|
||||||||||||||
Интернет-проект "Батюшка-онлайн": молодежная мода, веление времени или миссия завтрашнего дня?Проект «Батюшка онлайн», реализованный на платформах нескольких социальных сетей, аналогов — по крайней мере в России — не имеет. Число его участников приближается к двумстам тысячам, количество вовлеченных представителей духовенства из нескольких стран — к нескольким сотням, ежедневная посещаемость 5–7 тыс. посетителей: что это — дань моде цифровой эпохи, «православие-лайт» или же миссия будущего, с которой духовенство уже сейчас должно идти ко всем, кто ищет ответы на вопросы о Церкви и духовной жизни? «Церковный Вестник» попытался разобраться в феномене «Батюшки онлайн», предоставив слово организаторам и участникам проекта.
Надежда Земскова, преподаватель Ульяновского государственного технического университета, автор и инициатор проекта (Ульяновск): "МЫ ПОМОГАЕМ ПОЛУЧИТЬ СКОРУЮ ДУХОВНУЮ ПОМОЩЬ"
— Надежда, ваш проект за четыре года стал беспрецедентным как по охвату аудитории тех, кто задает вопросы, так и по числу вовлеченных священнослужителей, которые онлайн ожидают вопросов и готовы на них быстро ответить. Как вы придумали этот сервис, с чего он начался? — С моего собственного вопроса — только не онлайн, а как раз оффлайн, то есть заданного священнику в реальном очном общении. Это было семь лет назад. В тот момент я не могла считать себя даже отчасти воцерковленным человеком. Проблему, занимавшую тогда меня, я считала очень важной, хотя теперь, конечно, вспоминаю об этом с улыбкой. Кстати, мой собственный пример — лучший ответ всем, кто считает поступающие на наш проект вопросы по-детски несерьезными. Ведь по большому счету именно с него началась моя настоящая дорога к вере. — Что же это был за вопрос, если не секрет? — Меня очень удивляло, почему религии так сильно различаются своими учениями, ведь Бог же один? Священник в моем родном Ульяновске, с которым я поделилась этим недоумением, ответил весьма жестко, в таком примерно духе: «Надя, вы не только о других религиях ничего не знаете, но и веру своих-то отцов представляете весьма приблизительно!» Меня это сильно задело: я захотела разобраться и увлеклась. Окончила православные курсы при Симбирской епархии, изучила религиоведение, сектоведение и историю Церкви. Потом, обучаясь в аспирантуре Ульяновского государственного технического университета и параллельно работая в епархиальных структурах, в своем вузе организовывала ток-шоу по самым разным общественно значимым темам. К участию в них мы постоянно привлекали священников. Вскоре невооруженным глазом стало заметно: молодежь буквально впитывает каждое их слово, жаждет узнать, что именно они ответят на той или иной вопрос. При этом было очевидно: многие стесняются спросить священнослужителя прилюдно, хотя слова уже, кажется, так и готовы сорваться с языка. И однажды я решила помочь таким страждущим — в первую очередь тем из них, кто от храма далек (а таких было большинство). Ведь многие просто стесняются пойти в церковь, а прячется за этим элементарное невежество. Так и родилась идея интернет-проекта, в котором любой желающий мог бы задать священнику вопрос и получить ответ в режиме реального времени. Я обсуждала эту идею на разнообразных форумах, конференциях и слетах, куда приезжали разбирающиеся в медийных проектах священники. Все как один высказались «за»! Мой духовник посоветовал взять благословение у правящего архиерея. Тогдашнему митрополиту Симбирскому и Новоспасскому Проклу (†2014) эта мысль тоже понравилась, хотя он, конечно, был человеком другой формации. С его благословения мы и вышли в мае 2011 года в Сеть. — Ваше начинание направлено в основном на неверующих людей, в крайнем