|
||||||||||||||
Священник Константин Камышанов. Драматургия Страстной неделиКак не упустить главное во время Страстной седмицы и почему для этого не требуется много усилий у времени – объясняет протоиерей Константин Камышанов. Время от Рождества до Пасхи Церковь связала в единый смысловой отрезок. В его течение христианам предлагается мысленно повторить путь Христа от Вифлеема до Голгофы. Важнейшей частью этого пути является Великий пост.
Мы разбили время поста на недели – Мытаря и Фарисея, Торжества Православия, Иоанна Лествичника, Мариино стояние, Страстную и другие. Но Христос и Его ученики ничего не знали об этой тематической нарезке времени. Господь и Его ученики двигались к Пасхе и Распятию в свершено другом умонастроении. Их время имело совершенно другую нарезку и души двигались по другой траектории.
Мы подошли к Страстной неделе. Ее смысл и символизм разобран досконально. Но анализируя события этих шести дней, мы находимся в точке зрения наблюдателя, отстоящего от события за две тысячи лет.
Но мы можем попробовать сместить точку наблюдателя назад по времени и попытаться мысленно войти в общину учеников Христа. Тогда мы сможем услышать не свои мысли о событиях тех дней, а попытаться прислушаться к голосам, звучащим в Сионской горнице, на улицах Иерусалима, на горе Елеонской или в Гефсиманском саду. Такое погружение нам точнее передаст атмосферу приближающейся кульминации миссии Христа.
Для этого из всех диалогов, прозвучавших на той неделе, оставим только то, что Христос сказал Своим ученикам. А из этих слов выберем слова в повелительном наклонении. Также отметим слова, которыми Господь обращает внимание на небо и на религиозную корпорацию, которую условно назовем «церковь».
Итак.
Неделя (Воскресенье)Христос входит в Иерусалим о возвещает о Своей миссии. Его слышит Бог-Отец и отвечает в громе.
Входит в храм, выгоняет торговцев со словами «дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников». К ученикам обращает слово, чтобы не боялись грядущего Царя, ибо кроток есть, и ободряет их: «Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света».
ПонедельникСравнивает Божий мир с виноградником, а Отца Небесного – с хозяином.
Проводит аналогию между «церковью» и засохшей смоковницей. Обличает священников:
Обращаясь к ученикам, говорит:
И открывает им потрясающую тайну нашей будущей жизни, при которой мы будем как ангелы:
ВторникГоворит о родстве с Богом: «приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей». В этот день первосвященники решают убить Христа. Господь предостерегает служащих Ему не быть как «неразумные девы». Предупреждает их усердно работать своими дарованиями только Богу, как те, кто приумножил таланты своего Господина. Ученикам напоминает о том, что служба Богу – это, в первую очередь, – служба Христу в людях:
СредаПринимает Жертву мира от женщины и вдохновляет учеников тем, что: «Где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала».
ЧетвергМы становимся свидетелями диалога Христа с Богом-Отцом. В нем приоткрываются тайны домостроения:
Дает намек на новую небесную церковь: «В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам».
