Опубликовано 28.01.2015 в рубрике  Новостная лента » Обзор СМИ
 

Святейший Патриарх Кирилл. Религиозное образование стало качественнее


Интервью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла опубликовано в первом номере журнала «Православное образование» за 2015 год.


 

— Ваше Святейшество! За прошедшие пять лет система религиозного образования в Русской Православной Церкви претерпела существенные изменения. Какие из достигнутых результатов Вы считаете самыми важными?

— Положительных результатов немало. Но самый важный, на мой взгляд, заключается в том, что нам удалось достичь качественного повышения уровня религиозного образования. А произошло это во многом благодаря тому, что выстроилась четкая система. Системность касается в первую очередь учебных программ, которые реализуют сегодня православные школы и гимназии, воскресные школы и другие образовательные учреждения. Такого раньше не было, ведь нередко в программах различных православных или воскресных школ даже в пределах одной епархии царила настоящая разноголосица. В настоящее время эти программы опираются на общецерковные стандарты, которые соотносятся с государственными образовательными стандартами. Еще одно весьма важное изменение связано с более тесным и интенсивным взаимодействием Церкви и органов государственной власти в сфере образования и просвещения. Кроме того, впервые в новейшей истории России представители Церкви стали приглашаться к участию в самом законотворческом процессе в области образования. Так, в работе над новым Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» в его части, касающейся религиозного образования, приняли активное участие представители целого ряда синодальных учреждений. В результате этой работы удалось внести в закон очень важные нормы и положения.

В общем можно сказать, что православное образование сегодня поставлено на очень серьезную профессиональную основу. Это уже не только и не столько труд каких-то отдельных волонтеров-энтузиастов, но масштабная системная работа церковных структур самого различного уровня. За это время между Синодальным и епархиальными отделами религиозного образования и катехизации выработался достаточно слаженный механизм взаимодействия, благодаря которому успешный опыт отдельных епархий постепенно распространяется и усваивается всей Церковью. В целом, подводя некоторый итог, следует сказать, что с помощью Божией немалого удалось достичь за это время. Многое, конечно, еще и предстоит сделать. Но хотел бы подчеркнуть: все, что перечислено сейчас мною, — это реальный, ощутимый результат серьезной и кропотливой общецерковной работы на протяжении последних пяти лет.

— Сегодня Церковь активно развивает процесс катехизации на приходах и создает благоприятные условия для воцерковления людей, приходящих в храм: введена минимальная огласительная практика для людей, желающих креститься и венчаться, в епархиях создаются образовательные центры по подготовке катехизаторов, во многих храмах появились стенды с информацией, в том числе об образовательных проектах прихода. Какие еще ключевые задачи Церковь ставит сегодня перед катехизаторами?

— Каждая душа человеческая многоценна в очах Божиих. Потому очень важно, чтобы человек, приходящий в храм, чувствовал, что его здесь ждут, что ему рады, что его готовы выслушать и, если нужно, помочь. Церковь сегодня уделяет особое внимание развитию катехизаторской деятельности. В настоящее время на большинстве приходов трудятся штатные катехизаторы, в помощь которым группой специалистов Синодального отдела религиозного образования и катехизации было издано «Практическое руководство по приходскому консультированию», рекомендованное Синодальным отделом для использования во всех епархиях и приходах Русской Православной Церкви. Кроме того, разработаны и размещены в открытом доступе макеты буклетов о церковных праздниках, готовятся буклеты по иным церковным повседневным вопросам, чтобы каждый настоятель мог распечатать их и разместить на информационном стенде в храме. Решается постепенно и кадровый вопрос. В целом, все условия для успешной работы есть. Теперь дело во многом за епархиями и приходами.

