Опубликовано 26.02.2015 в рубрике  Новостная лента » Обзор СМИ
 

Александр Моисеенков. Когда чешутся кулаки


Говорят, что христианство – религия непонятная и противоречивая. Подобное заявление во многом оправдано. Евангельская вера действительно содержит немало парадоксальных утверждений, которые объединяют понятия, несовместимые в обыденном сознании. Чего только стоит выражение «Невеста Неневестная», указывающее на то, что Дева родила Сына и при этом не только не познала мужчину, но и сохранила физическую девственность. Еще более удивителен догмат Церкви о том, что Бог одновременно и Единица, и Троица – три совершенные, абсолютные, свободные Личности, всецело и нераздельно обладающие единой Божественной сущностью. Три Ипостаси – Один Бог. Парадокс на парадоксе. И все это – христианство. Одним из таких «неудобоваримых» пунктов учения Церкви является проповедь смирения.
 
Уже при чтении Евангелия невольно обращаешь внимание вот на что. С одной стороны, Христос яростно обличает беззакония мира сего, не щадя ни бедных, ни богатых, с другой же – наоборот, призывает не тратить силы на установление социальной справедливости и Сам в конечном итоге, вместо того чтобы возглавить антиримские выступления, добровольно идет на Крест. Примеру Учителя следовали апостолы, мученики, святители и все те, кто вроде бы и выступал против беззаконного миропорядка, но вместе с тем не был сторонником бунтов и революций. Вопрос – почему? Что их останавливало? Откуда такая непоследовательность и двойственность? Это трусость или нечто иное? И если иное, то что?

«Есть ощущение заранее продуманной и четко спланированной кампании против духовенства и веры. Однако нет дыма без огня»

В последнее время на Церковь обрушилась волна критики. По своему масштабу она сопоставима с антирелигиозной кампанией, которая развернулась в России незадолго до событий октября 1917 года. Тогда еще ни храмов не разрушали, ни христиан не расстреливали, однако общество в своей значительной части уже было настроено враждебно против духовенства и веры. Сейчас ситуация очень похожая. И многое в разогревании настроений не увязывается с реальной жизнью и проблемами Церкви. Есть ощущение заранее продуманной и четко спланированной работы на заказ. На черный пиар, который часто построен на искусственно созданной основе – выдумках или извращении фактов.

Однако… дыма без огня не бывает. Ведь те проблемы, которые так сильно преувеличены современными СМИ, на самом деле существуют. И коррупция, и материальное неравенство среди духовенства, и случаи пренебрежения монашескими правилами, и много-много чего еще. Когда мои критически настроенные знакомые говорят мне обо всем этом, я попадаю в очень затруднительное положение. Отрицать реальные факты бессмысленно, однако и пускаться в обличительные нападки как-то не хочется. И вовсе не потому, что рядовому верующему молчать – положено (как часто с черной иронией говорят далекие от Церкви люди). У этого молчания есть более обоснованная мотивация, и она существенно отличается от доводов любителей помахать кулаками. Мотивация эта прекрасно выражена лично Христом: «Царство Мое не от мира сего» (Ин. 18:36).

«За тысячелетия своего существования человек так и не смог изобрести методику эффективного и радикального переформатирования мира»

В истории человечества известно много примеров, когда счастье пытались построить на костях прежних тиранов и угнетателей. Как правило, подобные эксперименты заканчивались трагически: на смену старому режиму приходил новый, еще более жуткий и страшный. И какими бы благородными ни были изначальные цели любых бунтов и революций, заканчивались они одинаковым уродством и попранием самых важных ценностей. Борьба за свободу, равенство и братство в большинстве случаев оборачивалась несвободой, неравенством и враждой. А если за тысячелетия своего существования человек так и не смог изобрести методику эффективного и радикального переформатирования мира, то это означает одно: сам этот процесс нереализуем в рамках ныне существующего порядка вещей.

Просветители Франции говорили, что все беды от незнания, что стоит только привить землянам правильную систему ценностей (разумеется, без Бога в ее основе), и многострадальная планета тут же превратиться в рай. Примерно той же мысли придерживались и советские идеологи, только корень зла они видели в экономических отношениях: надо просто (пусть и насильно) разделить блага поровну, и уже через парочку поколений мы будем иметь общество всеобщего благоденствия. Основатели СССР настолько свято верили в свою мечту, что даже представить не могли, с каким громким треском завершит свое бытие их детище.

Вроде и просветители были правы, и советская империя при всех явных перекосах обладала одной из самых развитых систем социального обеспечения, а среднестатистический гражданин Союза мог чувствовать гораздо больше уверенности в завтрашнем дне, чем любой рядовой житель капиталистических стран. Но рая все-таки не вышло. Не вышло – и все тут! Потому что проблема не в знании или незнании, бедности или богатстве, знатности или безродности. Проблема – в человеке. И менять нужно не то, что нас окружает, или то, чем мы пользуемся. Менять нужно нас самих. Причем не просто менять, а переплавлять, переделывать, перерождать.