Этот день особенного поучения любимых учеников под сенью Сионской горницы:
ПятницаВ ночь на Пятницу Господь велел Петру вложить меч в ножны. В сам день распятия у Христа было только одно слово, обращенное к ученику, о том, что Матерь Божия будет ему матерью, а он сыном. Вроде бы все знакомые, слова. Но будучи собраны в логическую нить, они обжигают силой. Многое в них может показаться тем, кто уверен, что он настоящий христианин, утраченным, извращенным, а события повторяющимися. Кому-то это слова могут показаться даже «вызывающими» и «неприличными» – из-за явной аналогии. Они заставляют задуматься о том, а что нас отличает от жителей древнего Иерусалима. Итак, мы видим, что Слово Христа к Ученикам начинается с обещания царства кроткого Царя и Бога. Через труд наемнический – к труду по любви. От рабства – к дружбе с Богом. От страха перед Богом – к любви и радости от нахождения перед Ним. Сегодня мы – ученики Христа. Проецируя на себя Его слова, мы в течение Страстной недели должны пропустить их через себя. Так же, как и Его ученики, мы должны сосредоточиться на том, чтобы не только услышать эти слова, но и понять их и принять как побуждение к действию. Те, кто служит Христу в клире, должен спросить себя о том, нет ли в его собственном служении лицемерия, выгоды, стяжания, торговли, заносчивости, презрения, любви к заседаниям и чести, и, главное, забвения Бога и Его главной заповеди о любви. Не утрачена ли нами память о том, что больший в царствии небесном должен быть меньшим среди людей, служить им, как Христос, в рабском зраке. Те, кто находится среди паствы, должен исследовать свое сердце и посмотреть, есть ли в нем радость Божия, любовь к ближнему, выражаемая в жертвенности. Иуда предал Христа, взяв преломленный хлеб. Не предаем ли и мы Христа, принимая не только Его Тело, но и все причастие целиком? Не забыли ли мы о том, что настоящий дом – Царство Небесное и о том, что Сам Христос приготовил каждому из нас личные особенные палаты? К счастью, службы на этой неделе длинные и есть возможность на молитве прийти в себя и услышать в себе голос Бога. К сожалению, службы этой недели длинные, и огромное множество образов, мыслей и чувств, заложенные в текст, в силу огромности материала, просто не помещается в голове. К сожалению, часто слова становятся музыкальными декоративными «обоями» службы, превращаясь из информации в музыкальное украшение. За множеством этой информации мы должны не терять путеводной нити, а именно слов Христа, обращенных к нам. Их не так много. Со всеми можно ознакомиться в течение десяти минут. Десять минут на пять дней не так уж много. Обычно, расставаясь, мы ненадолго присаживаемся на дорожку и говорим только о самом главном. Так и Христос, уходя от учеников, дал им в концентрированном виде все свое учение, краеугольным камнем которого является заповедь о любви к Богу и людям. В последние дни поста мы должны убедиться в том, что постились правильно. То есть не в том, что мы принесли Богу гостинец в виде шести кастрюль постной каши и пустого чая. А в том, стяжали ли мы дела милосердия, которые только и будут нас оправдывать на Страшном Суде. Те дела, которые единственно нужны Богу от нас. Не трудно заметить, что последняя неделя поста напоминает всю историю человечества. Вот приходит Господь в Иерусалим, что напоминает сотворение мира и возможность жизни с Богом. Вот Христос выгоняет торгашей из Храма, что напоминает изгнание из Рая. Вот новый Каин – Каиафа – затевает убийство нового Авеля – Христа. Вот само это дерзкое убийство на глазах у Бога. Вот тишина потрясенного мира Великой Субботы. Но финал необычен. Словно восьмой день творения, Господь выходит из покоя и переформатирует мир так, что изменяется природа человека и он становится еще более подобным Богу, через причастие. Ни ангелы, ни Адам не принимали в себя Тела и Крови Бога. Заканчивая пост, мы должны спросить себя, кто мы в этом обновленном мире? Каков был смысл нашего поста и приблизил ли он нас хоть на йоту к Раю? А если не приблизил, то закономерный вопрос возникает о том, зачем я вообще живу и зачем я вообще нужен Богу, если ни пост, ни молитва, ни милость Божия не могут растопить лед моего сердца? Не хотелось бы услышать от Христа слова к заснувшим ученикам: «Так ли вы не могли один час бодрствовать со Мною?» и «народ сей ослепил глаза и окаменил сердце свое». Но у Бога не бывает опозданий. Целая неделя – это так много. Целая неделя с Богом может оказаться ценнее целой вечности без Него. Есть смысл в ее течение наконец-то услышать и принять важнейшие из всех сказанных слов Христа: Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино.
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 1 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 1629 |