|
||||||||||||||
Архимандрит Трифон (Плотников). Церковные социально-ориентированные проекты как фактор укрепления государственностиВ Архангельске 6 ноября 2014 г. открылся X Иоанновский форум, посвященный 185-летию со дня рождения праведного Иоанна Кронштадтского. На пленарном заседании выступил референт митрополита Кубанского, председатель отдела социального служения Екатеринодарской епархии архимандрит Трифон (Плотников). Публикуем текст его выступления. Уже более 20 лет в Российской Федерации происходят изменения в духовной, политической, социальной и экономической сферах. За это время наряду с некоторыми позитивными результатами возникли и отрицательные моменты, в частности касающиеся системы образования. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество лишилось духовных и нравственных идеалов: проявилось отсутствие четко обозначенной системы воспитания, произошла подмена понятия «воспитание» идеей «адаптации к социуму», произошло вытеснение воспитательного процесса в сферу дополнительного образования, коммерциализация, а также проникновение в школу идей половой распущенности, потребительства, оккультизма и т.п. Как следствие у детей и подростков возникают довольно смутные, искаженные представления о таких добродетелях, как любовь, доброта, справедливость, милосердие, гражданственность и патриотизм. Духовная опустошенность современных молодых людей нередко толкает их на путь алкоголизма, наркомании, преступного бизнеса. Ощущение же безысходности и отчаяния нередко приводят к самоубийству. Подрастающие поколения попали, что называется, под «обстрел» идей и взглядов, разрушающих гражданственность, патриотизм, пропагандирующих моральную распущенность и безответственность. По существу, возникла невиданная духовно-нравственная эпидемия. Вопрос борьбы с нарастающим злоупотреблением наркотическими средствами и психотропными препаратами, как показал мировой опыт, чрезвычайно сложен. Конечно же, стратегия противодействия этому злу во многом зависит от позиции государства. В то время как тактика зависит от позиции общества, всех его слоев. И задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения – одна из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны. В этом деле важна как никогда роль нашей Православной Церкви. В настоящее время создано множество светских профилактических программ против наркомании, однако, только единицы из них учитывают необходимость формирования духовности, нравственности, повышения интеллектуального и образовательного уровня среди детей и юношества. Педагогика, синонимом которой является понятие «просвещение» – это часть культуры, и она должна быть осмыслена в русле традиционных культуральных основ. Отечественное духовно-нравственное просвещение немыслимо вне христианства. Великий русский педагог Константин Ушинский призывал к сохранению народного (для него однозначно – православного) характера школы, ее национального характера. После революции 1917 г. большевистский режим разрушил систему православного воспитания. В конце же ХХ века была разрушена система советского атеистического воспитания. И получается, что единого системного подхода в вопросах воспитания – до сих пор нет, поскольку нет единой цели. Понятно, что воспитывать «чему-нибудь» и «как-нибудь» невозможно. Бездуховность, отсутствие традиционных ценностей и национальной идеи порождает в человеке и в обществе вместо Богоискательства стремление к духовным суррогатам, сектантству. Иначе еще можно назвать это явление сектоманией. Сегодняшняя социально-политическая обстановка на Украине свидетельствует о том, к каким общественным потрясениям может привести многолетняя деятельность общественных и нетрадиционных религиозных организаций, направляющих население на антигосударственные проевропейские и проамериканские ценностные ориентиры, которые провозглашаются единственно верным путем развития Украины, её цивилизационным выбором. Между тем, чтобы понять, что произошло в массовом сознании жителей Украины и за счёт чего столь чудовищным образом сместились их смысложизненные и ценностные ориентиры, необходимо обратить внимание на ряд организаций, осуществляющих длительную социальную работу среди населения Украины и прежде всего с людьми, находящимися в трудной жизненной ситуации. Как известно, сегодняшний массовый националистически-экстремистский психоз был рождён на Майдане, рожден Майданом, и именно с Майдана разошёлся по стране волнами, вовлекая в себя всё новые и новые жертвы, тем самым породив по-своему уникальную ситуацию: секту размером с нацию. Особая роль в этом подрывающем фундаментальные основы государственности на Украине отводится так называемому неопятидесятническому харизматическому движению. В Киеве ежегодно проводили так называемые «Марши мира» под предводительством щедро оплачиваемого государственным департаментом США чернокожего нигерийского пастора Сандея Аделаджи. Ему из небольшой – в несколько