|
||||||||||||||
Любить ли ближних и иметь массу проблем или стать успешным эгоистом?У новоначальных (и даже «опытных») христиан, всегда есть множество «а почему?», касающихся разных сторон духовной жизни. В помощь им начинается серию публикаций, в которых на вопросы читателей отвечают наши священники. Сегодняшние вопросы в основном посвящены любви к ближнему и греху осуждения.
— Здравствуйте, Лариса!
Любить себя означает любить в себе образ Божий и решительно бороться с тем, что этот образ помрачает, то есть с грехами и страстями. Обычно же человек склонен себе прощать очень многое, при этом строго осуждая окружающих за любую мелочь. Изменить такую точку зрения и призывает нас Церковь. Мы не должны осуждать никого, кроме себя, поскольку свои грехи и истинные их причины мы знаем, а вот мотивы поступков окружающих — нет, и потому судить их мы не можем.
В то же время, мы призваны поступать с окружающими так, как мы бы хотели, чтобы поступали с нами — ведь и в этом также проявляется наша любовь к себе. Мы ожидаем, например, доброго отношения или просто внимания к нам, но сами при этом бываем невнимательны к нуждам окружающих и отнюдь не добры с ними. Безусловно, это очень трудно, но с Божьей помощью выполнимо. Дай Бог, чтобы мы с Вами этому научились!
С уважением, протоиерей Александр Ильяшенко
***
— Здравствуйте, Елена!
Нужно постараться побеседовать со священником и разобрать ситуации, о которых в письме Вы лишь кратко упоминаете. Я могу лишь предположить, что где-то «неуживчивый» характер может проявить себя и не в случае допущенной несправедливости, где-то Вам, возможно, не хватает мягкости, тактичности, сострадания к людям.
Да, люди грешат, но бороться мы должны не с людьми, а с грехом. Почитайте, например, старца Паисия Святогорца, как деликатно он подходит к каждой ситуации, к каждому человеку, как старается не повредить ему резкими обличениями, но при этом там, где нужно, твердо и однозначно говорит о совершаемых грехах.
Старайтесь оправдывать по возможности окружающих, не приписывать им злого умысла, а вот к себе быть строже, ища в каждой ситуации в первую очередь свои ошибки, и делая вывод о том, как нужно поступать в будущем. Если Вам пока сложно самой увидеть, что и как можно исправить, лучше всего побеседовать лично со священником.
Помощи Вам Божией!
С уважением, протоиерей Александр Ильяшенко
***
— Здравствуйте, Ксения!
Да, прощать нужно даже в том случае, если прощения у Вас не просят. Вспомните, Христос молился о тех, кто Его распинал, в то время как эти люди не раскаивались в том, что делают. Так же поступал и первомученик Стефан, так же следует поступать и нам с Вами.
С уважением, протоиерей Александр Ильяшенко
***
— Здравствуйте, Феофан!
Заповедь «люби ближнего как самого себя» имеет также другую формулировку у Христа: «Итак, во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7, 12). Вот из этого, соответственно, и исходите.
Что значит «осудить»? Многие понимают слово «осуждение» совершенно по-разному. Если я не согласен с поступком другого человека и отвергаю его, это вовсе не значит ещё, что я осуждаю человека. Хотя по нашей слабости это может быть, но важно стараться отделять одно от другого, дурной поступок от самого человека, который совсем не дурен, но допустил слабость, промах, ошибку. Любите ваших ближних и прощайте им их ошибки или слабости так, как сами бы хотели, чтобы Вас любили и Вам прощали ваши же слабости.
Касательно второго вопроса: по Евангелию допускается обличение согрешившего брата, например, Мф. 18, 15. Чем обличение отличается от осуждения? По форме ничем может не отличаться! А вот по сути отличается направленностью, намерением, внутренним состоянием того, кто пытается обличать. При всей возможной резкости в обличении, обличающий не желает согрешившему человеку зла, не испытывает к нему ни малейшей неприязни, но желает ему только добра, исправления и спасения.
Осуждающий, напротив, не желает согрешившему ничего хорошего и любви к нему не испытывает, зато неприязнь у него обычно на первом месте.
Можно ли избежать осуждения? Не знаю. Наверно, ни один человек не избегал того, чтобы когда-нибудь кого-нибудь не осудить, но на ошибках мы все призваны учиться.
С уважением, священник Филипп Парфенов
***
— Здравствуйте, Вера!
Главная наука для христианина — научиться любить ближнего. Если это получится, то тактичность придет сама. Как научиться искренне любить ближнего читайте здесь.
С уважением, протоиерей Михаил Самохин
***
— Дорогой Виталий!
Действительно, в этом мире, который «во зле лежит», часто реализуется известная поговорка: «С волками жить — по-волчьи выть». Но история жизни Иисуса, а потом и многих других святых, последовавших за Ним, свидетельствует о том, что из этого порочного круга можно выбраться. С помощью Божьей, разумеется, и по вдохновению свыше. Но эта помощь подаётся в ответ на личное желание и доверие Богу, в ответ на готовность, в том числе, к самопожертвованию, начиная с чего-то малого и вполне доступного.
Впрочем, не зная Вас, трудно вообще сделать какой-то вывод, старались ли Вы постоянно жить по христианским нормам. Судя по тому, что Вы написали, старались. В любом случае лучше быть потерпевшим от кого-то, чем быть виновником какого-то очередного злодеяния. По крайней мере, относитесь к тем всем людям как к заблудшим, достойным хотя бы жалости, если еще любить их как врагов, по совету Иисуса, не можете.
С уважением, священник Филипп Парфенов
***
— Здравствуйте, Олег!
Сохранять отношения можно, если только устоите перед искушением впасть в прошлые греховные привязанности и зависимости. Но если общих интересов с прежними друзьями сейчас больше не находится, попробуйте искать новых. В церковной среде, в частности.
Конечно, существенный недостаток нашего церковно-приходского быта тот, что мы часто разобщены и не знаем друг друга, хотя ходим годами в один и тот же храм. Это наша общая проблема, и это ненормально, поскольку Церковь есть в том числе братское общение друг с другом, а не только лишь индивидуалистическое освящение себя в таинствах.
Можно подумать и о каком-то служении при ближайшем к Вам храме, то есть о какой-то внебогослужебной деятельности, помощи кому-то и т. д. Участвуя в жизни кого-то еще, начиная со своей собственной семьи, но не только, мы никогда не будем одиноки.
С уважением, священник Филипп Парфенов
Образование и Православие / Православие и мир |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 1501 |