|
||||||||||||||
Катехизация очереди: труд и радостьЕжегодное освящение воды на Богоявление − одно из основных событий, при котором встречаются многие условно верующие люди и их Церковь. Для того, чтобы помочь людям получить то, за чем они пришли, − и в целом, и в этот раз особенно − работает служба приходских консультантов.
Ведь за чем, по большому счету, люди идут? Для чего им святая вода? Каждому человеку, какой бы он ни был национальности, культуры, каковы бы ни были у него возраст, пол и образование, свойственно желание жизни и желание счастья, желание быть свободным. И, конечно, желание знать истину. Церковь хранит знание о том, что на самом деле эти желания устремлены к одному, потому что Счастье, Истина и Жизнь – в Господе нашем Иисусе Христе, и Он же освобождает человека. Однако большинство людей не знает о том или же считает такое знание «слишком глубоко богословским», не предназначенным для «простых людей», к числу которых это большинство себя относит. К тому же принятие этого знания требует от человека соответственной жизни, изменения привычек и нередко самопринуждения... поэтому проще и удобнее позволять себе помнить только, что «в Церкви что-то такое есть» и стоять за святой водою, потому что «это работает».
Одна из задач приходских консультантов – не только деятельно являть людям поддержку и принятие их, готовность ответить и подсказать, но и помочь людям разобраться и понять, почему же именно «это работает», обратить внимание людей на Самого Господа, который и есть Источник всякого блага. Для этого консультанты готовят и раздают просветительские брошюры, которые большинство людей не только читает в очереди, но и уносит с собою домой; некоторые просят дать им несколько штук, для родных и знакомых. Таким образом, сеется семя, которое может дать добрые всходы. Да, немалое число людей, даже большинство, приходят просто за «бытовой пользой», которую они ожидают от святыни. Но этим желанием нельзя пренебрегать как недостаточно возвышенным − и через материальные потребности людей можно обратить их к Богу, ведь и материю сотворил Бог и Сам облёкся в неё, и никогда ею не брезговал. Поэтому нужно сочувственно относиться к тем, кто пришел за, так сказать, эликсиром здоровья. Нужно сказать им, что они правы, и дополнить их знание − дополнить, а не отвергнуть! – поведав, что Источник здоровья и счастья − Бог, что Он Сам отдает нам Себя в святых Таинствах и что Путь к счастью и свободе − это тоже Он. Причём не где-то там, за гробом, а сегодня и завтра, и вообще здесь, сейчас мы можем получить полноту Божиих даров и Самого Бога в первую очередь. Как правило, это знание людей изумляет. Из советской атеистической пропаганды (кроме которой многие люди мало что о Церкви слышали) народом усвоено, что Бог обещает «награду в загробной жизни». А хочется-то счастья сейчас... Разрушить ложные представления, освободить людей от суеверий и скованности предрассудками − тоже одна из задач наших консультантов. Разумеется, только добровольно. Свобода по самой своей сути не может быть навязана насильно. Если мы видим, что человек закрывается и не принимает наши слова, мы ни в коем случае не давим на него, а доброжелательно сворачиваем беседу. Доброжелательность − прежде всего. Ведь для многих именно консультанты становятся «лицом» Церкви, лицом общины. И это лицо должно не мешать людям увидеть за ним Лик Христов. Конечно, это очень трудно и ответственно, да и просто физически тяжело. Работа многочасовая, к тому же на холоде, что тоже отнимает силы. Чтобы выдержать, мы стараемся делить дежурства согласно силам и возможностям каждого, ведь на консультанта направлен поток эмоций людей, относящийся к Церкви, и не всегда эти эмоции добрые, даже в очереди за святой водой. Делаем дежурства недлинными, греемся (в первую очередь душевно!) чаем и общением в кабинете катехизатора. Без молитвы даже не подходим к очереди! Ведь зачем мы там вообще, если сами забыли о Боге? Только с Ним за руку можно идти на такое дело. Важная часть − поддержка начальствующих. Не ошибается тот, кто ничего не делает, − это общеизвестно. Когда поддерживают не меньше, чем порицают за ошибки, это дает очень много сил чисто по-человечески. Очередь за святой водою на Богоявление отличается от очереди за освящением снеди на Пасху: в ней больше озабоченности, люди более хмурые и настороженные, ведь они идут получить некий «сильный артефакт», принципа действия которого толком не понимают. В канун Пасхи люди готовятся встретить радостный день и отметить его традиционной трапезой, и предвкушение радости витает в воздухе, больше улыбок на лицах. Да и на улице теплее. В Крещенский же день нередко погода пасмурная, что определяет общее настроение, особенно если оттепель и слякоть. А вот вопросы людей, уровень их знаний о Виновнике праздника и смысле совершаемых ими самими действий, практически не отличаются ничем. Без ложной скромности можно сказать, что консультанты имеют хорошую подготовку, хорошую базу знаний. Но при этом бывает и так, что приходится столкнуться с вопросами, на которые они не могут дать ответа. Тут важно, прежде всего, не стараться «сделать лицо» и «выкрутиться». Нужно сказать: я не знаю. Есть вопросы вообще без ответа, а есть вопросы, касающиеся личной духовной жизни. И если со вторыми консультанты рекомендуют обратиться к священнику, то о первых стараются пояснить, что ответ на это знает только Господь Бог, а Он не всегда раскрывает Свои замыслы перед человеком. Причем, давая такой ответ, надо стараться оставить у человека не впечатление его «ничтожности», а понимание того, что Бог всеведущ и благ и что на Него, выражаясь просто, «можно положиться», довериться Ему безоглядно.
Труд этот (как и вообще труд дежурного консультанта) тяжелый, но при этом — удивительно радостный и благодатный. Отрадно нести людям знание о самом главном, отрадно быть для них поддержкой, несказанно отрадно открывать для людей двери в Церковь, видеть, как они удивляются, заинтересовываются. Когда замечаешь, что во взгляде человека, с которым беседуешь, что-то меняется, рождается надежда: он пойдёт дальше и встретит Самого Христа. Если бы не эта надежда и эта отрада, никто не смог бы делать такую работу.
Екатерина МАКАЛЕЦ,
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 1 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 2379 |