|
||||||||||||||
Иеромонах Серафим (Алдеа). Первый православный монастырь на кельтских островах, первый за тысячу летЗадумывались ли вы когда-нибудь, каким этот мир видят монахи? Иеромонах Серафим (Алдеа) в своем аудиоблоге на радио Ancient Faith делится рассказами о тех местах, где побывал, о людях, которых повстречал, путешествуя по миру. Сейчас отец Серафим занят сбором средств на строительство православного монастыря – первого православного монастыря на Гебридах. Это монастырь будет построен в честь всех кельтских святых. Пост первый, «О монашестве»
Что ж, пожалуй, нужно мне начать писать этот блог, потому что если я не начну его сейчас – уже никогда не соберусь. Я собирался это сделать уже месяцев шесть. Есть у меня ужасная привычка – откладывать все на потом. К тому же я опасаюсь, что мне нечем особо важным или полезным поделиться с вами. Хотя 10 лет моей монашеской жизни научили меня тому, что не я должен решать, что важно или полезно. Только Господь знает, кому что нужно. А я всего лишь инструмент в руках Его.
Я твердо убежден – нужно делать, а не рассуждать, что и как делать. Иногда что-то получается, иногда нет. И это совершенно нормально, это нужно просто принять. Если не получается – это учит нас смирению, иногда мы славим Господа, если задуманное получается.
Давайте знакомиться – меня зовут Серафим, я иеромонах. Причины, по которым я решил вести этот блог, на самом деле очень просты. Сейчас я занимаюсь тем, что собираю средства на строительство православного монастыря на острове Малл, что на Гебридских островах. Это старые кельтские острова к западу от Шотландии. И мне стало совершенно ясно, что Господь не хочет, чтобы я делал это в одиночку. Да и не смогу я этого сделать один.
Мне необходима ваша поддержка. Ну а если вы захотите помочь основать этот монастырь – у вас есть полное право знать, кто я такой, за что ратую, какие у меня убеждения и ценности.
Это будет первый православный монастырь на кельтских островах, первый за тысячу лет. Задумано на самом деле очень серьезное, исторически значимое дело.
Но, как и многое из того, что касается Христа, Он не хочет, чтобы монастырь был основан кем-то одним. Господь хочет, чтобы монастырь воздвигался в любви и стал результатом объединения людей, работающих вместе, жертвующих вместе, молящихся вместе.
Все это очень просто. Поэтому я и начинаю вести этот блог. Есть и другие вещи, касающиеся моей жизни, о которых можно бы и написать, но я думаю, что со временем, когда и я стану уверенней вести блог, и вы получше узнаете меня, я напишу и об этом тоже.
Итак. Первое и главное, о чем спрашивают меня при встрече люди – будь то в Америке, будь то в Англии, где я живу: «Почему вы стали монахом?» Я попробую сегодня ответить на этот вопрос, чтобы наконец-то покончить с ним.
Я годами вырабатывал набор ответов – холодных и отстраненных, или тонких и умных – в зависимости от того, кто задавал мне этот вопрос. Но суть очень проста, ответ на этот вопрос очень прост на самом деле. Знаете, как написано в Псалтыри, пророк определяет судьбу человека еще в утробе матери – вот именно так я и представляю себе это. Я никем другим и не мог стать – только монахом. Просто потому, что, как ни странно, я и был монахом еще в утробе матери. Мне просто понадобилось время, чтобы понять самого себя – кто я есть.
Мне понадобилось время, чтобы подобрать правильное слово для того, как называть себя. Но ценности и принципы монашеской жизни всегда были частью меня. Даже когда я жил вразрез с этими принципами. Я уверен, у каждого из вас были такие периоды в жизни. Такие времена, когда наше поведение, наши поступки не имели ничего общего с тем, что мы на самом деле почитаем, с теми ценностями, которые для нас на самом деле важны. И, бывает, годами в нас живут по крайней мере два человека, но время идет, и человек определяется. Так вот и мне стало ясно, что я – монах, и ценности мои – монашеские.
Фото с сайта mullmonastery.com
Фото с сайта mullmonastery.com
Для меня быть монахом – значит быть одному. Можно по-разному толковать, что такое монашество, и я, возможно, расскажу вам об этих толкованиях позже. Но для меня самое простое и главное, то, к чему я всегда возвращаюсь – это значит быть одному. Жить наедине с Богом, жить для Бога, готовясь к встрече с Ним.
Все эти слова в Писании – об одиночестве, о том, чтобы уйти в горы и молиться там, о том, как Христос оставил друзей и учеников, чтобы молиться одному, все эти фразы св. Луки о Богородице, слышавшей и знавшей все, но молчавшей и державшей все в сердце Ее – все это было для меня всегда понятно, сердцу моему понятно, близко.
