Опубликовано 22.07.2015 в рубрике  Новостная лента » Обзор СМИ
 

Сергей Худиев. Почему Церковь победит


Церковь в России будет усиливаться. Я понял это со всей отчетливостью, когда увидел в интернете ролик, на котором небольшая группа антиклерикальных активистов, протестующих против планов строительства Храма, осыпает оскорблениями священника, который только кротко улыбается и пытается вступить с ними в беседу. Мне стало очевидным, кто выдохнется раньше.
 
Сергей Худиев. Почему Церковь победит Конечно, Церковь победит в эсхатологическом плане — и врата адовы не одолеют ее. Это предмет веры, который мы не обсуждаем. Но на чисто историческом плане Церковь может переживать как победы, так и поражения. Число ее членов и ее влияние на общество может расти, а может — сокращаться. Голодные и озлобленные атеистические диктатуры могут в своих странах доводить Церковь до почти полного уничтожения; общества, напротив, уставшие от своего благополучия и декадентские могут отворачиваться от Церкви потому что их раздражает ее проповедь «о царстве, воздержании и будущем суде».

Силы, принципиально, идеологически враждебные христианской вере могут приходить к власти в могущественных державах. Мы все это видели и еще увидим, и тут нам остается только полагаться на обетование Христа о том, кто конечная победа принадлежит Ему.

Но бывают и периоды роста Церкви, когда все большее число людей приходит к вере и спасению, и голос Церкви в обществе становится все более слышен. У нас в России влияние Церкви — и число ее прихожан — будет расти.

Очевидно, будет расти и антиклерикальное движение; везде, где есть влиятельная Церковь, есть антиклерикалы, недовольные ее влиянием. Но я думаю, что у нас антиклерикалы проиграют.

Я знаю священника из этого ролика; и когда люди, вероятно, видевшие его первый раз в жизни, ему кричали, что он старается ради денег, и вообще «христопродавец», я знаю, что это чепуха. Это очень добросовестный и серьезный священник и абсолютно точно — не сребролюбец.

Но сам тип нападок «Церковь коммерческая структура, существующая только для собирания денег с населения» выдает неизбежно проигрышный подход к ситуации. Отметим это как пункт первый.

Попробую объяснить, почему это так. Бывает два типа нападок на Церковь — «вы там фанатично верите в чепуху, давно опровергнутую британскими учеными!» и «это у вас коммерческая структура, вы только ради денег стараетесь!» Это очень разные нападки — потому что одни исходят из того, что у людей бывают искренние убеждения (которые их оппоненты находят глубоко ложными и вредными) а другие — из того, что убеждений как мотивирующего фактора в принципе не бывает, и если люди что-то делают, они делают это ради денег. Люди, не верящие в существование искренних убеждений, всегда проиграют тем, у кого убеждения есть. По двум причинам — неспособности заражать других своими убеждениями (за отсутствием таковых) и слабой мотивации (по той же причине).

Кто выдохнется раньше — священник, убежденный, что он призван Богом и что от его деятельности зависит вечная участь людей, или антиклерикал, который  громко провозглашает, что священник старается только ради денег? Кто скорее привлечет людей на свою сторону? Кто скорее покается, сдастся и перейдет на сторону оппонента — священник поверит, что он на самом-то деле только ради денег старается, или антиклерикал признает за священником искренность его намерений?

Более того, люди склонны делать обобщения — обоснованные или нет — и приходить к выводу, что если они обманулись в чем-то, они обманулись во всем. Любое сколько-нибудь близкое знакомство с Церковью показывает абсурдность веры в то, что «это коммерческая структура». Бывают фобии, которые прекрасно себя чувствуют в интернете, но быстро умирают в реале. Когда вы наталкиваетесь на реального священника — хотя бы только чтобы побранить его — лучшие усилия интернет-сообществ могут пойти насмарку.

