|
||||||||||||||
Диакон Александр МАЛОВ. Мой храм меня встречает тишиной…Еще десять лет назад притчей во языцех и главным страхом новоначальных христиан были так называемые церковные бабки – пожилые (или не очень) женщины, которые практически набрасывались на новеньких в храме, по-своему и весьма грубо уча их «правильному поведению». А поселилась ли сейчас на наших приходах та миссионерская приветливость, которая помогла бы людям, которые впервые переступают порог храма, освоиться в непривычном для них пространстве, почувствовать, что они пришли в дом Отчий, откуда их никто не выгонит?
В храме девушка стояла и молилась горячо.
Кто-то свечку передал ей через левое плечо.
Тут, хромая, к ней со скрипом баба Фрося подошла
И прошамкала беззубо: «Зря ты свечечку взяла!
Это бес тебя попутал. Это, знай, тяжелый грех.
Ты клади теперь поклоны. Сорок раз. Земных. При всех!»
На многих приходах, не успев зайти в церковь, человек сталкивается с «блюстителями благочестия». Не успеешь перекреститься, а тебе уже указывают: «Не с той ноги в храм зашла!», «Без платочка из головы благодать выходит!» или: «От девушек в штанах до Пресвятой Богородицы молитвы не доходят»…
Хорошо, конечно, когда есть некто, наставляющий новичка. Но частенько эти наставления сдабриваются суевериями и различными вымыслами отнюдь не христианского характера. А порой находятся чересчур активные бабули, у которых на всё найдётся замечание: то свечку не той рукой подал, да не через то плечо, то к иконам подходишь не вовремя. И неудивительно, что случаются такие курьёзы, как, например, приезжий батюшка заходит «в штатском» в храм», а там его окружают бдительные бабушки и начинают учить, как правильно креститься и к иконам подходить…
В храме я часто вижу людей, по растерянному виду которых можно понять, что здесь они впервые: не знают, кому свечку поставить, про платочек забудут – а на них уж налетают всезнающие бабульки с осуждением. Смотришь, как новички бедные, сконфуженные, уходят из храма. Поэтому эти парни и девушки идут в секты и общины, где их ласково встречают, в отличие от нас. Получается, что старушки, сами того не подозревая, отправляют людей всё дальше от Бога…
Заходит как-то в наш храм молодая девушка и во время службы начинает ставить свечки, затем проходит напрямую (не обходя аналой) от одного подсвечника к другому. Тут одна бабуся подлетает к ней и с криком «баран, куда ты прешь!» толкает в плечо! Больше эта девушка в храм, конечно, не пришла. Был ещё случай: идет диакон с кадилом, а на его пути у иконы стоит девушка, так ее так отшвырнули с такой силой, что она, бедолага, чуть не со слезами из храма выбежала…
Зачем же такими дикими методами действовать в храме? Достал человек телефон, прошел не там, где следовало, – можно ведь доброжелательно объяснить ему это, не нужно кидаться на него!
Так хочется сказать ревностным «блюстителям порядка»: не следует осуждать и одергивать новичка, не знающего церковных правил. Лучше помочь ему вежливым и добрым советом. Замечание можно сделать только тому, кто грубо нарушает благочестие, мешая общей молитве. Плохо, когда на приходе бабушки начинают учить и командовать, ведь для этого есть батюшки, а во многих храмах есть специальные воскресные школы, в которых разъясняют суть происходящего в храме.
Но прежде всего хочется напомнить всем православным христианам о том, что храм – это Дом Божий, и каждый пришедший в него, в первую очередь должен обратиться к Богу с молитвой и прославить Его. Ибо Сам Господь сказал: «Дом Мой домом молитвы наречется».
А бабушкам, которые любят чтобы, все было по правилам, нужно строго-настрого запомнить: на амвон нельзя заходить во время службы никому, даже свечницам! Стучать в алтарь никому и ни в коем случае нельзя! Нельзя учить суевериям в храме! Нельзя запрещать людям прикладываться к иконам и ставить свечи, кроме важных моментов на службе, таких как чтение Евангелия, «Херувимская» и Евхаристический канон! И ни в коем случае нельзя грубо одергивать людей, пришедших к Богу!
Кстати, ставить свечку можно любой рукой. А вот креститься нужно только правой. К иконе можно подходить с любой стороны, даже если она находится около амвона, но проходить между алтарем и центральной иконой не следует. Подходя ко причастию, руки на груди складывают крестообразно, при этом правая рука должна быть сверху, а вот заходить в храм можно с любой ноги.
В одном из церковных поучений Пролога говорится: «Дети и братия возлюбленные, когда придете в церковь, с великим страхом и благоговением внимайте тому, что поется во время Божественной литургии, и не разговаривайте о житейском в церкви Божией». Но чаще приходится видеть, как сами эти правильные бабушки с увлечением рассказывают завороженным людям, как надо жить: если хоть раз в жизни крестик снял – в ад попадешь, если... и т.д. А потом сами же одергивают прихожан!
Апостол Павел пишет: «Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают [о том] дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви» (1Кор. 14. 34–35). Запрет говорения, возложенный на женщин, имеет специфический характер: они не имеют права принимать участие в поучительных обсуждениях. Указывается ещё и на то, что повеление апостола Павла не обязательно ограничивается только замужними женщинами.
Основываясь на этом хочется призвать всех женщин желающих учить в храме, смириться, и лишь по благословению батюшки делать действительно крайне необходимые замечания вежливо и тактично, помня, где они находятся.
Диакон Александр МАЛОВ,
клирик храма Всех святых, в земле Русской просиявших (Братск)
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 4 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 1841 |