Опубликовано 23.05.2015 в рубрике  Обзор СМИ, Социальное служение и благотворительность
 

Диакон Павел Сержантов. Русская патристика: святой Нил Сорский и социальное служение


Для чего преподобный Иосиф Волоцкий отправлял иноков из своего монастыря к преподобному Нилу Сорскому? Как можно соотнести умное делание с социальным служением? Рассказывает диакон Павел Сержантов.
 
Автор святоотеческого уровня

Для Православной Церкви время святых отцов не прошло. И это замечательно. Мы весьма ценим святых отцов Античности и Средневековья. Мы можем смело говорить и о святых отцах Нового времени, о греческой патристике и о русской патристике тоже.

Среди отечественных духовных писателей и богословов хотелось бы почтить преподобного Нила Сорского (память 20 мая по новому стилю).

Это духовный писатель поистине святоотеческого уровня.

Что мы о нем знаем? Жил пятьсот лет назад. Был монахом-«нестяжателем», отстранялся от социального служения.

Почему так? О причинах его отстранения много говорили в социально-политическом русле. Между тем, причины у преподобного Нила были — аскетические. Какова же аскетика святого Нила?

Аскетический путь: от начала и до высот созерцания

Путь духовного восхождения, согласно преподобному Нилу, открывает покаяние. «Подобает же имети нам скорбь полезну — еже о гресех, — с надежею благою к Богу, покаанием… Сия убо скорбь с радостию размешена бывает… Скорбь же съпротивную, еже от бесов приносимую, тщаливно подобает от сердца отметати». Покаянная печаль по Богу (скорбь полезна) связана с надеждой на Бога и радостью, в отличие от нее страсть печали бесовской является виновницей всех зол, и ее следует от сердца отметать через борьбу со страстями.

Вот и борение еже к страстем. Со страстями сперва борются телесно (останавливая проявления страсти на деле), потом восходят к борьбе со страстью в помышлении («мыслене»). Преподобный Нил описывает «разумное борение», при котором подвижник стремительно отсекает приходящие страстные помыслы и беспрестанно молится. Это приводит человека к «жительству безмолвия». Совершая умное делание, преподобный Нил советует «благыа помыслы приводити на лукавыа», то есть переводить лукавые помыслы в полезные — в помыслы покаянного самоукорения.

В ответ на умное делание от Бога приходит «сердечная… молитва всякому благу источник». На сердечной молитве ум соединен с сердцем, «действо молитвенное… дръжит ум у себе и веселит и от пленения упраждняет». Благодать услаждает и укрепляет ум, теперь уму не так трудно пребывать в сердце за Иисусовой молитвой.

Диакон Павел Сержантов. Русская патристика: святой Нил Сорский и социальное служение


Этим путем безмолвники восходили к Богу, «от всех соблюдаху ум, и обретошя благодать, и в безстрастие и чистоту душевную приидошя». Безмолвие («молчание»), неослабная умная молитва подводит подвижников к созерцанию («видению»).

Опыт созерцательной молитвы (видение молитвы) старец Нил излагает со ссылкой на Исаака Сирина: «Неизреченная она радость, и молитву от уст отсецает… И глаголет сие ужас и видение молитвы, а не молитву. И не молитвою молится ум».

Если действие сердечной молитвы раньше освобождало душу от пленения страстным помыслам, то теперь молитвенное созерцание пленяет ум безмолвника: «Нападает въ все тело пища некая (некое наслаждение — д. П.) и радование, якоже язык плотскы не может сия изрещи, дондеже вся земная пепел и уметы вменит». Это предвкушение Царствия Небесного, по сравнению с которым все земное — пепел.

Тем самым, у преподобного Нила очерчены основные ступени духовного восхождения: покаяние, борение еже к страстем, безмолвие, сердечная молитва, видение молитвы. Отметим, что у других исихастских авторов мы найдем между ступенями сердечной молитвы и созерцательной чистой молитвы еще описания ступеней непрестанной молитвы и бесстрастия.

Кроме того, преподобный Исаак Сирин различает чистую молитву и более высокий опыт созерцания нетварного Света, что не отражено в «Уставе» преподобного Нила.

Вернемся к социальному служению

Преподобный Нил свидетельствует не только о начальных ступенях, но и о всем подвижническом пути вплоть до ступеней безмолвия и даже созерцательной молитвы. Вот здесь и находится ключ к отстранению старца Нила от классических форм социального служения.

