|
||||||||||||||
Взаимодействие светского и религиозного образования, как один из методов миссионерстваРассматривая современную ситуацию в отношениях образования светского и религиозного, картина в большей степени напоминает басню Крылова, лебедь рак и щука. Причина того, что воз и ныне там в следующем. Учителя в своем большинстве думают что, школу хотят превратить в православную гимназию, и тогда светскому преподавателю нужно будет как то соответствовать чему и как для них не понятно в большей степени. Переквалификацию какую что ли проходить. А сторонники введения в школу, Основ Православной Культуры надеются, что после этого отменят предметы планирования семьи, валеологии, и будет воспитание духовно-нравственное, православное. Другими словами ситуация в школе получит религиозное направление. Хорошо это или плохо? Давайте попробуем вместе разобраться, что препятствует взаимодействию светскому и религиозному. В каких рамках оно возможно? Если школьнику вместо сексуального просвещения, расскажут о укладе семьи и правильных в ней в взаимоотношениях. Что Мужчина – глава семьи, жена помощница и воспитатель, дети послушники и кормильцы своих родителей в старости. Объяснить что, пенсия нищенская выдумка власти безбожной. В России до революции, не было пенсий. Именно дети содержали своих престарелых родителей и спорили между собой. Нет, спорили не о том куда их сбагрить, а кому выпадет такая честь, чтоб в его семье жили родители. Это говорит о том, каково было нравственное состояние общества. И это результат того, что наши предки не делили жизнь на светскую и религиозную. И воспитание и образование не было безбожным. Когда произошло отрицание Бога, то по слову псалмопевца Давида человек потерял ум и нравственное равновесие: «Безумен человек, который в сердце своем сказал нет Бога, развратились они и совершили гнусные дела». Прер. Серафим Саровский так и говорил что: «Под предлогом просвещения мы зашли в такую тьму неведения, так что раньше понимали люди легко нам теперь долго надо растолковывать( объяснять). А детям, которым выпала честь кормить родителей стариков, был почет и всякого рода уважение. А что теперь.? Забыв о Боге, о нравственных основах, придумали эпатеку, загнали мир не только в нравственный, но и экономический кризис. Результат - дети не знают куда сбагрить своих родителей, жить негде. Ждут – поскорей бы умерли, освободили жил площадь. Откуда такое хамство и хищничество? Одна из причин, на мой взгляд, преподавание теория эволюции. Несмотря на то что, теория эволюции многими учеными давно не воспринимаемая в серьез, но она влияет на законы нравственности. Я постараюсь объяснить, как это происходит. Человеку внушили – пришел неоткуда и уйдешь в не куда. И в этот лозунг многие поверили. Результат такой веры морально-нравственная разруха, личности, семьи, воспитания, образования теперь уже и экономики. И когда говорят о разрухе и кризисе, как то на ум приходит произведение Булгакова «Собачье сердце», где профессор Преображенский говорил, «что это за разруха такая старуха что ли с клюкой, не пойму. Все твердят разруха, нестроение, ничего не ладится. А я думаю продолжал профессор, что разруха наступила здесь, в головах. Если я и Зиночка будем мочиться мимо унитаза, то у нас в доме точно начнется разрух». Да во всяком деле есть определенные правила, и законы. Даже в вопросах гигиены и правильного обращения с предметами туалета. Этими законами только Шариков пренебрегал, ну ему простительно все же с сердцем животного был, с собачьим. Во всем и везде есть законы, и пренебрежение ими приводит к катастрофам во всех формах бытия. И с этим впрочем, многие соглашаются. Но как дело и речь заходит о законах касающихся не материальных, а духовных, тут как ступор в головах. И бесконечные вопросы. «А что это, а как это». Законы духовной жизни мы хотим решить по быстро и сразу. И думаем, что они не нуждаются в системном школьном образовании и воспитании и постепенном восприятии. В этом кроется еще одно препятствие взаимодействия школьного образования и религиозного воспитания. Почему то думают, вырастут сами разберутся. Или вот еще причина, желание всего по быстрому узнать. Что называется пройтись по верхам, а глубоких знаний так и не почерпнуть. Мы дети рекламы, нам