Сделать подобное чудо можно только с помощью Божьей и при свободном участии самого человека. Заметим, это процесс именно обоюдный: ни Бог без нашего согласия не станет насильно ломать нас через колено, ни мы без помощи Божьей не справимся с теми катастрофическими изменениями, которые произошли в людской природе после грехопадения Адама и передаются на генетическом уровне.

Поэтому за кого бы мы ни отдали свой голос на очередных президентских или парламентских выборах, сколько бы пуль ни было выпущено повстанцами в энной ближневосточной стране, сами участники этих событий всегда остаются такими же. Да, конечно, можно постараться хоть чуточку наладить экономику, улучшить социальную сферу, модернизировать науку и медицину. Но вот сам человек без Бога никогда не изменится! Именно для этого и была создана Церковь – как некое горнило, в котором очищается и переплавляется душа, избавляясь от греховного «шлака» и насыщаясь благодатной Божьей силой, конечно, если сама захочет пройти такую переплавку.

«Глава Церкви – идеален, но неидеальны ее члены»

Ну, ладно, с миром более-менее понятно, но вот Церковь – разве она не должна быть идеальным местом, где существует правда, и только правда? Как ни странно, Церковь и является таким местом – в силу того, что идеален ее Глава – Христос. Неидеальны же ее члены – те самые люди, которые вошли в нее со своими скорбями, проблемами, болезнями и ранами. Люди, идущие к спасению, но еще не спасшиеся полностью. Души изменяющиеся, но еще не изменившиеся окончательно. Церковь – это больница, в которой нет ни одного абсолютно здорового человека, и где все без исключения – пациенты.

История знает немало попыток создания «чистой» Церкви, где каждый член жестко следует внутреннему кодексу благочестия, а нарушители – изгоняются. Но такие эксперименты всегда оканчивались плачевно. Яркий пример – донатистский раскол, который потряс североафриканские и западноевропейские общины в конце III – начале IV века. Епископ Донат и его последователи утверждали, что признаком истинной Церкви является святость и личное совершенство ее членов. По мнению донастистов, любые таинства теряют свою силу, если их совершили священники, которые чем-либо скомпрометировали себя перед лицом Церкви. Поэтому все без исключения люди, переходившие в раскол, должны были заново принять Крещение – уже от «достойных» клириков. Эта история кончилась тем, что донатизм выродился в малочисленную секту, которая постепенно прекратила свое бытие в VII веке. Снобизм никогда не шел христианам на пользу.

И все-таки. Предположим, что попытки создать «чистую» Церковь увенчались успехом. Что все нерадивые священники низложены, монастыри полны ревностными насельниками, все прихожане радостны и благодушны, одинаково счастливы и в равной мере святы. Утопия, но представим на минутку, что так и есть. Вполне логично, что раз я являюсь православным человеком, то автоматически состою в этом обществе идеальных людей. А уж коли так, то прав на ошибку не имею.

Приложив руку к груди, честно признаюсь – я не такой. Во мне столько слабости и грязи, что рассчитывать могу лишь на милосердие Божье и на то, что моих потуг едва хватит, чтобы хоть чуточку высунуть лицо из греховной лужи и воззвать к Богу о помощи. Но если я не могу похвастаться «геракловыми подвигами» в области аскетики и добродетели, то почему должен требовать от других христиан быть идеальными? Если сам – духовный калека, то имею ли право смеяться и критиковать своих немощных собратьев? Ответ очевиден. Я могу только сокрушаться о себе и желать другим скорого выздоровления, помогая им всем, что в моих силах. Молитва и труд – вот основные методы борьбы со злом, которое есть в мире и которое можно наблюдать и среди верующих. Не сотрясание воздуха революционными лозунгами или, что еще хуже, действия, направленные на разжигание розни, а смирение, любовь и понимание одной простой истины: перемены начинаются с меня.

Да, конечно, я не смогу побороть коррупцию, и какую машину покупать тому или иному батюшке – меня тоже не спросят. Но я могу постепенно меняться сам, могу по мере сил выполнять дело, которое мне поручил Господь. И если каждый будет заниматься именно своим делом – качественно и истово – то и церковный организм оздоровится, и сам мир станет куда менее грязным и злым.

Христианство – действительно странная религия. Вместо борьбы со злом внешним она призывает одержать победу над злом личным. Но этим лично мне и дорога Церковь – как место, где мы все равны перед Богом, где мы едины в своей боли, в своем стенании. Хотя, конечно же, не только и не столько в этом – мы также едины в надежде на исцеление и великое милосердие Божье.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 0    
  Версия для печати        Просмотров: 1817

Ключевые слова: покаяние

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Ноябрь 2024 (17)
Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)
Июнь 2024 (25)

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930