|
||||||||||||||
Протоиерей Всеволод Чаплин. Наш народ готов к новым победамСтатья председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина опубликована в газете «Русь Державная» (№ 5, 2015). В дни празднования 70-летия Великой Победы во многих дискуссиях, телепрограммах, на различных форумах нередко задается вопрос: готов ли сегодня наш народ к таким же свершениям, которые сделали ту Победу возможной? В чем источник той героической силы, которая сокрушила в сороковые годы противника — очень волевого, прекрасно организованного, все рассчитавшего, обладавшего несметным количеством оружия? Противника, за спиной которого стояла практически вся промышленность и все людские ресурсы Центральной и Западной Европы, даже Франции, при практически единственном исключении — Великобритании…
Несмотря на то, что в Советском Союзе был утвержден государственный атеизм, именно православная вера, связанные с нею нравственные принципы, да и сам народный дух, сформированный ею, стали решающим фактором в достижении Победы. Сегодня в воспоминаниях ветеранов мы часто слышим, что даже политруки и комсорги в наиболее тяжелые минуты крестились и вспоминали Бога чаще, чем Сталина, и уж тем более чаще, чем коммунистическую идеологию. Впрочем, и сам тогдашний строй, конечно же, помог в достижении Победы: коллективизм, жертвенность, приоритет общего над частным, понимание того, что столкнулись вселенское добро и вселенское зло — все это сплотило народ в едином самосознании и едином подвиге.
Смогли ли бы достичь победы те, кто думал только о земном — Керенский, например? Или те, кто боролся за мировую революцию — Троцкий, Ленин, Бухарин? Определенно, нет. Конечно, могут возразить, что если бы кто-то из этих людей был у власти в России, могло бы и не быть гитлеровского похода на Восток, да и самого Гитлера у власти в Германии. Однако рискну предположить, что в том или ином виде поход Запада на Восток все равно состоялся бы — во главе с той или иной державой, во главе с тем или иным ненавистником нашего народа. Сталин, воспитанный в семинарии, в духе традиционного понимания геополитических процессов, а затем научившийся прислушиваться к голосу народа, наверное, понимал: пощады не будет. Речь пойдет о самом выживании народа России как народа свободного, способного самостоятельно определять свою судьбу.
И во время войны, и сразу после нее Россия проявила твердую и мирную волю, которая объединила власть и народ, объединила после революционного разрыва ее исторический дух с духом прошлых поколений. Не случайно уже вскоре после начала войны в пространстве политики и культуры имена Маркса и Энгельса сменились именами Александра Невского и Дмитрия Донского. Именно благодаря присутствию России установился на десятилетия после 1945 года прочный мир, как это было, например, после Венского конгресса, двухсотлетие которого мы с вами отмечаем в этом году. Как только Россия уходила из мировых дел, всегда начинали массово гибнуть люди, и именно это мы сейчас наблюдаем во многих районах Евразии, а также Ближнего Востока и Северной Африки. Мировой войны пока, слава Богу, нет, но количество жертв исчисляется десятками тысяч.
В этих условиях логично вновь и вновь спросить наших современников и соотечественников: готовы ли они на подвиг, военный или мирный, связанный с защитой от агрессий XXI века — агрессий не всегда прямых, очень часто хитрых и лукавых, объявляемых миротворчеством и демократизацией, — или с теми вызовами, которые требуют реального, а не пропагандистского и фантомного примирения враждующих.
Некоторое время назад я встречался с ветеранами и спрашивал их: чувствуют ли они, что нынешняя молодежь готова на подвиг? Они сказали: «Да» — вопреки расхожим представлениям о том, что люди пожилые, особенно люди с героическим прошлым, ни во что не ставят нынешнюю молодежь и могут только критиковать ее. Когда общаешься с нынешними молодыми людьми, понимаешь: при всей навязчивой рекламе эгоизма, потребительства, обывательских «идеалов», которая ежедневно потребляется современным человеком, не только уважение к подвигу, но и попытки примерить его на свою жизнь сохраняются. И это значит, что наш народ остается верен себе в своей великой христианской миссии, в своей способности отстоять свободу жизни во Христе — как для индивидуума, так и для общества.
Сохраняет наш народ и способность созидать настоящий мир — справедливый, равный для всех, а не основанный на рабстве и подавлении одних другими, то есть ненастоящий, непрочный, чреватый новыми войнами и противостояниями.
Задачи и вызовы в нынешнем веке перед нами стоят непростые. Будем надеяться, что все мы — и ветераны, и люди, только вступающие в жизнь, — окажемся достойны их не на словах, а на деле.
Образование и Православие / Патриархия.ru |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 1 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 1455 |