Когда у подвижника «молитва услаждается» и следуют более высокие виды опыта, тогда «в сих быв, не токмо не хощет из келиа изыти, но и в ров… хощет сокровен быти „да тамо, — рече, — въведен бывъ вне въсякого мира, вижу безмертнаго Владыку"». Однако «сътворяет Бог ради милости Своея — еже умалятися у святых благодати на время, да и о братии промышления и попечения творят словом служения».

По милости Божией подвижник пленяется созерцательной молитвой и по милости Божией подвижник низводится с этой высокой ступени на более низкие ступени безмолвия, чтобы «о братии упражнятися». Что это за упражнение, как не служение старца послушнику?

Подвижник, став опытным в безмолвии, способен понести служение духовного руководства, научая молодых монахов восходить к безмолвию. Понятие «старец» указывает на достаточный духовный возраст, опытность и мудрость христианина. Вспомним, что в египетских «Апофтегмах» умаление старческого наставления объясняется тем, что меньше стало послушников, а когда некому услышать духовное слово и исполнить, тогда Бог не дает старцам слова.
 

 

 

Понятие «старец» тесно сопряжено с понятием «послушник». Эта сопряженность открывает нам межличностное общение и служение ближнему, если угодно, социальное служение. Служение старца послушнику очевидно, суть его в духовном руководстве. Но, можно также говорить и о служении послушника старцу, если старец достаточно немощен.

Задача — сохранить безмолвие

Из церковной истории мы знаем, что многие подвижники, когда к ним начинали приходить люди за духовными советами, бросали келию и скрывались в необжитых местах. Так они пытались сохранить безмолвие — избежать страсти тщеславия.

Лишь некоторые египетские и оптинские старцы открывали двери своей кельи для всех приходящих. Не все старцы брались за руководство паломниками, а не только руководили отдельными послушниками.

Трудно опыт безмолвия получить, непросто и сохранить его, особенно, постоянно соприкасаясь с людьми самого разного «устроения». Видимо, лишь очень опытный безмолвник может общаться со всеми подряд людьми, не рискуя потерять безмолвие ума. Что значит здесь «очень опытный»?
Еще раз обратимся к ступеням духовного восхождения: безмолвие, сердечная молитва (непрестанная молитва, бесстрастие), созерцательная чистая молитва. На ступени непрестанной молитвы исихастское умное делание становится настолько стабильным, что безмолвнику не мешает творить сердечную молитву общение с другими людьми, не препятствует плохое самочувствие и даже сон.

Сделаем предположение, что именно безмолвник, получивший большой опыт сердечной молитвы и вкусивший непрестанной молитвы, — может хранить безмолвие не только в глухом лесу, не только среди единомысленных братий, но способен сохранить безмолвие, даже общаясь с мирскими людьми, даже в городской толпе.

У преподобного Нила найдем описание различных (в том числе и телесных) действий молитвы при соединении ума с сердцем, что выдает в нем опытного делателя сердечной молитвы. Но о непрестанной молитве он пишет только в смысле постоянного долговременного повторения Иисусовой молитвы, пусть даже подобная непрестанная молитва будет только устной молитвой. То есть понятие «непрестанная молитва» у преподобного Нила не приурочено к ступени, которая следует за сведением ума в сердце.

Возможно, это потому что старец Нил пишет с позиций опыта сердечной молитвы. Для подобного опыта может быть разорительным общение с людьми, живущими по страсти, опыт безмолвия и сердечной молитвы будет в ходе общения утрачен, и благословит ли Бог достичь его еще раз — неизвестно.
Так что осторожность старца Нила при контактах с миром и уход от социального служения с аскетической точки зрения представляется обоснованной.
Насколько нужно при социальном служении учитывать вопросы аскетические?

Непосредственно социальным служением преподобный Нил не занимался. Однако преподобный Иосиф Волоцкий направлял к Нилу Сорскому монахов своего монастыря для научения умному деланию (безмолвию). Старец Нил духовно окормлял некоторых монахов из того самого монастыря, который знаменит своим социальным служением — старец Нил обучал их искусству аскезы. Это было нужно им самим и… «стяжательскому» монастырю.
Интересно будет перечесть писания преподобного Нила и сопоставить на их основе тему социального служения с аскетической тематикой, — например, с борьбой против страстей. Это мы, Бог даст, сделаем в следующей статье.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 1    
  Версия для печати        Просмотров: 2104

Ключевые слова: богословие, монашество, святые отцы, социальное служение, старцы

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Ноябрь 2024 (17)
Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)
Июнь 2024 (25)

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930