случае на невоцерковленную молодежь. Люди, имеющие более или менее серьезное представление о Православии, вряд ли будут интересоваться, когда следует красить яйца, почему дважды подряд рвался гайтан с нательным крестиком и греховно ли женщине входить в храм в брюках. Можно предположить: постепенно воцерковляясь, эта аудитория потеряет интерес к «Батюшке онлайн» и уйдет из поля вашего зрения. Вам не обидно, что в силу этой причины эффективность вашего начинания оценить весьма затруднительно? — Среди наших священников присутствуют в том числе и люди с учеными степенями, которым пишут, задавая очень серьезные вопросы, те же семинаристы. Возможно, они не бросаются в глаза сразу. Но человеку свойственно развиваться. Получив импульс в виде ответа от священника, вопрошающий, возможно, оставит Интернет и возьмет в руки серьезную духовную литературу. Это же прекрасно! Деятельность по этому проекту занимает колоссальное количество времени и сил. Видимо, предвидя это, Высокопреосвященнейший Прокл, благословляя меня на это начинание, произнес: «Если ответы реально помогут хотя бы одному человеку, они уже оправдают себя». У нас же таких людей явно не один, не два и даже не два десятка. В нашей книге отзывов, которая также находится в открытом доступе, уже больше трех сотен сообщений. Едва ли не лидирующий по количеству ответов на заданные вопросы иеромонах Макарий (Маркиш) из Иванова одну девушку практически вытащил из петли — буквально, выражаясь современными терминами, онлайн. Это ли не лучшее свидетельство в пользу эффективности нашего начинания? — Кстати, об отце Макарии. Вы по-прежнему представляете его как одного из самых ярких священников, участвующих в «Батюшке онлайн». Меж тем сам он в беседе с корреспондентом ЖМП в сердцах высказался, что пытался два года достучаться до вас со своими претензиями по поводу организации интернет-общения, но в сервисе так ничего к лучшему и не изменилось. Теперь он представляет иной аналогичный проект — только что родившийся и интегрированный с другой социальной сетью. Более того, отец Макарий назвал множество технических дефектов «Батюшки онлайн». Вот несколько из них: участвуют только зарегистрированные пользователи «ВКонтакте», что служит и психологическим, и техническим, и организационным обременением; вопрос публикуется в тот момент, когда его задает вопрошатель; священник может его удалить, но лишь постфактум, что неблагоприятно воздействует на публику; вопрошатель и священник имеют равные редакторские права на текст вопроса и ответа; сплошь и рядом вопрошатель удаляет не понравившийся ему ответ; священники не уведомляются о поступивших вопросах и т.д. — Мне удивительно слышать об этом. Ни одной претензии от отца Макария за всё время его работы с нами слышать не приходилось. Мне казалось, что расстались по-доброму. Проект развивается, все упомянутые технические недоработки урегулированы. Но изменить интерфейс «ВКонтакте» мы не в силах, уйти оттуда тоже не можем. Если кому-то неудобно задавать вопросы там, можно воспользоваться другими соцсетями. Точно так же мы не имеем возможности лишать участника права удалять свой вопрос. Допускаю: священнику жаль результатов своего труда. Но ведь вопрошающий тоже вправе распоряжаться собственным вопросом! — Вернемся к тем людям, которые получили ответы и пытаются начать расти духовно. Не приходилось ли вам сталкиваться с самостоятельными группами в тех же соцсетях, созданными такими пользователями? Быть может, в Интернете появилось нечто вроде «клуба выпускников» «Батюшки онлайн»? — Наши подписчики общаются между собой напрямую. Но я о группах, о которых вы спрашиваете, не слышала, и сталкиваться с ними, увы, не доводилось. Начал ли