|
||||||||||||||
Схиархимандрит Иеремия (Алехин). О Пятидесятнице, поклонах, истинной свободе и о счастье человекаЕжедневно в период празднования Пятидесятницы, начиная с понедельника Святого Духа, за Повечерием после чтения трипеснца пелся умилительный акафист ко Пресвятой и Живоначальной Троице с припевом «Свят, Свят, Свят еси Господи Боже наш, помилуй ны, падшее создание Твое, имене ради святаго Твоего». По уставу монастыря этот акафист совершается соборно, то есть несколькими священниками, во главе с предстоятелем. На каждый день седмицы составлены особые молитвы ко Пресвятой Троице по окончании акафиста. По словам игумена русской святогорской обители схиархимандрита Иеремии (Алехина), Пятидесятница подобна первому дню творения, когда Господь сказал: «Да будет свет» (Быт. 1,3). Так и в этот день возсиявает несотверенный, благодатный свет Духа Истины, в котором открывается свет Триипостасного и Нераздельного Божества. Это-то и значат слова великого славословия: «Во свете Твоем узрим свет...»
«Видехом Свет истинный, прияхом Духа Небеснаго, обретохом веру истинную», – поет Церковь в день Святой Пятидесятницы. Дух Святой, сошедший на учеников Христовых, отверз их ум к богопознанию, к принятию божественных таин. Благодаря сошествию Святого Духа апостолы познали тайну единого в трех лицах Божества. Полнота ведения, которая соделала рыбарей и мытарей богословами и евангелистами, открывает духу христианина такие глубины богопознания, о которых он не имеет представления, пока не осенит его благодать.
«Полнота богопознания, – говорит схиархимандрит Иеремия, – побуждает нас поклоняться Познанному, – именно об этом поется в стихирах праздника Пятидесятницы; этот же смысл заложен и в коленопреклоненных молитвах на вечерне праздника Святой Троицы. В этот особый и знаменательный день поклоны являются символом не столько нашей греховности и повинности, сколько символом чести нашего сыновства, нашего присвоения Господу, символом того, что мы покланяемся Богу, Которого познали». Поэтому в день Пятидесятницы возвращение поклонов воспринимается всеми православными с радостью: «Нераздельной Троице покланяемся, Та бо нас спасла есть!»
«Богопознание безгранично, – отмечает о. Иеремия, – и каждый простирается в него настолько, насколько удаляется от мира, от утех земных, от суеты, тления, тщеты и праздности. Но и с другой стороны, никто не может отвергнуть мир и прелесть его, если не привлечет его прежде любовь Божия. Господь повелел апостолам пребывать в Иерусалиме до времени принятия Святого Духа. Это уединение символизирует уклонение от мира, и не только от внешнего, но и от внутреннего – то есть от совокупности страстей. По мере того, как умолкают страсти в человеке, открывается в нем действие благодати Святого Духа. Об этом говорит псалом: "Упразднитеся и разумейте, яко Аз есмь Бог" (Пс. 45, 11). Град Иерусалим – это ум человека, а сердце – престол, на который должен снизойти огонь Святого Духа. Христианин должен упраздниться от всех страстей, водвориться, уединиться во внутренней своей клети, и там ожидать Утешителя, Который принесет ему просвещение Истины, победу и свободу. Только в благодати Духа Святого мы познаем своего Творца, встречаемся с Ним, собеседуем с Ним, как с Отцом Небесным, получаем истинную победу над страстями и истинную духовную свободу – свободу жить не по побуждению и насилию страстей, привычек и инстинктов, но по воле Божией. И в этом – счастье человека».
Образование и Православие / Русский Афон |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 1874 |