Разумеется, само антиклерикальное движение неоднородно, и кто-то в нем придерживается скорее более традиционного типа нападок — да, церковники действуют, исходя из искренних убеждений, но это-то и ужасно, поскольку убеждения их средневековые, враждебные прогрессу и давно опровергнутые британскими учеными. Бывает и так, что люди одновременно обвиняют церковников и в меркантильности, и в фанатизме, совершенно не думая, как одно сочетается с другим.

Но в любом случае антиклерикалы страдают от отсутствия позитивной альтернативы — отметим это как пункт второй. Самый страшный (и, до определенного, момента, самый успешный) враг Церкви — большевизм, имел мощное, продуманное, соблазнительное послание, которое могло привлечь под красные знамена множество людей, дать им чувство великой цели, общности и достоинства. В этом отношений большевизм был некой секулярной ересью, обещавшей царство мира и справедливости в веке сем. У современного антиклерикализма никакого альтернативного послания нет. Они противостоят Церкви не во имя «светлого будущего» или еще какого-то хотя бы и ложного, но позитивного идеала, но во имя... ничего. Не существует какой-то светлой антиклерикальной мечты, в которую можно было бы уверовать, которая могла бы наполнить жизнь людей сознанием смысла и значимости, позволить им пережить чувство общности и цели.

У Церкви есть Евангелие; у большевизма была пародия на Евангелие; у современного антиклерикализма нет ничего. Если у вас нет послания, которое дало бы людям сознание смысла, общности и достоинства, вы всегда проиграете тем, у кого оно есть.

И это связано с тем, что я бы обозначил как пункт третий — способность привлекать людей. Церковь существует ради вечного спасения людей; мотивация Церкви как сообщества определяется этим. «Есть благой Бог, который любит тебя и хочет даровать тебе вечную жизнь; чтобы обрести ее, тебе нужно покаяться, уверовать, присоединиться к Церкви и хранить заповеди». Для людей, укорененных в Церкви, другие люди — это всегда потенциальные единоверцы, Бог их создал именно для того, чтобы они обрели жизнь вечную, в Церкви постоянно читаются истории про то, как люди первоначально чуждые (как Мария Египетская) или даже враждебные (как Апостол Павел) становились великими святыми.

Разумеется, в Церкви могут находиться люди разной духовной зрелости — и кто-то может, напротив, своим безрассудным поведением людей отталкивать — но Церковь в целом не перестает быть духовным организмом, работающим на привлечение новых членов. Для церковного человека важно не победить, а привлечь людей на свою сторону.

Один из аспектов этого — то, как Церковь меняет городскую среду. Церковь — это остров красоты и порядка, и это хорошо видно на примере недавно построенного Храма Покрова Богородицы в Ясенево. От антиклерикального движения трудно ожидать, что оно воздвигнет что-нибудь привлекательное.

Способность антиклерикального движения привлекать людей на свою сторону крайне невелика — отчасти из-за уже упомянутого отсутствия позитивной идеи, отчасти из-за отсутствия мотивации. Когда я читаю в фейсбуке одной видной антиклерикальной активистки фразы вроде «это рейдерский захват ещё одного природного участка бандой рпц с полного "одобрямса" ватного населения», я понимаю, что эта субкультура достаточно безнадежна с точки зрения привлечения симпатий «ватного населения». Создавать какие-то затруднения — ну, может быть. Сформировать массовое движение — нет, это исключено.

Что из этого следует? Что наше отношение к оппонентом должно отличаться не гневом, не раздражением (тот, кто раздражается — проигрывает), но великодушием победителей.

Церковь побеждает потому, что она действует как Церковь — а не как те или группировки в мире сем. Церковь терпеливо трудится для спасения всех — включая ее врагов — и побеждает. 

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 0    
  Версия для печати        Просмотров: 1579

Ключевые слова: Сергей Худиев, Церковь и общество

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Ноябрь 2024 (17)
Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)
Июнь 2024 (25)

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930