Быть монахом – значит быть одному. Жить монашеской жизнью – значит жить так, будто ты уже умер и похоронен. Я помню все эти истории из жизни отцов-пустынников, все эти прекрасные советы, как жить так, словно ты уже умер – эти вещи так много говорят мне, это то, что произвело на меня самое больше впечатление в жизни.
Быть одному – это не значит, что вокруг тебя ни души. Человек может оставаться наедине с собой, окруженным огромным количеством людей. И в истории всех Православных Церквей есть бесчисленное множество примеров старцев, которые жили в окружении тысяч людей, и жили так каждый день, и все же им удавалось, по милости Божией, сохранять молчание и одиночество.
Я не хотел бы в первом же посте этого блога во все это слишком углубляться, но мне бы хотелось, чтобы те, кто будет читать или слушать этот блог, помнили вышесказанное.
Я на самом деле не хочу жить в окружении людей, но Христос призывает меня жить именно так. Я не хочу вести разговоры, но каждую неделю я езжу в разные приходы, и встречаюсь с людьми, и искренне молюсь за них, умоляя Господа призреть на них и помиловать их.
И я уверен, вам знакомо это чувство, когда вы молитесь за человека, которого впервые встретили и которого больше не увидите, но молитесь за него искренне. И этот человек каким-то образом становится частью вас самого. Как будто тело ваше приоткрывается, и сердце ваше может видеть сердце другого человека. Такую близость дарует молитва.
Я испытал все это, несмотря на мое желание быть одному – потому что это то, чего хочет от меня Господь. Так что если я иногда выгляжу неприветливо или не в настроении разговаривать – пожалуйста, простите меня. Для меня все это против самой моей природы, против всей моей натуры, и я делаю это только потому, что так хочет Господь.
В конце этого поста я хотел бы дать вам несколько советов, как следует вести себя с монахами. Я прошел через все это сам, и знаю, что люди просто не понимают разницы между монахом и прихожанином.
Первое и главное – не спрашивайте монахов об интимной стороне их молитвенной жизни. Не нужно этого делать – это сразу же закроет от вас их сердца. Вы этим подвергаете их великому искушению – потому что эти тайные, скрытые, спрятанные глубоко в сердце вещи – они в сердце и должны оставаться. Это касается только человека и Господа, – до тех пор, пока Христос не повелит рассказать об этом. Так что первый совет – никогда не спрашивайте ни о чем личном, частном.
Второе. Постарайтесь избегать физического контакта в разговорах с монахом. Не пытайтесь взять его за руку, не пытайтесь обнять. Одна из самых ужасных вещей, случавшихся со мной в Америке – это когда люди буквально совали мне в лицо своих детей. И я их понимал – они хотели, чтобы я помолился за их чад, чтобы я их благословил. Но я могу сделать все это, не беря ребенка на руки, не играя с ним. Попросить монаха подержать ребенка на руках – это великое искушение. Почти такое же, как когда тебя касается кто-то из женщин. Потому что мы все же из плоти и крови, и искушение завести семью, искушение иметь собственных детей – с этим очень непросто бороться. Это едва ли не труднее, чем преодолеть физическое влечение к кому-то.
Не знаю, почему так, но вот я такой, и я был бы очень признателен, если бы при встрече со мной люди вели бы себя так, как я прошу.
Что ж, до следующей недели. Я буду молиться и просить Господа, чтобы он вразумил меня, о чем мне еще рассказать вам. Прошу молитв и обо мне. Молитесь о Серафиме, и молитесь о монастыре всех кельтских святых.
Если у вас есть ко мне вопросы, или вы хотели бы что-то со мной обсудить – просто напишите на электронную почту. И если я почувствую, что мне есть, что вам сказать – я отвечу.
Но, пожалуйста, не задавайте вопросов, касающихся богословия, догматики, не предлагайте мне обсудить что-то спорное. Я на такие вопросы просто не отвечу – потому что в мире столько гораздо более просвещенных и подкованных в этих вопросах людей, ведущих блоги именно такого толка. Я просто не интересуюсь глубокими богословскими спорами.
Спрашивайте лучше о том, что касается вас лично. Спрашивайте о каких-то простых вещах, помогающим или мешающим вашим отношениям с Богом. Спрашивайте о том, что действительно имеет значение для вас. И если Святой Дух озарит меня, я дам вам ответ.
Простите меня и благослови вас Господь. Аминь.
Адреса электронной почты вы найдете по этой ссылке.
Образование и Православие / |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 2125 |