вопрошающий ходить в храм, чаще ли он исповедуется и причащается, инструментарием соцсети не просчитывается, и слава Богу. Мне лично известны несколько участников, обретших в проекте своего духовника. Но главное, люди начинают ходить в храм, приступать к таинствам. Это как одна из ступенек на пути к Богу. — Но где она находится? Из большинства вопросов и ответов складывается ощущение, что в самом низу. — Это зависит от самого вопрошающего, от его желания и духовного уровня. Сегодня он спросит, как свечку ставить, завтра — о смысле Христова воскресения, послезавтра — о рождении Церкви. Глядишь, и до азов богословия недалеко. Кроме того, следует учитывать еще один важнейший момент, о котором многие не подозревают. Задав начальные, самые простые вопросы, участники часто уходят от открытого общения в личную переписку со священником. Вероятно, там формулируются более интимные и гораздо более сложные вопросы, но посторонние их уже не видят. Кстати, по общему объему заданных вопросов закрытая переписка уже преобладает над открытой. — Первоначально вы заявляли ваш сервис как возможность в любой момент получить ответ на заданный вопрос благодаря постоянному присутствию священников в проекте: над Россией никогда не заходит солнце, так что даже на вопрос, заданный среди ночи в Москве, может быстро ответить курильский или владивостокский священнослужитель... — Так и есть, и это преимущество сохраняется. Но, конечно, не все участники отвечают на адресованные персонально им вопросы мгновенно, они же тоже занятые люди. К примеру, если вы хотите получить ответ от архиепископа Петергофского Амвросия, будьте готовы подождать день-другой. Определить же, кто отвечает очень быстро, предельно просто: общее количество вопросов у них максимально, а неотвеченных — минимум. — А почему не получило развития направление с видеоответами? — Исключительно из-за технической сложности. Снимать, монтировать, верстать и публиковать видеоответы довольно трудоемко. Видеоверсия не главная наша цель, а просто дополнение к письменным ответам. Сейчас мы поддерживаем эту часть проекта только с участием архиереев. — Как вам кажется, почему такого невероятного взрыва популярности «Батюшка онлайн» удостоился в Инстаграме? — По-моему, благодаря тому, что сама по себе эта социальная сеть очень модна, и в первую очередь у молодежи. Очень многие считают ее самой прогрессивной и предпочитают остальным соцсетям. В Инстаграме у нас уже самая большая группа, и именно тут «Батюшку онлайн» читают многие звезды современной российской эстрады. Мы, конечно, не гонимся за такой популярностью специально, но это тоже важно: вопросы веры в нашем обществе интересны самым разным людям.
Протоиерей Виктор Горбач, вице-президент Российской ассоциации центров изучения религии и сект (Южно-Сахалинск: "УНИКАЛЬНЫЙ ПРИМЕР ОБРАТНОЙ СВЯЗИ ОБЩЕСТВА СО СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЯМИ" — Отец Виктор, как вы начали сотрудничать с проектом? Чем он интересен лично вам? — Меня привела Надежда Земскова. С ней я познакомился в молодежном лагере «Православный Селигер» в 2009 году. Когда она рассказала мне о «Батюшке онлайн», я согласился туда войти: проект показался мне очень интересным с миссионерской точки зрения. Сейчас мне сложно быстро отвечать на вопросы из-за постоянного цейтнота. Отслеживать в Интернете вопросы иногда нет возможности в течение целого дня. А на некоторые вопросы, бывает, отвечаю только спустя неделю. Для проекта это, наверное, не очень хорошо, но пока меня терпят. — Как вам кажется, чем «Батюшка онлайн» привлекателен для простых пользователей? — Есть несколько причин. Во-первых, минимальное модерирование: удаляются только нецензурная брань и явно