десятков человек – группы поддержки за несколько лет удалось мобилизовать тысячи украинцев. Пастор Аделаджа привлек к своей деятельности и мэра Киева Леонида Черновецкого, и недавно исполнявшего обязанности президента Украины, ныне председателя Верховной Рады, пастора-баптиста Александра Турчинова. В 2013 г. государственный секретарь США Джон Керри публично объявил о создании в структуре правительства – управления по вопросам инициатив религиозных сообществ. Как сообщает сайт украинского Института религиозных свобод, новое управление предназначено формировать политику госдепартамента США в сфере взаимодействия с религиозными сообществами, в первую очередь – с нетрадиционными, тесно сотрудничать с ними, чтобы их голоса были услышаны во внешнеполитическом процессе (конечно, в пользу США). Потому совершенно естественно, что «евромайдановский» переворот 2014 г. в Киеве возглавили один из высокопоставленных адептов тоталитарной секты сайентологов Арсений Яценюк и пастор-баптист, поддерживающий тех же самых неопятидесятников-харизматов, уже помянутый Александр Турчинов. Надо подчеркнуть: возглавили лица, абсолютно управляемые Белым домом и Европарламентом. В результате «еретиками» и инакомыслящими на Украине стали те, кто раньше был в большинстве. Теперь представители традиционной Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, благодаря реализации глобального проекта с названием «Секта Украина», стали «ворогами нации» (врагами нации) и предателями интересов Украины. И если ничего не предпринимать, такой сектой может стать, пожалуй, и Россия. И дело в том, что одним из направлений вербовки нетрадиционными, псевдорелигиозными организациями своих новых адептов является реабилитация нарко- и алкоголезависимых людей. Основной постулат реабилитации по неопятидесятническому харизматическому сценарию есть научить человека неким особым мистическим образом общаться с Богом. Однако то, чем занимаются такие организации при работе с алко- и наркозависимыми, называть реабилитацией не вполне корректно. Точнее сказать, что происходит перепрограммирование мышления, с целью формирования новой, более мощной, чем химическая, – зависимости от религиозной группы и ее лидера. Но самое главное – идет формирование и закрепление нейрофизиологической зависимости от обязательного регулярного посещения экзальтированных служений харизматического культа. Человека, имевшего в прошлом зависимость от психоактивных веществ, то есть предрасположенного к разным формам зависимого поведения, гораздо проще подсадить на «учение» секты с ее беспрекословным подчинением лидерам и установленным строгим правилам взаимоотношений в группе. Адепт попадает в своеобразные психологические клещи, из которых очень сложно выбраться без потерь. Процесс реабилитации лиц, вышедших из современных тоталитарных деструктивных культов, многотруден и тернист. Поэтому и здесь профилактика попадания в нетрадиционную религиозную организацию (читай, секту), как и в случае с наркоманией, является чрезвычайно актуальной задачей. В Советской России базовым социальным смыслом служила коммунистическая идеология, попытавшаяся искусственно подменить собой многовековой опыт общинной жизни титульной нации в православной религиозной традиции. Разрушение этой модели общественных отношений в конце ХХ в., а также «неидеологичность» новых (то бишь демократических) ценностных ориентаций, для значительной части жителей России обусловили возврат к религии как к обретению сознательной веры и смысла жизни. Естественно, тут же появились искусные и не очень искусные подделки, эдакие духовные суррогаты, зачастую спонсируемые Западом. В связи с этим перед российскими органами государственной власти стоит задача создания надежной иммунной системы, защищающей социальный организм от опасных «вирусов» химической зависимости (алкоголь, наркотики и т.п.) и нехимической зависимости (секта, азартные игры, сетевые компьютерные игры и т.п.). Как справедливо отметил в своем ежегодном послании Федеральному собранию в 2013 г. Президент России Владимир Путин, в мире все больше людей, поддерживающих нашу позицию по защите традиционных ценностей, которые тысячелетиями составляли духовную, нравственную основу цивилизации, саму народную основу, то есть ценностей традиционной семьи, подлинной человеческой жизни, в том числе и жизни религиозной. Если государство совместно с представителями традиционных религиозных конфессий и соработающих с ними общественников не предпримет более активных действий по утверждению в народной жизни государствообразующих традиционных ценностей, то этот процесс могут возглавить его непримиримые противники, и в очередной раз сработает принцип «разделяй и властвуй». И это будет уже процесс необратимый. Министр иностранных дел России Сергей Лавров в своем выступлении на встрече с членами Российского совета по международным делам в Москве (2014 г.), констатировал, что Россия возвращается к традиционным духовным ценностям, и что именно это одна из главных причин отдаления Запада от нас. Представляется бесспорной точка зрения кандидата философских наук Александра Сыроваткина, в соответствии с которой практически все современные российские нетрадиционные религиозные движения (читай, секты) характеризуются общим деструктивным содержанием и деструктивной направленностью, не способствующими стабилизации российского общества. Поэтому сегодня необходимо вести речь об ограничении (или прекращении) их деятельности, что важно для обеспечения духовной, следовательно, и национальной безопасности России. При этом, как отмечает А.