сразу все подавай «раз и готово», «вкусен и скор», «бери от жизни все не дай себе засохнуть». И такого человека ставят в пример как всесторонне развитого. Как говорил Ф. М. Достоевский «Начитались предисловий и умными себя возомнили». Если будем тянуть с духовно – нравственным вопросом в учебных заведениях, то вопрос о том есть ли Бог, или нет вскоре отпадет. Возникнет вопрос, а есть ли человек. Самодеятельность в духовных вопросах, приведет человека и общество к самонадеянности вместо веры. Есть ли человек? Осталось ли что от него после, безумного провозглашения Бога нет. Если осталась только вера в свое скотоподобное начало, то это горько. Сказано в Писании: «По вере вашей да будет вам» Пришел неоткуда, начало - случайность, и уйду в некуда. С таким мировосприятием все страстные наклонности человека оправданы. «Бери от жизни все». Оно и правда если умру завтра, и все на этом закончится, наслаждайся жизнью вдоволь, зачем себя сдерживать? А отсюда все нестроения в том числе и самоубийство. (( один наркоман рассказывал. Сброшусь с высотки и все, наконец успокоюсь. Нет …говорил я как раз только все и начнется. Жизнь с этой жизнью не закончится. «А что же будет»? спрашивал он, на сковородках в аду будут жарить». « Для тебя ад – это вечные ломки». – ответил я. Он задумался. Дело в том, как человек жил, с добром или злом, как он закончил свою жизнь, ибо по слову Спасителя «В чем застану, в том и сужу», так он будет жить и в вечности. Казалось бы смысл жизни – вопрос философии ан нет. Вся жизнь и ее восприятие и отношение к окружающему и окружающим – все меняется, когда у человека правильно сформировано понятие о жизни и ее предназначении. Законы есть во всем в науке, искусстве, в агрономии, в экономике. Номос (с грек. Закон), также есть законы любви, законы счастья, законы совести, законы нравственности, все они созданы Богом. Думаю если школьник будет знать об этом, разве есть в этом, что то плохого, или какое преступление или насилие? Думаю нет. Разделение общества, на светское и религиозное, приводит к деградации личности, семьи, народа, образования. Бытует мнение, что у нас есть образование, но нет воспитания. Трудно согласится если…. Образования у нас тоже нет, если образование есть лишь сумма знаний, набиваемая в школе в ребенка, то трудно согласится в полном смысле слова в том, что это и есть образование. Образование – это тот образ, который тоже был заложен изначально в человека. Сказано « Сотворим человека по образу нашему, по подобию нашему сотворим его». Поэтому мы скорее сегодня детям не только не даем образование, не только не воспитываем, а выращиваем их, как овощи. Кормим, поем, одеваем, ухаживаем… Как же все таки выстраить взаимоотношения семь, школы и Церкви? Ну например если учитель физики расскажет о законах материального мира, а преподаватель ОПК подтвердит и добавит, что кроме них, законов материальных, есть еще законы совести, любви, добра. И что как те, так и эти были узаконены Богом. Законы мира сотварены Богом, как законы и духовные. Наука открыла законы физически, химически. Ведь всем понятно, что пока не открыли законы, они были. Их просто открыли. Наука открывает, но не создает законов. Об этом говорят ученые, у которых мозги не промыты атеистической пропагандой. Эти законы были, начиная от закона тяготения и заканчивая генной инженерией, и атомной энергией протонов и нейтронов. Они были, наука их лишь только открыла, но открывшая их, сама наука не является их автором. Книгу которую прочел человек, это ведь не значит что он ее написал, т.е является ее автором. Присваивать авторство себе, называется никак иначе как плагиат, воровство чужой идеи, мысли и творения. Поэтому, повторюсь снова, наука не творит законов, она лишь открывает созданное. В том числе старается проникнуть и в тайны происхождения человека с его сложнейшим внутренним миром. Если учитель ОПК, расскажет детям что есть законы любви. Законы любви между Богом и человеком между мужчиной и женщиной. «Жена послушна мужу, но муж должен любить жену, как Христос Церковь. А как Христос возлюбил Церковь? Он жизнь отдал ради Нее. Только у Бога мы можем на учится добру, милосердию, состраданию. Конечно если на уроках биологии, по прежнему будем утверждать начало жизни человека, как