Сегодня перед священнослужителями и мирянами, которые проводят катехизацию, стоит весьма ответственная задача. Задача эта заключается в том, чтобы изменить потребительское отношение людей к Церкви. Ведь как часто происходит? Люди хотят покрестить ребенка или обвенчаться, но идут на катехизические беседы лишь потому, что это является необходимым условием для совершения Таинств Крещения и Брака. Церковь такими людьми воспринимается как своего рода бюро по оказанию духовных услуг. Без сомнения, такое отношение в значительной степени сформировано мировоззренческой парадигмой общества потребления. Но это отношение необходимо менять. И это во многом зависит от усилий катехизатора, от его подхода к совершаемому служению. Важно, чтобы люди пересмотрели свое отношение к Церкви. Церковь — это не комбинат по производству благодати, а живой богочеловеческий организм, в котором обитает и действует Святой Дух. Важно, чтобы те, кто приходит в храм на беседы, осознали это, захотели больше узнать о Православии и о том, чем живет Церковь, чтобы у них появилось желание участвовать в ее жизни.

Катехизация призвана открыть для них подлинное христианство, показать красоту и глубину Божественного откровения, тронуть их души и сердца спасительной Евангельской вестью.

— Вы непосредственно участвовали во введении новой предметной области или, как говорят, комплексного курса по религиозным культурам и светской этике для общеобразовательных школ. Насколько, по Вашему мнению, успешно проведена апробация и как сейчас реализуется курс? Довольны ли Вы показателями выбора Основ православной культуры? Когда преподавание религиозных культур будет расширено от экспериментального формата по всем годам обучения?

— Введение в 2009 году в общеобразовательных школах России комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) я считаю большим совместным достижением нашего общества, государства и Церкви. Преподавание в светской муниципальной и государственной школе традиционной религиозной культуры, приобщение детей к духовно-нравственным ценностям народа — это норма. Норма в любой национальной школе. Ведь полноценное, гармоничное воспитание человека невозможно в отрыве от духовных и культурных корней, вне его связи с культурой народа.

Этот курс призван способствовать не только укреплению межрелигиозного мира в нашей стране, но и духовно-нравственному воспитанию школьников, развитию внутренних связей между школьным образованием и семейным воспитанием. В целом это весомый вклад в обновление и школы, и общества. Но вклад, эффект от которого пока реализован лишь на десять процентов. Ведь не будем забывать, что преподавание этой дисциплины ведется пока что только в одном классе из одиннадцати классов средней школы.

В целом можно сказать, что апробация курса прошла успешно. Но есть и определенные трудности. Что касается выбора ОПК, то проблемы с этим сейчас сохраняются лишь в нескольких регионах. Осталось буквально несколько таких регионов, где выбор ОПК явно не соответствует структуре населения. Есть и «уникальный», можно сказать, регион — Татарстан, где региональная власть считает возможным за людей решать, что им можно изучать в рамках ОРКСЭ, а что нельзя. ОПК — нельзя. При этом грубо нарушаются гражданские права и требования федерального законодательства, игнорируются решения Президента, Правительства, Министерства образования и науки. С таким положением мы не можем согласиться как участники введения ОРКСЭ, представляющие в этом процессе интересы православного населения. Мы и дальше будем делать все возможное, дабы переломить эту нездоровую ситуацию, будем и дальше ставить этот вопрос на самых различных  государственных уровнях.

Что касается расширения преподавания ОРКСЭ, то соответствующие предложения были подготовлены еще два года назад и предусматривают последовательное расширение преподавания на 2-10 классы. Министерство образования пока придерживается позиции, что приступать к расширению рано. Наша позиция состоит в том, что, по крайней мере, надо начинать подготовительную работу по реализации указанной концепции, готовить учебные и методические материалы, выделять средства на подготовку учителей. Есть возможность вводить преподавание ОРКСЭ по всем годам обучения не сразу по всей стране, а выборочно — решением отдельной школы, педагогического коллектива и родителей обучающихся там детей. Такую модель можно принять как переходную.

— В Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам духовного образования и религиозного просвещения идет работа над Образовательной концепцией Русской Православной Церкви. Насколько необходим и важен сегодня этот документ для Церкви? Станет ли он обязательным для всех епархий? Планируется ли создание некой «дорожной карты» с четкими инструкциями о том, как и что надо делать? Или каждая епархия будет самостоятельно разрабатывать стратегию развития православного образования, опираясь на этот документ?