Н. Сыроваткин, противодействие распространению деструктивных религиозных организаций не должно быть только государственной задачей. Противостоять им должны и светские общественные организации, и традиционные религиозные движения, и люди, неравнодушные к судьбе своего Отечества. В противном случае Россия будет обречена на покорение другими народами, в каковом принимают участие и наши «толерантные» соотечественники, которые несут в себе уже совершенно иной идентификационный культурный код. Код, не требующий придерживаться патриотической позиции, отстаивать интересы русской культуры и государственности, следовательно, и русского этноса. Правительством Российской Федерации в 2014 г. в рамках разработки и реализации комплексных мер по снижению уровня употребления наркотиков утверждена государственная программа под названием «Противодействие незаконному обороту наркотиков» с подпрограммой, которая называется «Комплексная реабилитация и ресоциализация лиц, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества в немедицинских целях». В соответствии с данным документом одной из главных задач является создание инфраструктуры национальной системы комплексной реабилитации и ресоциализации зависимых лиц на принципах государственно-общественного и государственно-частного партнерства, то есть при участии общественных и частных организаций. 6 октября 2014 г., то есть совсем недавно, под руководством председателя Государственного антинаркотического комитета, директора ФСКН России Виктора Иванова на очередном заседании Комитета были обсуждены два вопроса: 1) о мерах по ликвидации чрезвычайной ситуации, связанной с массовыми отравлениями новыми психоактивными веществами и как раз 2) об организации Национальной системы комплексной реабилитации и ресоциализации лиц, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества в немедицинских целях. По данным Национального научного центра наркологии Минздрава России в настоящее время наркологическая служба ориентирована на купирование острых проявлений наркологических заболеваний в ущерб медицинской и социальной реабилитации (В.В. Киржанова, 2010). Только 5% услуг, предоставляемых государственной наркологической службой, являются реабилитационными, а 95% ориентировано на детоксикацию (Т.В. Клименко, 2009). И за прошедшие 5 лет ничего практически не изменилось. Суммарный коечный фонд специализированных учреждений (наркологических и психиатрических) в 2012 г. составлял всего 2111 коек. В настоящее время довольно мало научно обоснованных комплексных программ социальной реабилитации, по которым работают некоммерческие общественные реабилитационные организации, как мало и самих таких некоммерческих организаций. Хотелось бы отметить, что в обществе явно назрела насущная необходимость в следующих действиях: 1. На уровне Государственной думы инициировать создание межфракционной и межведомственной рабочих групп по анализу деятельности в стране нетрадиционных религиозных движений, в первую очередь неопятидесятнического (сиречь, харизматического) толка для разработки и принятия законодательных мер противодействия нарастанию в них экстремистских настроений. 2. Исключить из Федерального закона от 26 сентября 1997 года №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» понятие «религиозная группа», которой закон позволяет не иметь юридической регистрации. Все религиозно-ориентированные группы граждан должны быть подотчетны органам юстиции. 3. Способствовать общественной и юридической поддержке инициативной группы депутатов Государственной Думы во главе с Михаилом Маркеловым по введению в правовое поле понятия «секта» и внесению ряда способствующих оздоровлению религиозного пространства изменений в соответствующие законодательные акты, в первую очередь в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях». Перед православной общественностью таким образом стоит очень важная и актуальная задача создания в рамках Национальной системы комплексной реабилитации лиц православно-ориентированных центров реабилитации и ресоциализации, что в свою очередь будет исполнением нами заповеди Божией о любви к ближним.
Фото: Пресс-служба Архангельской епархии |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 1 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 1876 |