оскорбительные высказывания. Во-вторых, священники, как правило, даже на самый простой вопрос обычно стараются отвечать развернуто, подробно. Это поднимает самосознание абонента: ему приятно осознавать, что им не пренебрегли, даже если он интересовался, как по факту выясняется, тривиальнейшей вещью. Далее, «Батюшка онлайн» не стоит на месте. Традиционная проблема подобных православных начинаний: они быстро выдыхаются. А тут постоянно появляются новые лица, новые возможности. Главное же, проект успешно занял давно пустовавшую нишу и оказался весьма кстати. Раньше я любил шутить, что кроме журнала для сомневающихся «Фома» нужен еще и «Ерема» — с самыми простыми, непритязательными разговорами о вере с теми, кто и сомневаться-то пока еще не научился, потому как что-то где-то когда-то слышал, но ни на шаг к Церкви не приблизился. И вот в такой аудитории — в основном состоящей, по моим наблюдениям, из жителей провинции — проект и оказался чрезвычайно востребованным. — Но хотя бы один новичок проекта после серии вопросов священникам начал ходить в храм, зажил полноценной церковной жизнью? — Лично мне такие примеры неизвестны. По-моему, «Батюшка онлайн» преследует другие первоочередные цели: работать с невоцерковленными людьми, чтобы снимать их связанные с так называемым бытовым православием недоумения: как правильно молиться в храме, как и где там стоять, как поститься... Другая важная часть вопросов и ответов — своеобразная скорая помощь людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и от отчаяния написавшим в «Батюшку онлайн». Таким абонентам важно быстро дать понять: они не останутся один на один с проблемой, есть неравнодушный к их беде священник. Подобная помощь особенно незаменима для одиноких. В таком общении паствы со священством посредством Интернета я не вижу ничего плохого. Конечно, лучше, если бы человек не сидел за компьютером, а дошел до ближайшего храма и пообщался со священником очно. С другой стороны, множество сообществ в соцсетях выступают в качестве своеобразных клубов по интересам: там есть автолюбители, спортивные болельщики, поклонники разных видов искусства... Почему бы не появиться и диалогу пастыря с паствой? — Быть может, со временем сложится даже виртуальная община? — Вряд ли. Вообще потенциал подобного формата, по-моему, ограничен: за пределы соцсетей он, скорее всего, не выйдет, поскольку изначально для них проектировался и создавался. Его достоинство в другом: спрашивающий гарантированно получает ответ от носителей традиционного Православия. Это не нравоучительная книга с прилавка, которая еще неизвестно кем написана, а настоящий православный священник. Присутствуют, конечно же, и недостатки. Среди них, к примеру, опасность подмены настоящей веры этаким «интернет-православием», искушение исповедовать Христа, не выходя из Сети. В Интернете-то мы все постники, а по-настоящему? Впрочем, этот недостаток можно обратить в достоинство. Часто говорят, что Интернет дробит общество, растаскивает его по различным лакунам. В целом это верно. Но именно сервисы, подобные «Батюшке онлайн», дают возможность православным интернет-пользователям почувствовать себя в родной среде, поэтому их и стоит развивать. К главному же преимуществу именно этого проекта я бы отнес уникальную обратную связь, которую мы можем наблюдать. Запрос общества на общение со священниками по-прежнему огромен. Замечательный проповедник и миссионер современности протоиерей Олег Стеняев как-то сказал, что, если бы священник, ничего не говоря, просто внимательно выслушивал приходящих к нему, от этого уже была бы огромная польза. Примерно это — с поправкой, разумеется, на формат социальной сети — и делает «Батюшка онлайн».
