|
||||||||||||||
Нетрадиционный пост для подросткаНакануне и во время поста мы читаем и слышим различные рекомендации для беременных, пожилых, детей, но очень редко – для подростков, будто такой проблемы не существует. Хотя родители подростков хотели бы знать – как готовить к посту ребёнка, которому уже больше 12-13 лет? Об этом мы беседуем со священником Никитой Заболотновым, клириком Петропавловского храма города Полевской Екатеринбургской епархии, помощником благочинного по образованию и катехизации, завучем приходской воскресной школы. Встретиться с собой – В старину подростки в таком возрасте начинали поститься уже как взрослые, для этого были все возможности, и уклад был немного другой. В наше время следует делать упор не на пищевой пост, а на пост как принцип, принцип воздержания ради веры, ради Христа, ради того, чтобы хоть немного побороться со своими страстями и привязанностями.
У нас в воскресной школе ребята в основной массе своей церковные, но ходят туда и околоцерковные и нецерковные дети. Еженедельно на наших встречах мы пишем так называемые посты-задания. Ребята их сами предлагают.
Например: не слушать музыку, не выходить в Интернет, не общаться в «аське», Вконтакте, делать уроки и домашние дела, не откладывая на потом. Это у нас называется «борьба с ленью». Или воздержаться от сладкого.
Затем путём жребия ребята вытаскивают эти посты и пытаются их осуществить. Через неделю мы с ними подводим итоги: каждый обязательно рассказывает, получилось или не получилось, и почему. Какие он прилагал усилия.
Это очень важный этап: происходит анализ, сам ребёнок анализирует своё поведение, а другие видят это и пытаются поставить себя на его место. Ведь для современных ребят воздержаться от общения Вконтакте или от компьютерных игр гораздо сложнее, чем воздержаться от всей непостной пищи вместе взятой.
Стремление общаться для подростков естественно, а общение в социальных сетях – просто особенность современного мира. Поэтому если ребенок очень много времени проводит в соцсетях, не нужно его за это постоянно ругать.
Но компьютерные игры, постоянная музыка – от этого избавиться в пост очень и очень полезно.
Я помню себя лет в 13: мне предложили попоститься… от жвачек. Мясо в школьной столовой было можно, но я до сих пор помню, как было трудно отказаться именно от жвачек. Все вокруг покупают, жуют, а я не жую. Поэтому я и думаю, что необходимо выбирать для каждого ребёнка тот пост, который ему ближе всего.
Очень важно, чтобы это было добровольно, чтобы ребёнок взял это на себя сам, а не мы на него наложили. Всё, что насильно, не приносит должного плода. Главное – мотивировка. А подростков мотивировать на пост не очень сложно, они нацелены на достижения, и при правильном подходе подростки отнесутся к этому со всей ответственностью.
Только добровольно Некоторые из ребят, которым выпадал пост не слушать музыку, рассказывали, что вот зашёл он в магазин, а там играет музыка, — так он выбежал оттуда и пошёл в другой! Порой доходит до такого забавного формализма, но это хорошо.
– А можно ли, например, не полностью отказываться от всей музыки, а скорректировать, сменить репертуар, слушать определённый лишь вид музыки, классику, например, вместо рока или хип-хопа?
– Я думаю, что для современных ребят единственный адекватный пост – это полный отказ от музыки. Она для них является определённым наполнением жизни, она всё время с ними, как фон, поэтому, когда музыка исчезает, подростки остаются один на один с собой. Им нужно почувствовать, что такое – быть в тишине. Поэтому не нужно ни классической, ни даже духовной музыки.
Ребята говорили: первые три дня было тяжело, а потом мы стали по-другому на это смотреть, привыкать. Когда мы лишаем их привычки быть с музыкой в ушах, они начинают задумываться.
Психолог Екатерина Мурашова провела эксперимент: она предложила детям-добровольцам от 12 до 18 лет провести 8 часов наедине с самими собой. Им запрещалось включать любые средства связи: компьютер, планшет, телефон, зато можно было заниматься письмом, чтением, игрой на музыкальных инструментах, рисованием, пением, можно было гулять.
Во время эксперимента разрешалось вести дневник, записывать свои ощущения. В случае дискомфорта разрешалось выйти из эксперимента. Результаты были шокирующие: из 68 участников эксперимента до конца дошли лишь… трое. Одна девочка и два мальчика. У троих возникли суицидальные мысли, пятеро испытали острые панические атаки, у 27 наблюдались прямые вегетативные симптомы: тошнота, головокружения, приливы жара… Практически каждый испытал чувство страха и беспокойства. Новизна интереса от встречи с самим собой исчезла практически у всех к началу второго-третьего часа. Есть ещё такой вариант поста: не ругаться с родителями или делать всё, что говорят родители без оговорок, без «потомов», без откладывания дел. А затем мы вместе анализируем: почему не получилось что-то – были объективные причины или не хватило силы воли, или лень была. И если не получилось у него по причине, что он сам не захотел, то я тогда говорю: ну, тяни другую бумажку, но тот пост у тебя останется на следующую неделю.
