|
||||||||||||||
Протоиерей Игоря Рябко. Миссионер «в тылу врага»О чем и как говорить миссионеру с нецерковной молодежью, чтоб его поняли и готовы были услышать, да и попросту не заснули во время объяснений? Об этом размышляет протоиерей Игорь Рябко, руководитель образовательного отдела Запорожской епархии Украинской Православной Церкви, заведующий кафедрой богословия Классического приватного университета города Запорожье. ![]() Во время вводной лекции, разложив Иммануила Канта по полочкам и отделам, я с академической монотонностью принялся разбирать взгляды Фейербаха на религию. Студенты, мирно посапывая и изредка похрапывая, с благоговением почивали на партах. Когда я закончил с Фейербахом и подсовывал к себе Шлейермахера, возникла пауза, и надо было в это время благодати Божией коснуться спящей в первых рядах студентки. Она громко и внятно зевнула на всю аудиторию и сказала тихо и с любовью: «Отец Игорь, да Вы лучше спойте, как там в церкви поют…». С тех пор почивших философов я больше не тревожил…
Прошло много времени. Из молодого стройного батюшки я превратился в толстого маститого митрофорного протоиерея. Вместе с весом и оперением пришел опыт, и теперь я могу обозначить те принципы, по которым строю свою работу, и тот круг вопросов, который интересует студентов.
Все вышеизложенное, конечно, не утверждает, что работа миссионера – это развлекаловка и популизм. Говорить нужно и о Боге, и о православной антропологии, сотериологии, эклессиологии… и мы это делаем. Но главное – как говорить. Какими словами, терминами, каким языком. Если говорить живо, интересно, захватывающе, то можно поднимать любую тему, и она пройдет блестяще.
К сожалению, православные часто осуждают наших миссионеров за стиль их работы, поведение; уютно расположившись в креслах, размышляют над тем, как правильнее было бы общаться с молодежью, каким языком разговаривать. Я советую не спешить с выводами и советами, потому что по опыту знаю, какой крови стоит доверие. Пока ты не станешь для детей своим, все слова, даже самые умные и правильные, будут пустым звуком.
Честно говоря, меня задевает и даже раздражает, когда наши закутанные в «сари» лубочные православные, смиренно похныкав на исповеди, какие они никудышные, отойдя два шага, начинают записывать в еретики всех богословов, имена которых они где-то как-то слышали. При этом эти «твердыни церкви» свято верят, что чем больше мощей они поцелуют, тем больше «бонусов» в свой духовный банк получат. Иногда у них хочется спросить: «А где ваши дети, внуки? Почему они не в храме? На дискотеке? В баре? Пока вы читаете Евангелие, что они читают? Не знаете?» Я расскажу – они читают пошлые журналы для подростков. Так вот, если вы не можете их сюда привести – мы идем за ними.
Православный миссионер сегодня – это боевой спецназ. Он работает на чужой, враждебной территории, и в тылу врага говорит не церковнославянским, а языком врага. Иначе не поймут. Этот спецназ берет образы, понятия врага и то, что можно, преображает, как и сделала Церковь с колядками, щедривками, масленицей и прочим. Он ходит не в костюме, а в боевом снаряжении. И все то оружие, каким бы уродливым оно не казалось, тоже служит делу победы.
Если миссионер использует какие-то не совсем приличные примеры, анекдоты, сравнения, то это не значит, что он пошляк и циник. У них своя цель – цель эмоциональных ингредиентов, для удобоваримости. Не объяснишь «скинам» христианские истины языком Григория Богослова – не поймут. Жизнь на приходе и на дискотеке – разная.
Да, у любого настоящего миссионера может наступить так называемая профессиональная деформация. Он может не почувствовать границы, где-то ее переступить, где-то позволить себе то, чего, может, и не стоило. Это наши боевые раны. Но мы, в отличие от критиканов, знаем, отчего они появляются и как болят. Появляются не от богохульства, а от неправильного проявления все той же любви к Богу. И болят, потому цена их – позор и соблазн.
Каждая лекция среди молодежи, каждый семинар, каждая встреча – это бой. Ты или проиграл, или выиграл. Ничьей не бывает. Я знаю немало отцов, которые пробовали «миссионерить», но увидев, каких это стоит нервов и напряжения, сбежали. Зато в пономарке они о высоком глаголют, и нас же линчуют: неправильно, дескать, не по православному глаголют, – забывая, что Христос в поисках человека не побрезговал спуститься до ада.
Сложно быть миссионером. Но самое тяжелое и печальное в современной православной миссии – это два огромных камня преткновения: первый – найти того, кто сможет говорить, второй – найти средства, на которые «говорильщик» и его семья смогут жить, поскольку миссионерская работа – самая неблагодарная и не приносящая в материальном плане ничего, кроме ущерба. Но это тема уже отдельного грустного разговора.
Образование и Православие / Приходы.Ru |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 1 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 2669 |