящую – не только режиссерски, но и операторски – картину Антона Алексеева «Письма в Россию», посвященную архимандриту Софронию (Сахарову) – уникальной фигуре XX столетия. Режиссер из Франции Владимир Козлов представлял у нас фильм «Николай Грешный», посвященный прекрасному иконописцу, герою Сопротивления. Картина Андрея Васильева «Крещение ведомого» была посвящена примеру создания православного храма в далекой Караганде. Был и «Русский храм на чужбине» Елены Чавчавадзе – об истории Русской Зарубежной Церкви, и «Иван Шмелев. Пути земные» Андрея Судиловского – об жизни нашего замечательного религиозного писателя, и «В Японию, на поиски России» Владимира Осмирко – о Православии в Стране восходящего солнца, и еще немало иных фильмов, в которых прямо или косвенно присутствовала церковная тематика. И это абсолютно понятно, ибо православная вера, Церковь есть то, с чем тем или иным образом, но неразрывно была связана жизнь наших соотечественников в рассеянии. Это то, что спасало и помогало выжить. И это дало так много сюжетов для искусства, в том числе и для кино.
– Какова была религиозная программа кинофестиваля «Русское зарубежье», который прошел в этом месяце?
– Это картина продюсера Елены Чавчавадзе и режиссеров Людмилы и Валерия Деминых «Последний подданный Российской империи», посвященная Андрею Дмитриевичу Шмеману, который был старостой русского прихода в Париже и братом выдающегося священника и богослова отца Александра Шмемана. Это эстонский фильм «Духовность одна» Сергея Леденева о создании в Таллине храма в честь иконы Богородицы «Скоропослушница», а также картина «Липоване. Дунайская Венеция» известного мастера Алексея Погребного – о старообрядцах из города Вилково.
– Посещает ли духовенство ваши просмотры?
– Всегда кто-то бывает. Был у нас в гостях даже митрополит митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион, Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви. А когда мы представляли наши программы в Новосибирске, приходил митрополит Новосибирский и Бердский Тихон. Католики даже приходят! Так что, скажу без ложной скромности, интерес к нашему смотру, создание которого в 2007-ом году благословил приснопамятный Патриарх Алексий II, всегда велик.
– Скажите, как вы – не только режиcсер, но и верующий человек, относитесь к игровому кино на религиозные темы, к тем фильмам, где на экране сегодня то и дело показывают святых, Спасителя, а порой и... Бога Отца?
– Я думаю, что Франко Дзефирелли, снявший «Иисуса Назарянина» и не показавший на экране артиста в роли Христа, исполнил достойную художественную задачу. То, что на «Страстях Христовых» Мэла Гибсона молодежь с поп-корном переставала жевать, тоже определенно говорит об этом фильме, который, как, быть может, никакой другой, вызвал неоднозначную оценку среди духовенства и в обществе. Выносить же на обозрение то, что сделал Мартин Скорцезе в «Последнем искушении Христа» недопустимо не только потому, что является абсурдом, но и прежде всего потому, что пропагандирует грех, в том числе и среди детей, что могут увидеть это кино. Недопустимо выносить грех на показ.
– Осталось спросить только о ваших планах.
– Не окажусь оригинален: больше фильмов хороших и разных. Скажу лишь – прежде всего, в неигровом жанре. И еще: государству пора, давно пора обратить внимание на документальное кино и начать субсидировать этот жанр, помогать его создателям. Во многом именно они – режиссеры-документалисты – создают и формируют образ страны.
– Да не будут ваши слова гласом вопиющего в пустыне.
– Дай Бог.
Образование и Православие / |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 1678 |