То есть пост усугубляется, и иногда это даёт хорошие результаты. Но, конечно, здесь всё очень индивидуально, нужна добровольность. Ребёнок сам должен захотеть превозмочь себя, стать новым человеком.
– А каким детям такая нетрадиционная форма поста даётся легче: из нецерковных семей или тем, которые привыкли с детства к пищевому посту?
– По моему опыту, это не зависит от семьи, а зависит от желания подростка, его характера и окружения. Дети из церковных семей привыкают к пищевому посту, для них (как и для меня) это просто смена рациона.
Привычка мешает задумчивости. Конечно, молиться легче, проще, но уже нет толчка, изменения. Я знаю семьи, где дети с семи лет постятся по полной программе, – на них ограничения в просмотре телевизора, например, гораздо сильнее действуют.
Довольно часто бывает, что родители берут внешнюю норму церковного поста, применяют её к себе и детям, а содержание остаётся за скобками. Ничего положительного не приобретается.
Нужно для начала, чтобы у самих родителей духовная жизнь была честной. Тогда ребёнок не будет сталкиваться с лицемерием. Что же касается подготовки – то здесь всё индивидуально. Стоит посоветоваться с духовником подростка, которому известны какие-то его особенности, о каковых не всегда знают родители.
Худшая прививка от нормальной духовной жизни – это когда мы ребёнка заставляем быть правильным и послушным, молиться и поститься. Это надолго отобьёт у него естественное желание жить церковной жизнью.
Никто не заставлял Христа идти в пустыню поститься. Пост мы берём на себя добровольно вместе со всей Церковью.
А у нас к посту бывает некое обрядово-языческое отношение: когда мы перед постом наедаемся, обжираемся блинами, в Прощёное воскресенье съедаем всё, что есть в холодильнике, чтобы ничего не осталось, а потом с полным животом, еле-еле, пытаемся делать поклоны Ефрема Сирина в первые дни Великого поста. Но это в корне неправильно, ребёнок не поймёт такое.
Мы должны стараться видеть сущность поста, внутреннюю, а не внешнюю, как учил Господь. Если у нас в пост нет хотя бы маленькой радости, облегчения от зависимости у наших страстей, то наверно мы постимся не так, не для того.
– А если ребёнок не хочет поститься, не понимает смысла этого – как себя вести родителям?
– Для каждого ребёнка мотивация должна быть разной. Кому-то можно сказать: «Или тебе слабо?» Может, не лучшая мотивация, но всё же мотивация. Кому-то можно сказать: мы христиане, давай поститься вместе, вместе с Церковью. С кем-то можно поговорить по душам, позвать присоединиться к посту, как члена семьи, если для него это дорого.
Иерей Никита Заболотнов. Родился 3 марта 1982 года в Екатеринбурге. Окончил Тобольскую духовную семинарию и Российский государственный профессионально-педагогический университет. В течение 11 лет занимается организацией православных палаточных лагерей и сплавов для детей и подростков, 10 лет ведёт курс нравственных бесед с подростками, в том числе в общеобразовательных школах города. Женат, трое детей. – Практически все подростки сталкиваются с проблемой самоопределения по отношению к Богу, к вере. Писательница Симона де Бовуар рассказывала, что когда ей было 15 лет, она раз и навсегда решила определиться: есть Бог или нет. Поставила перед собой часы и сказала Богу: покажись в течение пяти минут! Бог, естественно, не послушался, и Симона решила, что Бога не существует, и больше она об этом думать не будет.
И митрополит Антоний Сурожский подобным образом в юности пытался решить для себя вопрос с верой, только с обратным результатом, чем Симона де Бовуар. А мы навязываем подросткам бездушный формализм, и они начинают сопротивляться. Порой родители задумываются о своём отношении к ребёнку только тогда, когда он поднимает бунт. Нужно ли родителям заранее прогнозировать подростковый протест?
– Бунт для подростка – вещь естественная. Нужно относиться к нему спокойно, не паниковать, не рвать на себе волосы, что 15 лет сугубо православного воспитания прошли зря.
Надо сесть и поговорить с подростком. Не нужно делать из этого трагедию для себя, и тем более, для ребёнка. Бывает, что родители впадают в шок и начинают говорить страшные слова: ты мне не сын, ты предатель… Это очень больно для ребёнка.
Нужно помнить, что он бунтует не в силу нашего плохого воспитания, а потому, что Господь заложил в подростках стремление к бунту. Может быть, именно это даёт возможность миру постоянно обновляться, не до конца падать во всех пороках, ведь через какое-то время подростки начинают бунтовать и против пороков, против зла, лицемерия, хотят сделать мир лучше. И это очень важно, в этом есть надежда.
Образование и Православие / Православие и мир |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 2 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 3047 |