случайное зарождении или говорить ставшей уже не популярной теорией большого взрыва, то такое восприятие мира отразится на этике не только в семейных отношениях но и общечеловеческих вообще. Если человек это случайность, то все в этом мире, и его этика –дело случия и удачи. Игральные автоматы в таком случае ему присущи с рождения. Случайность при таком видении калечит жизнь личности, жизнь семьи. После этого случая и органического бульона, в котором зарождалась жизнь от микроорганизмов и в результате долгих случайных, процессов согласно теории эволюции, там появилась примитивная форма жизни, затем появились водные, земноводные, животные, обезьяна, человек. Значит человеку по его природе присуще случайное, примитивное, животное начало. Но слава Богу что уже есть преподавание ОПК, которые проходят во многих школах Москвы и Подмосковья, также семинары для преподавателей светских школ, на которых преподается что человек – не случайность, а образ и подобие Бога. Что законы добра заключаются не в миге удачи игры и случайности а « друг друга тяготы носите, ..нет больше той любви кто душу свою положит за друзей своих. …А о самой любви сказано что она… «долготерпит, не завидует, не ищет своего, не радуется не правде, сорадуется истине…» Так что плохого в том что, учитель точной науки расскажет ее законы, учитель историй о исторических процессах, учитель литературы о Пушкине, Достоевском, Лермонтове. К стати о Лермонтове. Как объяснить о ком говорит в своем стихотворении поэт, не зная жизни подвижника 4 века Макария Великого. Когда он долгое время подвизался в подвиге уединения, а такой подвиг нужен был прежде всего чтоб, в себе разобраться, с Богом примирится а потом уж другим советы давать. Как и говорит ап. Павел «вникай в в себя и в учение этим себя спасешь и слушающих тебя. Это о смысле уединения. А теперь об истории которая произошла с подвижником благочестия Макарием. Бог за усердие в его жизни по Евангелию даровал ему множество даров, исцеление больных, утешение страждуших, дар прозорливости и пророчества. Но однажды девица, мягко говоря скромного поведения, забеременела и сказала что виновник ее теперешнего состояния Макарий, находящийся в затворе. Понятно какая молва разнеслась по городу… - мол, тоже мне святой, знаем мы чем вы там в Церкви занимаетесь, можно и сейчас услышать. Пока Макарий находился в уединение, то занятием его было молитва и плетение корзин. Раньше пакетов не было, он отдавал их людям приходившим к нему по какому либо вопросу, а они меняли их на хлеб и приносили ему. Но после случившегося народ лишь косился и плевался в сторону его кельи. Его жилье находилось вдалеке от города а девица указавшая на то что он отец ребенка, жила на другом конце города. Макарию Великому пришлось выйти из затвора и самому ходить продавать корзины базарной площади. Можете представить себе возгласы и укоризны в эго сторону…. Тоже мне старец…. Вон чего натворил…Но подвижник со смирением переносил все укоры, да что делать. Все деньги и продукты выручанные от продажи он приносил этой беременной женщине. И так через базарную площадь с насмешками в глаза и упреками в спину он проделывал путь от своего жилища к дому где жила эта женщина. Когда же наступило время ей разрешится от родов, то она не могла, и позвала священника и когда исповедалась то роды прошли благополучно, и она призналась, что отец ребенка не Макарий, а один разбойник из соседней деревни. И вот у Лермонтова есть стихотворении на это житие. Оно называется «Пророк». Или как рассказать детям о Рублевской Троице, не касаясь событий Ветхозаветних, явление Аврвааму Трех Ангелов у дуба маврийского. Или забыть слова Ломоносова который произносил с восторгом что: «Бог дал нам две книги окружающий нас мир и откровение Его – Библию». Нужно все же разграничить понятия следующего толка. Светский это еще не в коей мере не значит что он атеист, безбожник. Светский человек, человек ищущий Бога, любящий свою традицию, свою историю, свою Родину. И именно такое понимании светский человек, дает возможность сотрудничества и в взаимодействие светского и религиозного образования в духе любви и взаимопонимания.
А. И. Солодков, Преподаватель Николо-Перервенской семинарии |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 1928 |