|
||||||||||||||
Митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий. Скажите, а когда были простые времена?Православный миссионер должен говорить о вере с самыми разными людьми – студентами и бородатыми байкерами, с теми, кто заблудился на пути к вере, и теми, кто считает, что у них в жизни «и так все хорошо». Как не стать навязчивым, не отпугнуть собеседника? Есть ли такие слова, которые смогут пробиться к душе человека, или тут нужны не только слова? Об этом – митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий. - В работе миссионера немало сложностей; чтобы убедить человека в чём-то, нельзя говорить с ним холодно, отстранённо – нужна горячая вера. Здесь есть риск чем-то затронуть личные убеждения, нарушить то, что называется личным пространством, которое современный человек старается тщательно оберегать. Как необходимо строить эту работу?
– Ну, знаете, в личную жизнь влезать никто не может. Господь Бог наделил каждого человека Своим образом и подобием, Он дал каждому человеку свободу, и эту свободу не отбирает. В конце концов, люди, которые Самого Спасителя распяли, воспользовались своей свободой.
Церковь должна, конечно же, очень деликатно подходить к вопросу миссионерского служения. Давайте вспомним слова апостола Павла: «Для всех я сделался всем, чтобы спасти, по крайней мере, некоторых» (см. 1 Кор., 9, 20-22). Церковь должна разговаривать с людьми на понятном для них языке: со студенческой молодёжью – один разговор, с их ровесниками, которые не получили высокого образования, – другой. Это не значит, что мы должны одних ставить выше других; все наши сограждане – члены общества и потенциальные члены Церкви Христовой. Речь идёт о том, чтобы приблизиться к аудитории, рассказывать о Боге на простом, понятном языке.
- Миссионерам приходится сталкиваться с самыми разными молодёжными течениями, движениями. Они очень неравнозначны, порой противоречивы – со всеми нужно работать православному миссионеру или как-то выборочно?
– Конечно, в первую очередь следует находить то, что нас объединяет. Найдём – завяжутся добрые отношения, сердца будут возгреты, и тогда противоречия, которые есть между нами, отойдут на второй, третий или даже на десятый план, а может, и вообще изгладятся. Надо начинать с добра, с мира. Митрополит Сурожский Антоний встречался с байкерами. Что их объединило? Он говорил: «Вы с бородами – и я с бородой. Вы в длинных чёрных одеждах – и я в длинной чёрной одежде». После беседы с владыкой Антонием эти люди пришли в храм, стали православными христианами.
Но мы знаем, что реакция на людей, одетых не так, как принято в церковной среде, вполне могла быть и другой – да она и бывает, к сожалению, чаще всего совсем не такой доброжелательной, как у митрополита Антония Сурожского. «Что вы себе позволяете? Посмотрите на себя – бороды отрастили, ходите лохматые, косматые», – такие слова, к сожалению, скорее всего услышали бы от многих православных байкеры, как и другие люди, которые необычно выглядят. Вот вам, пожалуйста, – живой пример того, как надо начинать с людьми общаться, как завязывать разговор, в первую очередь – с молодёжью. Мы знаем, что для многих молодых людей не существует авторитетов, назидательные речи вызывают у них аллергию, море им, как говорится, по колено, горы по плечо. Но ведь и с ними можно говорить, что блестяще показал владыка Антоний.
Надо учитывать особенности возраста, воспитания, уровень интеллектуального развития, но прежде всего надо помнить: говорить мало, нужно показывать, что такое вера. Святые отцы говорили, что Православие не «доказуется», а «показуется». Показуется делами любви. Мне кажется, миссионерское служение должно быть ненавязчивым, должно раскрывать тайные глубины любви Бога к человеку и человека к человеку.
Такую любовь заповедал нам Господь Бог. Господь говорит: «Возлюбите друг друга так, как Я вас возлюбил». Он любит всех – и безмерно; Он молится за тех, кто Его распинает. Порой люди поверхностно понимают этот призыв к Любви, они думают, что очень легко исполнить эту заповедь.
На самом деле, это очень непросто. Если человек тебе почему-то не нравится, как ты сможешь всею душою любить его, быть готовым отдать за него жизнь, как отдал за нас Спаситель Свою жизнь? Пусть он тебе и плохого ничего не сделал – просто нет к нему симпатии, и всё. А если он сделал тебе что-то плохое? Как найти в себе силы следовать завету Спасителя о любви?
Крестная любовь стяжается усердием, терпением, смирением, долгой кропотливой работой над собой. И к этой любви можно только стремиться. Конечно, она недостижима для человека, потому что Любовь эта Божественная и даруется благодатью Святого Духа. Но мы должны к ней стремиться, постепенно приближаясь, из меры в меру.
- Владыка, возможно ли вообще в наше время достичь истинной христианской любви, когда мир живёт очень динамично, в нём постоянно происходят какие-то новые и новые изменения – всё настолько бойко, что не знаешь даже, как себя найти в этом мире?
– Скажите, а когда были простые времена? Наверное, невозможно достичь истинной любви во всей её полноте в ограниченных условиях нашего мира, который лежит во грехе. Можно её постепенно постигать, поэтапно приближаясь к Богу – падая, вставая, снова идя навстречу Богу…
В разные времена были свои сложности, и ведь каждый христианин, вне зависимости от условий и обстоятельств, имеет призыв к Любви Божественной. Вне зависимости от того, где находится, в каких условиях живет. Вспомним евангельскую притчу об овнах и козлищах – что спросит с нас Господь на Страшном суде? Мы не будем отвечать о догматических тонкостях нашего вероисповедания – Господь спросит каждого, был ли он человеком с живым сердцем, был ли отзывчив на любовь, не прошёл ли мимо чужого страдания? Если ты был настоящим, отзывчивым – значит, войдёшь в рай твоего Господа. А если был равнодушным – невзирая на то, в каких обстоятельствах, исторических условиях ты находился, если твоё сердце было холодным, бесчувственным, – значит, сам себя поставил вне Царства Божией любви.
Говорят, что особенно сложно жить по заповедям в настоящее время – да всегда было непросто! Всегда христиане жили не благодаря, а вопреки. Вспомним историю христианства, с первых веков – гонения, массовое уничтожение верующих во Христа. Потом прямые гонения прекратились, но власть постоянно вмешивалась в дела Церкви, и это создавало особые трудности. В начале ХХ века в России – что, легче было?
Я думаю, Господь каждому человеку посылает те условия и обстоятельства, в которых он может проявить своё отношение к Богу и к своим ближним. Другой вопрос, что человек этими обстоятельствами не пользуется – зачастую, к сожалению, именно так происходит.
Сколько угодно можно говорить о возрастании греха, об Интернете и СМИ, но ведь Господь каждому дал свободную волю, и в любом случае человек выбирает для себя сам – либо добро, либо зло. Либо любовь, либо равнодушие и хладнокровие.
Образование и Православие / Приходы.Ru |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 1659 |