|
||||||||||||||
Формы церковной помощи жертвам домашнего насилия: реальная помощь и перспективыФормы церковной помощи людям, столкнувшимся с насилием в семье, обсуждалась 22 января на одной из секций Рождественских чтений. Проблема домашнего (семейного) насилия стоит в нашей стране очень остро, но заговорили о ней относительно недавно. Эта тема по-прежнему табуирована, многие жертвы не решаются говорить о ней открыто. Кроме того, жертвам домашнего насилия практически некуда идти со своей бедой: уровень доверия к полиции невысок, меры, которые могут предпринять полицейские, ограничены; обратиться к психологам не всегда возможно – либо у человека нет доверия к таким специалистам, либо они недоступны. В такой ситуации именно Церковь и различные церковные организации могут оказать человеку поддержку, стать проводником между жертвой насилия и органами правопорядка, соцслужбами и психологами. Первые шаги уже сделаны: при храмах и монастырях создаются кризисные центры, службы психологической поддержки и т.д. Об этом рассказывали участники круглого стола «Церковь и проблемы домашнего насилия». Сотрудник национального центра по предотвращению насилия «Анна» Ирина Матвиенко рассказала, что 2/3 умышленных убийств сегодня совершается на почве семейно-бытовых конфликтов. 90% пострадавших от домашнего насилия — женщины. Около 14 тысяч женщин погибает ежегодно от рук мужей или других близких. До 40% тяжелых насильственных преступлений совершается в семьях. В целом от насилия в семье российские женщины страдают в три раза чаще, чем от насилия посторонних людей Почти всегда страдают и дети — не только напрямую, но и как свидетели конфликтов между родителями. Однако публично о семейном насилии заговорили только в 1990-е годы. Но до сих пор эта проблема табуирована. Словосочетание «домашнее/семейное насилие» — достаточно устоявшееся, однако, такого термина нет в Уголовном Кодексе. Тем не менее идет разработка проекта закона, который бы рассматривал насилие в семье как особый вид преступления. Главное при этом — фокусироваться на профилактике семейного насилия, а не наказании агрессоров. Женщины, подвергшиеся домашнему насилию, живут в постоянном страхе. Поэтому очень эффективны телефоны доверия: это бесплатно, доступно, конфиденциально. Телефон доверия центра «Анна» впервые заработал в 1993 году. В первый год и обратилось более 700 человек, всего за 21год работы — более 70 тысяч. Постепенно наладилось сотрудничество с государственными структурами: например, служба «112» в ряде случае перенаправляет звонки на телефон доверия «Анны». Очень важно, чтобы все, работающие с жертвами семейного насилия, представляли себе специфику проблемы. Например, семейная терапия (с обоими супругами одновременно) эффективна во многих случаях, но не в случае домашнего насилия, так как может спровоцировать еще более жестокое обращение. Ирина Матвиенко отметила, что в редких случаях на телефон доверия «Анны» обращаются сами мужчины-агрессоры, которые сознают, что сами разрушают свою семью, но ничего не могут с этим поделать. Но процент таких звонков ничтожно мал. По мнению сотрудников центра «Анна», для эффективной борьбы с семейным насилием нужен комплекс мер:
О важности просвещения общества по теме семейного насилия говорил и сотрудник центра профилактики социального сиротства Сергей Борзов. «Мама с тремя детьми и выпивающим папой пришла в соцслужбы, где ей ничем не смогли помочь, потом пришла в Церковь, где ей сказали «молись, ты сама виновата», потом к психологу, который сказал, что у нее «низкая родительская компетенция»… Она чуть с собой не покончила в итоге!», — поделился опытом Борзов. Поэтому очень важно, чтобы и служители церкви, и соцработники были широко информированы о природе домашнего насилия. Именно поэтому Союз сестричеств милосердия Белорусской Православной Церкви подготовил «Руководство для церковных социальных служб по организации помощи пострадавшим от домашнего насилия», о чем рассказала исполнительный секретарь союза Елена Зенкевич. В пособии представлена теоретическая база и дана практическая информация относительного того, как работать с проблемой домашнего насилия. В пособии приводится обширный материал для тренинговой работы в виде заданий для работы в малых группах, игровых и творческих занятий. Также Зенкевич представила проект «Концепции социального служения Белорусской Православной Церкви по укреплению семьи и противодействию домашнему насилию». Концепция обосновывает необходимость участия Церкви в решении проблем современного общества, в частности, домашнего насилия, определяет формы этого участия и взаимодействия с государственными и общественными организациями и с другими конфессиями. «Домашнее насилие — явление столь же древнее, как и институт семьи, — говорится в Концепции, — но само это понятие было сформулировано, а затем осознано в качестве социальной проблемы уже в ХХ веке. В европейских странах об этом стали открыто говорить в 1960-1970-е годы. После распада СССР к констатации и обсуждению проблемы пришли и постсоветские страны. Однако о проблеме домашнего насилия в основном говорили, основываясь лишь на статистических данных МВД. Эти данные не отражали реального положения вещей и в основном касались лишь одной категории проблем, а именно насилия в отношении женщин. Между тем, понятие семьи охватывает не только «горизонталь» — отношения между супругами, но и «вертикаль» — отношения между поколениями. Соответственно, и агрессия в семье возможна не только внутри супружеской пары». Что касается Русской Православной Церкви, то Положения об охране личности от насилия и унижения в семье отражены в таких программных документах как «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» и «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека». Однако участники круглого стола отметили, что полезно было бы подготовить краткое методическое пособие по работе с жертвами домашнего насилия для сотрудников церковных и общественных организаций, а также распространить на приходах контакты центров, работающих с жертвами насилия в семье (многие из этих организаций уже внесены в Базу данных по социальному служению Русской Православной Церкви http://social.miloserdie.ru/) Член Комиссии по церковной социальной деятельности Наталья Кузнецова подчеркнула важность профилактики домашнего насилия. Она отметила, что даже если агрессор наказан за свои действия лишением свободы, при его возвращении в семью насилие возобновляется. Чтобы этого избежать необходимо работать и с заключенными, и с их семьями. Здесь особенно важно сотрудничество Церкви, общественных организаций и государства. «Сейчас Комиссия по церковной социальной деятельности взаимодействует с Уголовно-исполнительной инспекцией УФСИН Москвы, филиалы которой есть во всех округах. Там отмечаются все условно-осужденные (в том числе за домашнее насилие), которые продолжают жить в семье. Очень важно снижать там градус напряженности, чтобы не доводить до насилия», — отметила Кузнецова. По мнению участников круглого стола, ближайшими шагами для более эффективного участия Церкви в решении проблемы домашнего насилия необходимо: — Отчетливо сформулировать позицию Церкви по проблеме домашнего насилия — В существующей социально-экономической ситуации выработать механизм взаимодействия между церковными и государственными структурами — Подготовить методические материалы, информируюшие о том, что такое домашнее насилие и как работать с его жертвами, а также о том, в какие организации можно обратиться за помощью.
Мария Хорькова, Православие и мир |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 1 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 2743 |