|
||||||||||||||
Сергей Худиев. Вирус, убивающий довериеПочему невозможно встретить статью на тему «как правильно кинуть своих партнеров по бизнесу», в то же время рекомендации, как незаметно изменить жене или мужу – не редкость? Размышляет Сергей Худиев. Две недавние публикации в «Газете.ру» затрагивают проблему эпидемии СПИДа. В статье «Любовь, верность, СПИД» речь идет о том, что бороться с эпидемией СПИДа, побуждая людей к любви и верности, бессмысленно, а надо заниматься «сексуальным просвещением» и раздачей презервативов. Позиция Церкви представлена крайне искаженно и враждебно. Другая – игривая статья «Как правильно изменять». Речь там идет о неком сериале, показывающем (отнюдь не с отвращением) супружеские измены, и автор статьи полушутливо рассуждает о том, как правильно изменять, чтобы по возможности избежать разоблачения и гнева обманутых близких. О СПИДе там речи не идет – но он явно маячит в фоне, потому что СПИД обязан своим столь широким распространением определенной культуре. Вот о ней мы и поговорим.
Со стороны – не обязательно со стороны благочестивого христианина, просто со стороны, скажем, инопланетного антрополога, изучающего наш вид, бросается в глаза странная особенность этики, отраженной в подобных материалах – как в сериалах, так и в обеих статьях.
В традиционной (христианской, но не только) этике считается, что совершать клятвопреступление и обманывать доверившихся и зависимых – плохо, с какой бы то ни было целью: чтобы получить деньги, власть, статус, славу, выпивку-и-закуску, секс, чтобы посмеяться или добиться чего угодно еще.
В этике, которую, среди прочих, разделяет колумнист «Газеты.ру», обманывать доверившихся плохо по любым причинам, кроме секса. Вот ради секса нарушать клятвы и предавать доверие можно без проблем.
Причем никаких оправданий в виде великой любви и вихря страсти, которые считались обязательными раньше – всё просто и по-деловому.
Ну в самом деле – представьте себе статью под названием «Как правильно кидать деловых партнеров» или «Как оставить своих сотрудников без зарплаты»; хотя партнерам и сотрудникам никто не клянется в вечной и любви и верности, такой заголовок довольно трудно вообразить. А вот «Как обмануть жену и детей» – это запросто.
В чем причина этой аберрации? В значительной степени она является коммерческой – сексуальность является предметом масштабной коммерческой эксплуатации, и, как давно уже писал выдающийся психолог и философ Виктор Франкл,
В самом деле, ни для кого не секрет, что авторы сериалов, реклам и другой подобной продукции руководствуются именно коммерческими соображениями. За культурой, продвигающей распущенность, стоят мощные коммерческие интересы.
Разумеется, не все люди, которые поддерживают эту культуру, лично наживаются; потребители, которыми манипулируют, побуждая их принять очевидно порочную систему ценностей как само собой разумеющуюся, могут вполне искренне считать, что обман доверия – это допустимо, пока речь идет о сексе. Что это круто, современно, является признаком свободной, продвинутой и креативной личности, что так принято в кругах, куда хочется попасть, и так далее.
Но за самой культурой неверности стоит индустрия с большими оборотами.
Порнография – это индустрия; развлечения и реклама, эксплуатирующие ту «обезличенную и обесчеловеченную» сексуальность, о которой говорит Франкл – это еще более мощная индустрия. И ценности любви и верности в нее совсем не вписываются. Естественно, она отвергает христианство – но не только. Любую этику, предполагающую верность и воздержание.
Разумеется, у системы ценностей, которую предлагает эта индустрия, есть последствия. Одно из них – это, конечно же, СПИД и другие болезни, передающиеся половым путем. Очевидная реакция, которую предлагают далеко не только верующие люди – это уход от этой обезличенной и обесчеловеченной сексуальности, возвращение секса в его естественный контекст – преданных, верных и доверительных отношений между одним мужчиной и одной женщиной.
Но для культуры неверности это в принципе неприемлемо – и люди, находящиеся под ее влиянием, обычно страшно кривятся от самой мысли о любви и верности. Они предлагают нечто другое – «сексуальное просвещение», то есть усиленное воспитание людей в духе всё того же механистического, обезличенного отношения к сексуальности, и – поскольку это «просвещение» не предполагает верности – презервативы, чтобы снизить опасность заражения.
Естественно, сначала поощрять безответственное поведение, а потом пытаться как-то смягчить его последствия – это не лучший способ исправить ситуацию, и за него держатся по чисто идеологическим причинам.
Но культура неверности грозит не только СПИДом – она разрушает нечто не менее важное для общества, чем иммунитет для организма. Доверие.
О том, что обманывать доверие других людей – очень плохо, и все относятся к такому поведению с глубоким презрением, я узнал не от епископов. Я узнал это в самом раннем детстве от советских атеистов. Потому что любое человеческое общество держится на том, что мы тут договорились друг друга не предавать.
Существует такое понятие, как социальный капитал – способность людей устанавливать прочные связи, основанные на доверии, в разных областях жизни. Именно социальный капитал определяет, в наибольшей степени, процветание общества.
Культура, в которой предавать доверившихся – нормально, хотя бы, для начала, в области секса, разрушительна для общества в целом. Как можно доверять человеку, которому не может доверять его собственная семья?
Культура неверности – это вирус, разрушительный для общества. А Церковь – хотя далеко не только Церковь, все нравственно здоровые и здравомыслящие люди, верующие или нет – это иммунитет.
Не надо бояться быть на стороне иммунитета. В этом нет ничего неправильного. Неправильно быть на стороне вируса. Церковь здесь выступает на стороне здравого смысла – и множество иноверцев и неверующих ее поддержат.
Особенностью именно Церкви является Евангелие – Благая Весть о том, что грехи могут быть прощены, а разрушенные отношения с людьми и Богом – восстановлены. Никто не обязан держаться за ложную и пагубную идеологию; ее можно оставить и обратиться к истине и здравому смыслу.
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 1 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 1729 |