|
||||||||||||||
Иеромонах Ефрем (Калинин). Людей необходимо учить богослужениюНародный хор – способ решить проблему с нехваткой профессиональных певчих или возможность объединить приход вокруг общего дела, которым является Евхаристия? О том, как мирянские богослужения в новых общинах стали ступенькой к литургии, рассказывает иеромонах Ефрем (Калинин), руководитель отдела религиозного образования и катехизации и пресс-службы Кызылской епархии. Кызыльская епархия существует недавно – в октябре 2011 года она была образована путем выделения из Абаканской и Кызыльской епархии приходов, расположенных на территории республики Тува. На момент образования епархии в ней было всего пять приходов, в трех из них регулярно совершались литургии, а в двух – строящемся на тот момент Троицком кафедральном соборе и сельском приходе села Бай-Хаак – богослужебная жизнь еще не началась.
При территории примерно 169 тысяч квадратных километров население Тувы составляет 314 тысяч человек, русских из них очень мало: по официальным данным, порядка десяти процентов, по неофициальным – и того меньше. Таким образом, приходы на территории Кызыльской епархии образуются в населенных пунктах, где население, которое осознает себя православным, составляет меньшинство, а большая часть людей – это тувинцы, которые считают себя буддистами, шаманистами и о Православии не знают ничего. При создании приходских общин приходится опираться на русскоязычное население, однако даже эти люди зачастую никогда не были на литургии – в лучшем случае, они видели по телевизору, как совершаются богослужения, например, смотрели по телеканалу «Союз» Патриаршую Пасхальную службу. Но в храме – ни на литургии, ни на вечерне – они не бывали. Получается что первые слова о христианстве, первый опыт молитвы люди, с которыми организуем общины, узнают именно в таких условиях.
Расскажу о нескольких приходах, с которыми я имел дело в самом начале их образования. Это общины села Балгазын, села Бай-Хаак и Хову-Аксы.
В Балгазыне и Хову-Аксы мы проводили огласительные беседы, библейские встречи, и вот я говорю людям: «Давайте, в воскресенье в любом случае все равно собирайтесь и молитесь». Возник вопрос: а как молиться, что читать, кроме молитвы «Отче наш», о которой они узнали на беседах? Тогда мы стали изучать с ними чин изобразительных, и не просто читать, а петь. Так изобразительные, антифоны, «Блаженны», Символ веры, «Отче наш» стали для них воскресным правилом. В отсутствие священника (поскольку клириков у нас мало, приехать удавалось не каждую неделю) члены общины собирались по воскресеньям и сами совершали мирянское богослужение.
В Бай-Хааке была немного другая ситуация: там приход существовал еще до образования епархии, но он, если можно так сказать, впал в «летаргический сон» и его нужно было возрождать. Там владыка благословил каждую неделю служить молебны, то есть в этот населенный пункт регулярно приезжал священнослужитель и здесь не было мирянских богослужений. Следовательно, членов общины не учили, как петь изобразительны.
Епископ Кызыльский и Тывинский Феофан придерживается такой практики: он не совершает первую Божественную литургию в том или ином месте, если нет возможностей продолжать здесь регулярную богослужебную, литургическую жизнь. Если в данных приходах нет помещения или нет священников, которые могли бы, подменяя друг друга, служить, то причастие совершается так: выделяется священник, который в определенное время – как правило, это будний день – выезжает в населенный пункт, совершает таинство исповеди и запасными дарами причащает.
Когда же в тех приходах, о которых я рассказываю, были созданы условия для служения литургии, я заметил: в общинах, у которых была традиция каждое воскресенье петь изобразительны, люди сразу включились в богослужение, стали петь за литургией – появился, так сказать, общенародный хор. А в том приходе, в котором только служили молебны, до сих пор – хотя уже год, как дважды в месяц совершается литургия – у народа еще «голос не прорезался».
Когда я принял пресвитерский сан, владыка назначил меня настоятелем на приход в Балгазыне, а с другими приходами поручил заниматься другим миссионерам, один из них диакон, другой – мирянин. Они ездят туда по возможности каждую неделю, проводят беседы с людьми, молятся. А литургия совершается иногда по воскресеньям, иногда в другие дни.
Интересен опыт прихода в Балгазыне. Люди спросили как-то раз: «Изобразительные – это же мало. Что еще?» – «Читайте Псалтирь». Они стали читать псалмы. Там места старообрядческие, и многие люди, как их мамы и бабушки научили, с утра пораньше читают часы, прочитывают несколько кафизм. Так вот, они стали вместе читать кафизмы, и постепенно в самом ядре общины сформировались люди, которые способны уже читать не только для себя, но и вслух для других людей, то есть быть чтецами. Устав они пока не знают, но потребность в этом есть.
Одна из женщин, как раз из старообрядок, задала мне вопрос: «А мы уже полгода ходим, но еще не знаем, как служба собирается, что и к чему в ней. Почему вы не учите?» Я говорю: «Невозможно же, если приезжаешь несколько раз в месяц на несколько часов, всему и сразу научить. Надо богословские вопросы, Священное Писание разобрать». То есть возникает вопрос, как правильно распределить информацию и преподать за то время, которое есть. Причем индивидуальных занятий проводить не получается, потому что люди приходят сразу коллективом. Подумали и назначили уставщика. С этой женщиной под запись мы рассматривали порядок богослужения: она записывает, какие тропари, когда и как читаются, распределяет, что читается на вечерне, на утрени.
Должен отметить, что взять с собой из Кызыла в помощь чтеца и певчего проблематично – священник обычно едет один и служит среди народа, то есть сам читает, сам поет. Если народ подпевает – это полегче, если же нет, на возглас «Господу помолимся» приходится самому и отвечать: «Господи, помилуй».
Когда народ подпевает, служба идет легче, и сам народ чувствует причастность к тому, что происходит, и уже не выступает в роли статиста, который смотрит со стороны, но по-настоящему участвует в богослужении. Иногда членам общин доводится выезжать «за Саяны», как у нас говорится, – то есть, как правило, в ближние к Туве районы Красноярского края, и они говорят, что уже немного понимают богослужения, в которых участвуют в тамошних храмах.
Мне кажется очень важным вовлекать народ в богослужения. И если в тех местах, где приходы уже устоявшиеся, вовлечение народа в богослужение может сказаться на красоте пения – понятно, что профессиональный хор исполняет богослужебные песнопения красиво, а люди в храме поют коряво, – то на новых приходах это вопрос жизненной необходимости. Людей необходимо учить богослужению. Чин изобразительных, который поется каким-то простым гласом или в унисон, становится в дальнейшем для прихожан основой для литургии, Псалтирь же – для всех остальных богослужений. На нашем приходе акафисты никто не читает, у нас любимые книги – это Псалтирь и Часослов.
Мне кажется, это неплохая основа для того, чтобы люди могли погружаться в понимание богослужения и всей церковной жизни.
Образование и Православие / Приходы.Ru |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 2 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 1824 |