|
||||||||||||||
Владимир Гурболиков. Между джихадом и ШарлиТрагедия в Париже по касательной ранит и задевает всех. В первую очередь потому, что теперь соцсети, блоги и СМИ настойчиво требуют от нас выбрать одну из двух моделей поведения: уподобится либо журналу «Charlie Hebdo», либо самим джихадистам. Но путь христианина – в ином. Про эти же два пути можно сказать лишь старой формулой: «оба хуже». Сразу оговорюсь, чтобы не было лишних вопросов: сколь бы мерзкими не были какие-то рисунки, ставить на одну доску циников с карандашами и убийц-террористов, стреляющих в посетителей кафе и театров — невозможно. Поэтому больше всего меня волнует сегодня позиция людей, которые называют себя православными, постят в соцсетях иконы Христа и Крест Господень, но в тоже время мстительно радуются случившемуся в Париже. Дескать, вот и к «шарли» (а вместе с ними и ко всей Франции) в ответ на «ветер» с карикатурами про нас, ворвалась «буря» террора. И начинаются рассуждения о промысле Божием, возникает скепсис в ответ на призыв молиться за погибших («зачем русским молиться за французов?»), выплывают ехидные вопросики: мол, а что теперь «Шарли» будет рисовать…
На деле, часть наших сестер и братьев по вере ведут себя так, словно им внутренне эта мысль Господа… противна. По крайней мере, если следовать их собственной логике, в отношении врагов ненависть и издевательство вполне допустимы. Но Христос не давал нам права на суд и нигде не учил тому отношению к событиям и людям, «иконой» которого является «Шарли Эбдо». И тем более, никак не возможно представить себе, чтобы христиане (чьи братья и сестры гибнут сейчас в той же Сирии под ножами подельников парижских боевиков) радовались террористической бойне со стороны экстремистов-игиловцев. Но все же, отчего «Шарли» настолько неприемлемое явление?
«Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной». (Мф. 5:21-22)
Поэтому надо понять и опознать главную опасность для нас в этих разговорчиках «о шарли». Это – двойное искушение. Либо зажить в той системе координат, где можно миллион раз оскорбить своего брата, мстить, злословить, и это будет в порядке вещей. Либо подменить Новый завет и Христа – на прежний «закон», где врага, в том числе иноверца-христианина ненавидят, проклинают, преследуют и убивают.
Оба этих альтернативных способа жить по-своему удобны и привлекательны. Недаром среди нас так много людей секулярных, сторонящихся духовного поиска. И в то же время все больше представителей совершенно разных народов и социальных групп по собственной воле примыкают к радикальным религиозным течениям.
Христианин не может выбирать между цинизмом «Шарли» и прямотой джихадистского насилия. Да: мы не толстовцы, для нас возможно и даже необходимо сопротивление злу. Если необходимо, то — силой. Но это сопротивление иного духа, перед которым альтернативы между циниками и человеконенавистниками, убивающими «неверных», нет. Выбор прост: отвергнуть эти искушения. Потому что цена — это погибель и спасение души. Это жизнь новая, в ином, вечном мире, — либо тот ад, в котором нет любви, а есть только сила, цинизм и вечное одиночество.
Образование и Православие / Фома.Ru |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 1440 |