Священник Андрей Степанов, ведущий специалист сектора по проведению выставок Издательского совета Русской Православной Церкви: "ПРОЕКТ РАЗВИВАЕТ, ДИСЦИПЛИНИРУЕТ И ЗАСТАВЛЯЕТ ЗАДУМЫВАТЬСЯ О СКАЗАННОМ" — Отец Андрей, на вопросы «Батюшки онлайн» вы отвечаете не очень давно — в течение нескольких месяцев. О чем спрашивают чаще всего? — В первые недели все вопросы были банальными (чаще всего связанными с различными режимами поста), за исключением, пожалуй, одного, который очень ярко врезался в память. Молодой человек поведал, что согрешил с девушкой легкого поведения, и интересовался, следует ли теперь делать ей предложение. Его смущало, как быть, если она согласится, и получится ли такой брак крепким. — На первый взгляд, довольно искусственная конструкция... — Честно говоря, сначала мне показалось, будто это провокация. Как правило, подобные вопросы, если на них действительно хотят получить ответ, задают в личной переписке. Этот же был опубликован в открытом доступе, и мелькнула даже мысль сразу удалить его. Но всё же я постарался сформулировать внятный и в то же время конкретный ответ, который, как показала наша последующая переписка, возымел желаемый результат. Я написал абоненту примерно следующее: «Как вы, так и эта девушка обязательств по отношению друг ко другу не несете. Оба знали, на что шли, при этом один платил деньги, а другая брала их. Гораздо ценнее посмотреть на свой грех и принести Христу подлинное, а не формальное покаяние. Далее, если вам важна не только собственная судьба, но и жизнь этой девушки, очень важно разобраться: почему она согрешила — из-за материальной нужды, из-за незнания Христа или еще по какой-то причине. И, предположим, оказав ей ту или иную помощь, начав совместный путь к Господу, вы сможете нормально общаться и, быть может, если Бог даст, дойдете и до создания крепкой здоровой семьи». — Воспринял ли этот ответ ваш собеседник? — Не сразу, но смысл до него дошел. Мой ответ побудил его написать мне уже в «личку». У нас завязалась довольно оживленная переписка, в ходе которой я понемногу знакомил его с основами христианской веры. Он поведал мне о собственной интернет-зависимости, подверженности греху блуда. И теперь мы осторожно подходим с ним к настоящей индивидуальной исповеди. — Вы сказали, что сначала вопросы были в основном банальными. А теперь, спустя несколько месяцев, их характер изменился? — Теперь ко мне гораздо чаще обращаются в «личку». Видимо, потому, что не успеваю отвечать на открытые вопросы в реальном времени. И если на старте моего участия в проекте приходило около двух десятков вопросов ежедневно, теперь в среднем по одному вопросу в сутки. В «личке» же спрашивают гораздо менее очевидные вещи. Например, были обращения от заключенных. Однажды написала целительница. По ее словам, она множество раз слышала, что ее «дар» — грех и использовать его нельзя, но справиться с собой не может: как только пытается прекратить исцелять, начинает хворать сама. — И что вы ей ответили? — На подобные вопросы лучше отвечать, цитируя Священное Писание. Так я поступил и в этот раз, приведя фрагменты из Ветхого Завета и выдержки из решения Вселенских Соборов. Тот самый недуг, который овладевает ей, когда она пытается оставить исцеление, как раз, скорее всего, и демонстрирует угодный Богу путь. Как она сама пишет, в эти моменты чувствует, что ее тело будто распирает и она начинает гореть в огне. То есть налицо явно бесовский характер этого «дара», и просто так, без дополнительной работы, от него избавиться не удастся! — Представители каких социально-демографических групп пишут вам чаще всего? — В основном это нейтрально настроенные по отношению к религии люди в возрасте от 25 до 35 лет. Чаще всего у них уже присутствует собственный жизненный опыт. В этом смысле наш проект очень важен: если такой человек почувствует реальную поддержку, следующим его шагом может стать храм. Приведу пример немного из другой области. Вчера я, как и многие московские священники служил акафист в Иверской часовне. После службы ко мне подошла женщина, посетовавшая, что никак не может найти работу. Посоветовав ей помолиться святителю Спиридону Тримифунтскому, я поинтересовался, когда она последний раз исповедовалась. Выяснилось, что... никогда! Но как же Бог поможет ей, если она сама упорно не сближается с Ним?! Следующие четверть часа мы потратили на первую в ее жизни исповедь. А если бы я отослал ее на приход, быть может, она туда и не дошла бы. Конечно, я не могу с уверенностью сказать, что в следующее же воскресенье она пойдет в храм, причастится святых Христовых таин и отныне станет делать это регулярно. Но посыл, первый шаг в этом направлении сделан, и очень важный. Смысл проекта «Батюшка онлайн» как раз в этом: подтолкнуть человека в верном направлении. — Как вы для себя определили задачи участия в этом проекте? — Сначала я относился к этому сервису скептически. Мне казалось, что, выставляя диалог со священником на всеобщее обозрение, он разрушает присущее христианской традиции доверительное отношение с паствой. Но теперь, спустя месяцы, я смотрю на него иначе. Меня самого как служителя Церкви он сильно дисциплинирует. Вольно или невольно я серьезно взвешиваю все формулировки. Теперь я задумываюсь над каждым своим словом, ощущая ответственность за ответы. Это развивает меня духовно и позволяет выйти за рамки какого-то одного прихода, одной общины.