— Образовательная концепция — это основополагающий документ, который должен обозначить стратегию развития системы образования Русской Православной Церкви на годы вперед. Безусловно, он важен и необходим сегодня. Но работа над этим документом продолжается и по сей день. Ситуация в образовании сейчас меняется очень быстро, изменяются нормативные документы, концептуальные подходы, ориентиры в образовательной политике государства. Если мы хотим иметь действительно такой, можно сказать, «долгоиграющий», стратегический документ, то не следует торопиться с его принятием.

Приведу в этом отношении пример. В новый Закон «Об образовании в Российской Федерации», как я сказал, вошла статья о религиозном образовании. Однако пока не все наши законодатели соглашается с тем, что религиозное образование — это полноценный компонент образовательной системы в России. Духовное образование — да, воскресная школа при храме — да. Но вот понимание того, что религиозное образование по выбору может быть в детском саду, в школе или в вузе, еще не сложилось у многих отечественных юристов. В большинстве стран мира такое понимание есть, но у нас пока, к сожалению, еще нет.

И вот представьте, мы «заведем» этот закон в нашу образовательную концепцию. Тогда мы как бы сами ограничим процесс восстановления православного религиозного образования в российской школе, системе образования той ситуацией, которая сложилась на сегодня.

— Какие задачи Церковь ставит сегодня перед православным педагогическим сообществом? К чему необходимо стремиться?

— О задаче по расширению преподавания православной культуры по всем годам обучения детей в общеобразовательной школе, хотя бы один час в неделю, я уже сказал. Можно добавить, что это должно быть преемственно с изучением православной культуры, православным духовно-нравственным воспитанием и развитием детей в дошкольном образовании. Сейчас по новому закону и детские сады, и средние школы — все это общее образование. И здесь должна быть преемственность, возможность непрерывного приобщения ребенка к ценностям и традициям Православия по свободному выбору его семьи.

До сих пор не решен вопрос с получением научных степеней по теологии. Многие годы наши предложения по этому вопросу наталкиваются на устаревшие советские идеологические стереотипы, главный из которых: «теология — не наука». Ситуация более чем абсурдная, учитывая тот факт, что даже самые экзотические философские направления, не основанные ни на чем, кроме произвола «свободного мыслителя», тем не менее считаются научными в рамках философии. Надеемся, что в этом году вопрос с подготовкой научных кадров по теологии все-таки решится положительно.

— Ваше Святейшество, Вы в числе первых начали процесс создания образовательной системы на базе Смоленской епархии. Какие трудности стояли тогда перед Вами? Поделитесь своим опытом с читателями журнала.

— Самая главная трудность, с которой пришлось столкнуться мне как епархиальному архиерею — это острый кадровый голод. Не хватало не то что преподавателей для воскресных школ или православных школ, о которых, кстати говоря, трудно было даже помыслить тогда, не хватало священников. В общем, как говорят у нас в народе, работы было непочатый край.

Именно преодоление недостатка кадров было для меня одной из первоочередных задач в те годы. Тогда и было принято решение о создании в Смоленске духовного училища, призванного готовить пастырей для Смоленской и иных епархий. Образование первого в регионе духовного училища, преобразованного позднее в семинарию, во многом определило развитие всего религиозного образования в епархии.

Благодаря искреннему энтузиазму многих неравнодушных людей в 90-е годы удалось учредить первый православный детский сад, открыть несколько православно ориентированных школ и гимназий, а смоленский опыт введения в программу общеобразовательных школ предмета «Основы православной культуры» стал одним из самых успешных в России.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 3    
  Версия для печати        Просмотров: 1868

Ключевые слова: религиозное образование, Святейший Патриарх Кирилл

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Декабрь 2024 (3)
Ноябрь 2024 (22)
Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)

«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031