Опубликовано 12.08.2015 в рубрике  Новостная лента » Обзор СМИ
 

Протоиерей Игоря Рябко. Миссионер «в тылу врага»


О чем и как говорить миссионеру с нецерковной молодежью, чтоб его поняли и готовы были услышать, да и попросту не заснули во время объяснений? Об этом размышляет протоиерей Игорь Рябко, руководитель образовательного отдела Запорожской епархии Украинской Православной Церкви,  заведующий кафедрой богословия Классического приватного университета города Запорожье.
 
Протоиерей Игоря Рябко. Миссионер «в тылу врага»Когда лет десять тому назад я начал преподавать студентам уже не эпизодически, время от времени, когда пригласят, а систематически, то на одном из первых занятий со мной произошел такой случай.

Во время вводной лекции, разложив Иммануила Канта по полочкам и отделам, я с академической монотонностью принялся разбирать взгляды Фейербаха на религию. Студенты, мирно посапывая и изредка похрапывая, с благоговением почивали на партах. Когда я закончил с Фейербахом и подсовывал к себе Шлейермахера, возникла пауза, и надо было в это время благодати Божией коснуться спящей в первых рядах студентки. Она громко и внятно зевнула на всю аудиторию и сказала тихо и  с любовью: «Отец Игорь, да Вы лучше спойте, как там в церкви поют…». С тех пор почивших философов я больше не тревожил…

Прошло много времени. Из молодого стройного батюшки я превратился в толстого маститого митрофорного протоиерея. Вместе с весом и оперением пришел опыт, и теперь я могу обозначить те принципы, по которым строю свою работу, и тот круг вопросов, который интересует студентов.

1. Очень важно стучать в сердце, а не в мозги. Оставить впечатление в чувствах, доброй памяти, в живом интересе к рассматриваемой теме. Будьте уверены: всё, что вы говорили, студенты забудут в период от одного часа до трех недель. А вот ощущение встречи, пускай и глубоко в подсознании, останется на всю жизнь.

Поэтому важнее оставить впечатление о Церкви. Чтобы молодой человек понял, что Церковь – это не сундук из лавки древностей. Она современна, Она интересна, жива, глубока, и может раскрыть перед ним такой чудесный мир, о котором он не мог и мечтать.

У молодежи должен возникнуть, в первую очередь, интерес, а не знания. Это как в детстве, когда мы совершали какие-то открытия в виде «клада» на чердаке, книги, автор которой становился нашим другом, каких-то романтических тайн, наполнявших наш детский мир. Нам туда хотелось: там интересно, там что-то новое, неизученное, там другой мир. Студенты – это всего лишь немножко выросшие дети, и они будут слушать то, что нравится детям, а не пересохшим профессорским мозгам.

2. Не стройте иллюзий, что молодые будут интересоваться глубинными бытийными, мировоззренческими вопросами: о смысле жизни, сотериологии и т.п. Поэтому не стоит знакомство начинать с разговора о том, чем отличаются дихотомисты от трихотомистов, или богословским анализом спора Варлаама Калабрийского с Григорием Паламой.

3. Темы, которые интересны и которые идут на «ура», – это, в первую очередь, темы семьи и брака. Для молодежи характерны и актуальны вопросы межличностных взаимоотношений, этика семейной жизни, причины разводов и прочее. Также студентов интересуют давно пройденные среднестатистическим православным вопросы отношения к гадалкам, гороскопам, сглазу, порче, колдунам и т.п. Немалый интерес вызывают вопросы: «Откуда у Церкви деньги?», «На что живут священники?». При этом во многих почему-то живет образ священника на «Мерседесе» с золотыми слитками в боковых карманах рясы. Далее следуют темы посмертной участи души, пророчества, вещие сны, летающие тарелки, вилки и т.д. А вот о единстве двух природ во Христе или о том, как понимать православное учение о Троице, никто меня ни разу не спросил.

Все вышеизложенное, конечно, не утверждает, что работа миссионера – это развлекаловка и популизм. Говорить нужно и о Боге, и о православной антропологии, сотериологии, эклессиологии… и мы это делаем. Но главное – как говорить. Какими словами, терминами, каким языком. Если говорить живо, интересно, захватывающе, то можно поднимать любую тему, и она пройдет блестяще.

К сожалению, православные часто осуждают наших миссионеров за стиль их работы, поведение; уютно расположившись в креслах, размышляют над тем, как правильнее было бы общаться с молодежью, каким языком разговаривать. Я советую не спешить с выводами и советами, потому что по опыту знаю, какой крови стоит доверие. Пока ты не станешь для детей своим, все слова, даже самые умные и правильные, будут пустым звуком.

Честно говоря, меня задевает и даже раздражает, когда наши закутанные в «сари» лубочные православные, смиренно похныкав на исповеди, какие они никудышные, отойдя два шага, начинают записывать в еретики всех богословов, имена которых они где-то как-то слышали. При этом эти «твердыни церкви» свято верят, что чем больше мощей они поцелуют, тем больше «бонусов» в свой духовный банк получат. Иногда у них хочется спросить: «А где ваши дети, внуки? Почему они не в храме? На дискотеке? В баре? Пока вы читаете Евангелие, что они читают? Не знаете?» Я расскажу – они читают пошлые журналы для подростков. Так вот, если вы не можете их сюда привести – мы идем за ними.

Православный миссионер сегодня – это боевой спецназ. Он работает на чужой, враждебной территории, и в тылу врага говорит не церковнославянским, а языком врага. Иначе не поймут. Этот спецназ берет образы, понятия врага и то, что можно, преображает, как и сделала Церковь с колядками, щедривками, масленицей и прочим. Он ходит не в костюме, а в боевом снаряжении. И все то оружие, каким бы уродливым оно не казалось, тоже служит делу победы.

Если миссионер использует какие-то не совсем приличные примеры, анекдоты, сравнения, то это не значит, что он пошляк и циник. У них своя цель – цель эмоциональных ингредиентов, для удобоваримости. Не объяснишь «скинам» христианские истины языком Григория Богослова – не поймут. Жизнь на приходе и на дискотеке – разная.

Да, у любого настоящего миссионера может наступить так называемая профессиональная деформация. Он может не почувствовать границы, где-то ее переступить, где-то позволить себе то, чего, может, и не стоило. Это наши боевые раны. Но мы, в отличие от критиканов, знаем, отчего они появляются и как болят. Появляются не от богохульства, а от неправильного проявления все той же любви к Богу. И болят, потому цена их – позор и соблазн.

Каждая лекция среди молодежи, каждый семинар, каждая встреча – это бой. Ты или проиграл, или выиграл. Ничьей не бывает. Я знаю немало отцов, которые пробовали «миссионерить», но увидев, каких это стоит нервов и напряжения, сбежали. Зато в пономарке они о высоком глаголют, и нас же линчуют: неправильно, дескать, не по православному глаголют, – забывая, что Христос в поисках человека не побрезговал спуститься до ада.

Сложно быть миссионером. Но самое тяжелое  и печальное в современной православной миссии – это два огромных камня преткновения: первый – найти того, кто сможет говорить, второй – найти средства, на которые «говорильщик» и его семья смогут жить, поскольку миссионерская работа – самая неблагодарная и не приносящая в материальном плане ничего, кроме ущерба. Но это тема уже отдельного грустного разговора.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 1    
  Версия для печати        Просмотров: 2631

Ключевые слова: миссионерство

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Декабрь 2024 (9)
Ноябрь 2024 (22)
Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)

«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031