Типичные вопросы Татьяна Савостина: В конце января сын с супругой попали в аварию, мужчина, виновник, погиб на месте. Есть ли наша вина в его смерти? Протоиерей Александр Торик (Москва), писатель: В вопросе есть ответ: виноват «виновник». А остальное — на исповедь к духовнику. Татьяна Ильина: Не грешно ли в храме улыбаться во время службы? Протоиерей Димитрий Савельев (Ульяновск): На службе в храме мы живем теми мыслями и чувствами, которые вызывают у нас события праздника и конкретная ситуация богослужения. На пасхальных службах все радуются, порой даже громко кричат: «Воистину воскресе!» И в богослужебных песнопениях Пасхи есть, например, слова: «Красуйся, ликуй и радуйся, Иерусалиме». Поэтому грешными могут быть не сами по себе улыбка или смех, а их причины. Например, если вы в храме обсуждаете посторонние для богослужения предметы, то это грех, даже если совсем не улыбаться. Андрей Чиянов: У меня перестали появляться скорби! Значит, Господь меня оставил, я потерял надежду попасть в Царство Небесное? Священник Сергий Свешников (Сан-Франциско), преподаватель: У любого человека в жизни бывают скорби, но бывают и радостные дни. Не нужно специально искать скорбей — они сами вас найдут. Благодарите Бога за всё — и за скорби, и за радости. Земная жизнь переменчива. Неизменным должно быть только одно: наше стремление служить Богу и людям. Ищите прежде Царствия Божия и правды Его. А если вы чувствуете готовность поупражняться в терпеливом перенесении скорбей, то я думаю, что такая возможность вам рано или поздно предоставится. Бог вам в помощь!
ЦИТАТА Интернет — такая сфера общения, где на духовенство ложится особая ответственность. Здесь невозможно допустить неправильные слова. Здесь нельзя давать себя вовлечь в эмоции в момент обсуждения. Но важно, чтобы вы хороших батюшек выбирали. Под словом «хороший» я понимаю не только хорошую бороду, не только хороший голос, не только стаж службы... А человека, способного находиться в коммуникациях современной онлайновой аудитории.
Справка. «Батюшка онлайн» — не имеющий аналогов Всероссийский интернет-проект, был создан в Ульяновске в мае 2011 г. в социальной сети «ВКонтакте» и ныне действует по благословению митрополита Симбирского и Новоспасского Феофана. Читательская аудитория превышает 100 тыс. чел. (более 70 тыс. подписчиков в Инстаграме и более 30 тыс. ВКонтакте). Свыше полусотни священников и 5 архиереев отвечают на вопросы. В числе участников — духовенство из 45 российских городов, из 7 стран мира. Ежедневная посещаемость — около 7 тыс. пользователей.
