Опубликовано 07.11.2015 в рубрике  Новостная лента » Обзор СМИ
 

Коммунист - К 50-летию с дня смерти Евгения Урбанского


5 ноября исполняется 50 лет со дня смерти знаменитого советского актера Евгения Урбанского. Одна из самых ярких его ролей — роль Василия Губанова в фильме «Коммунист» режиссера Юлия Райзмана. О достоверности и противоречиях образа Василия Губанова читайте в новой колонке Владимира Гурболикова.


 

Скажу парадоксальную на первый взгляд для православного христианина (коим являюсь) вещь: я полностью верю такому образу коммуниста. Сейчас стали считать, что коммунисты (особенно на фоне офицеров Белой гвардии) — это какая-то масса роботов-муравьёв и маньяков. Но если так, то они не смогли бы победить и удержаться у власти в огромной стране почти на век. Нет! История эта правдива: коммунисты сплотили людей ярких, горячих и верных. Способных на героизм и на мученичество. И «Коммунист» — история именно такого, реального героя и мученика. Но это ещё и история катастрофы. Это — трагедия.Как всякое гениальное произведение, фильм, сам того не желая, высветил главное противоречие образа коммунистического борца и страдальца. Да, он готов пахать, он открыт и горяч, он смерть принимает лицом к лицу… На фоне такого устройства жизни вокруг, что единственный способ добыть для ударной стройки гвозди — только «телефонное право» (то есть тот самый блат)! Способен на это только начальник (в фильме — лично Владимир Ильич Ленин),  и только по блату! В картине эта дикость списана на разруху — но ведь дело-то было не только в ней, но и в самой политике «военного коммунизма», который довёл бюрократизм в РСФСР до полнейшего абсурда.

Сейчас ответ на эти вопросы очевиден: на стороне власти большевиков была не только искренняя новая вера, но и сила оружия, и максимальная, нескрываемая жестокость в достижении своих целей. Люди пытались сопротивляться не по причине жадности и тупости. Но потому, что альтернативой сопротивлению было полное разрушение мировоззрения, уклада, веры и идеалов, а вместе с тем — систематическое ограбление, аресты и угроза голодной смерти.

Фильм снят в иной плоскости. Здесь вера «истинная» противостоит животным, низменным страстям. А в подлинном, историческом, измерении мы видим конфликт намного более сложный, где на месте Коммуниста мог быть Крестьянин, Казак, Священник, Офицер… И для меня очевидно, что вера, которая вела Коммуниста оказалась в конечном итоге, ужасной ошибкой, заблуждением, из которого до сих пор не удается найти выхода: слишком уж чудовищным оказался удар по всем базовым устоям, от отношений в семье до политической культуры и философии власти. Но в фильме перед нами прежде всего — мученик. И парадокс, что само сочувствие ему — показатель невероятно крепкой связи с христианской традицией, где блаженны плачущие и гонимые, и моральная победа достигается никак не грубой силой, не силой оружия.

Есть, впрочем, в образе Коммуниста одна очевидно не-христианская черта: он все же вор чужой жены. Это, кстати, характерный, хотя и подзабытый элемент революции — сознательная попытка разрушить традиционный институт брака. Кино представляет нам вполне живую историю, в которой веришь, что это чисто человеческая драма, что если и есть у Коммуниста вина, то самая малая. Это житейская драма, пусть и с социальным оттенком. Причем она близка множеству зрителей, поскольку на протяжении нескольких поколений очень многие женщины у нас либо оказались вдовами, либо хуже — были преданы мужьями. И понесли в-одиночку всю тяжесть жизненного выбора, заработков, воспитания детей. Это очень понятно и увы, присутствует в судьбах миллионов.

Но одновременно все же тут и метафора: развилка дорог, одна из которых ко храму, а другая в город, к «новой жизни»… Зритель фильма видел, что избран путь, о котором, видимо, мечтал бы Коммунист для своей семьи. Да, многие наши семьи прошли этой дорогой. А затем, очень часто, вспомнили и о храме. И надеюсь, испытали благодарность ко всем нашим женщинам. И в том числе тем женщинам, которые одни, презираемые и непонятые, сохраняли верность Церкви в течение семидесяти лет героических подвигов и трагических ошибок… И молились. В том числе, кто-то из них — за своего Коммуниста.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.

Образование и Православие / ГУРБОЛИКОВ Владимир http://foma.ru/kommunist.html

Читайте также:

16.02.2023 - Фильм «Святой Архипелаг» о жизни Соловецкого монастыря выйдет в российский ...

06.08.2017 - Николай Бурляев. К «Матильде» Учителя у меня есть вопросы

10.01.2017 - Фильм «Викинг». Кровь – это наша история?

13.11.2015 - Священник Иоанн Охолбыстин: "сильное кино с сильными эмоциями, повествующе ...

13.12.2014 - Несентиментальная история или фильм «Дочь» — о Промысле, любви и страдании

 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 0    
  Версия для печати        Просмотров: 1746


html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Декабрь 2024 (9)
Ноябрь 2024 (22)
Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)

«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031