КОММЕНТАРИИ Александра Тирских (Санкт-Петербург): "Я СТАЛА ПРАВОСЛАВНОЙ ХРИСТИАНКОЙ БЛАГОДАРЯ "БАТЮШКЕ ОНЛАЙН" Я росла в семье невоцерковленных родителей. Всё мое Православие исчерпывалось крашеными яйцами и куличами на Пасху. Когда вышла замуж, перестала делать и это. Замужество оказалось неудачным, даже трагическим: наркотики, постоянные семейные драмы. После семи лет совместной жизни оно закончилось смертью мужа. Это случилось пять лет назад. Я совершенно растерялась, не понимала, для чего и как жить дальше. Мне было так плохо, что даже приходили мысли о самоубийстве. Ролик о проекте «Батюшка онлайн» случайно увидела по телевизору. Написала самой Надежде Земсковой с просьбой помочь. Постепенно втянулась, стала участником этой группы, а потом и в храм пришла. Теперь я прихожанка петербургского Никольского собора. Стараюсь бывать в храме хотя бы раз в неделю. Если в воскресенье занята (я работаю администратором в кафе), иду на службу в какой-нибудь будний день. Сейчас я всё еще остаюсь зарегистрированным пользователем группы «Батюшка онлайн», но вопросы, конечно, уже на задаю: мне достаточно приходской жизни. Могу поддержать кого-то, выслушать, а еще по мере возможности реагирую на просьбы о конкретной помощи. Ефрем, епископ Биробиджанский и Кульдурский: "В СОЦСЕТЯХ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ТЫСЯЧИ ТАКИХ ПРОЕКТОВ" Присоединиться к интернет-проекту «Батюшка онлайн» меня побудил призыв Святейшего Патриарха Кирилла. Предстоятель призвал духовенство участвовать в работе данного ресурса, ибо он приносит современному человеку много пользы. Как показывает мой опыт присутствия в социальной сети, сегодня молодежь, да и люди среднего возраста, всё чаще ищут ответы на вопросы о духовной жизни и о священном предании в Интернете. Часто формат общения «вопрос-ответ» переходит в дискуссию. Многие хотят сегодня получать от духовенства ориентиры в богословском осмыслении различных событий, а в особенности тех, участниками или непосредственными свидетелями которых они являются. Нередко приходят вопросы, на которые можно ответить только в личном сообщении. Это, на мой взгляд, свидетельствует, что иногда человек не решается обратиться к священнику вживую и виртуальное пространство оказывается подходящим, чтобы сделать первый шаг в общении со служителем Церкви. Но особенно радуют сообщения пользователей Сети о посещении храма и об участии в богослужении после нашего общения в Интернете. Василий Писаревский, научный сотрудник Информационно-аналитического центра факультета социальных наук ПСТГУ: "У ТАКИХ ПРОЕКТОВ СЕРЬЕЗНЫЙ МИССИОНЕРСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ" Сегодня в «ВКонтакте» несколько десятков миллионов сообществ, православных из них — всего около 10 тыс. Но именно они наиболее активно развиваются, привлекая всё новую и новую аудиторию. Такие проекты, как сообщество «Батюшка онлайн», сегодня чрезвычайно востребованы и имеют серьезный миссионерский потенциал. Люди, которые пока не дошли до храма, могут получить ответы на любые значимые для них вопросы, а за счет «вирусного» механизма распространения информации «ВКонтакте» о проекте узнают их сетевые «друзья» и «друзья друзей». Уникальность начинания еще и в том, что можно задать вопрос священнослужителю, который в силу своего опыта наиболее полно знаком с той или иной проблемой. Уже сегодня можно назвать как минимум десяток православных сообществ «ВКонтакте» с аудиторией свыше 50 тыс. человек. Но нужно принимать во внимание не только размер аудитории, но и ее вовлеченность (то есть совокупное активное участие пользователей — общее среднесуточное число «лайков», репостов, комментариев относительно численности сообщества за всё время его существования). Как показало проведенное нашим центром исследование, у православных сообществ этот показатель значительно выше, чем у светских.
Образование и Православие / Дмитрий Анохин, ЖМП № 6 июнь 2015 |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 3169 |