|
||||||||||||||
Константин Гаранин. Наступит ли в Пакистане “Эра милосердия?”«Может быть, именно сейчас в бедности, крови и насилии занимается у нас радостная заря великой человеческой эпохи — Эры Милосердия, в расцвете которой мы все сможем искренне ощутить себя друзьями, товарищами и братьями…» (братья Вайнеры, «Эра милосердия»)
В первых числах ноября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к президенту Исламской Республики Пакистан Мамнуну Хусейну с просьбой о помиловании пребывающей в заключении и приговоренной к смертной казни христианки Асии Биби. За многовековую историю Пакистана это не первый случай, когда местные власти намереваются лишить человека жизни. Законодательство там весьма сурово в отношении людей, совершивших различные преступления. В стране, где более 98% людей исповедуют ислам, по статье «богохульство» собираются предать смерти человека иной религиозной принадлежности — христианина. Такое уже происходило в мире не раз и заканчивалось, как правило, множеством жертв и многочисленными разрушениями. Многополярная земля На территории, где располагается современный Пакистан, в III-II тысячелетиях до нашей эры образовалась одна из древнейших, наряду с древнеегипетской и шумерской, цивилизаций в истории человечества — Хараппская. За минувшие тысячелетия здесь проживали люди разных национальностей. Их количество доподлинно неизвестно даже современным ученым. Более точно известно, что на этой территории были широко представлены три основные мировые религии. Первым сюда пришел буддизм. Это произошло во времена Кушанского царства (I-III века нашей эры), которое располагалось на территории современной Средней Азии, Афганистана, Пакистана и Северной Индии. Стоит уточнить, однако, что доминирующей религией в Кушанском царстве был греко-буддизм. Он сформировался благодаря установлению тесных контактов между эллинистической культурой и буддизмом, которое началось после завоевания Персидской империи Александром Македонским. По сути, это был вид культурно-религиозного синкретизма, то есть смешения греческой культуры с религией буддизма. С VIII века нашей эры на территории Пакистана начинается распространение ислама. Это произошло во времена арабский завоеваний. Население долины Инда (современный Пакистан) полностью приняло ислам в IX-XI веках. Влияния ислама были незначительны до 1001 года, когда Махмуд Газни (падишах Средне-азиатского государства Газневидов, при котором оно достигло наибольшего могущества) совершил набеги на субконтинент. Новая волна исламизации последовала в период между 1526 по 1858, когда власть в Северной Индии захватили пришедшие тюркские, персидские и монгольские воины. Христианство — религия, которую стали позже первых названных исповедовать на пакистанской земле. Англиканские проповедники из Церковного миссионерского общества начали свою деятельность на территории Пакистана в 1850 году, однако епархия была создана лишь 100 лет спустя в Карачи. Американские методисты проникли на эту территорию в 1873 году. Лютеранские миссионеры появились на северо-западе современной пакистанской территории в 1903 году. На первых порах это были датчане, позже к ним присоединились проповедники из Финляндии и США. Со временем была создана единая Лютеранская Церковь. Пресвитерианство на современной территории Пакистана распространяли шотландские и американские миссионеры. Представлена в Пакистане и Православная Церковь. Основателем миссии, открытой в 2005 году, является священник Иоанн Танвеер. С 1986 года он служил как католический священник в Лахоре, в 1996 году сложил с себя сан и два года спустя обратился в Константинопольский Патриархат с прошением принять его в Православие. В 2005 году Джона (Иоанна) и его семью, а также единомышленников приняли в Православие. За период миссионерской деятельности священника Иоанна Танвеера в его доме в Лахоре был открыт домовый храм и катехизическая школа, переведены на урду ряд богослужебных текстов и книг, поднят вопрос об официальной регистрации Православной Церкви в Пакистане, собираются средства на строительство духовного центра. Кроме Лахора, действуют приходы в Васирабаде и Хафизабаде, небольшие общины в Гуджранвале, Навабшахе и Фейсалабаде. 21 апреля 2013 года состоялась закладка первого православного храма. В 2011 году в Пакистане была учреждена Пакистанская миссия Австралийско-Новозеландской епархии Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Миссия Русской Зарубежной Церкви включает общины в Саргоде, Хайдарабаде и Карачи. В ней трудятся священники – отец Иосиф Фарук и отец Кирилл Амер. Действует домовый храм в честь Архистратига Михаила, храм святого Сергия. Собираются средства для строительства церквей и православных школ в Саргодаи Бхалвале. В 2013 году число православных в Пакистане составляло порядка 550 человек. Всего же в Пакистане сегодня насчитывается около 2,4 миллионов христиан. Это примерно 1,5% населения 162-миллионной страны, где 96,1% человек исповедуют ислам. Трудный путь мессианства Что мы называем цивилизованным государством? Какие признаки позволяют относить ту или иную страну к этой категории? Общепризнанные — это численность населения, наличие древней истории с памятниками культуры, участие в работе общемировых общественных организаций, а также развитая инфраструктура, современные промышленные предприятия и так далее. Судя по перечисленным критериям, современный Пакистан — вполне цивилизованная страна. Она является членом Организации Объединённых Наций, Содружества наций, Всемирной торговой организации, наблюдателем в Шанхайской организации сотрудничества, членом развивающихся стран G33, Группы 77 развивающихся стран и так далее. Также присутствуют и другие вышеназванные признаки. Однако этого мало, чтобы считать то или иное государство цивилизованным. Цивилизованность — определенный уровень организованности и культуры, в противоположность варварству. Таковым нам представляется государство, где в обществе главенствуют гуманные законы, не ущемляющие, а напротив, развивающие диалог и сотрудничество между представителями различных национальных и религиозных групп. В этом контексте можно было бы довольствоваться наличием в государстве законов, основанных на веротерпимости или толерантности. Но в современном мире этого уже недостаточно. «Толерантность предполагает соблюдение государственных законов, их ненарушение со стороны этнических и религиозных общин в условиях межрелигиозного и многонационального общества», – считает Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. «Толерантность не несет в себе положительного заряда. Она может предполагать безразличие по отношению друг к другу, отсутствие сотрудничества, отсутствие взаимодействия», – убежден предстоятель Русской Православной церкви. Именно это мы наблюдаем сегодня в Пакистане. В этой стране сложилась тяжелая ситуация: исламские фанатики устраивают массовые гонения на христиан, и все это происходит при попустительстве органов власти, которые формально заявляют о расследовании подобных случаев и приверженности к общемировым ценностям. Отсчет тяжелого периода для пакистанских христиан ведется с 1986 года (ранее действовало законодательство на основе британского колониального уголовного права), когда был принят основанный на шариате «Закон о богохульстве». Любые попытки изменить драконовский закон о «богохульстве» остаются бесплодными. Нарушение этого закона влечет немедленный арест. Само понятие «богохульство» в пакистанском уголовном кодексе трактуется туманно, соответственно любой человек может быть арестован по подозрению в оскорблении Бога или Корана. Этот закон давно стал орудием в руках религиозных фанатиков. С его помощью оправдываются самые тяжкие преступления против иноверцев. Прежде всего, христиан. Так, христиане лишены права занимать высокий государственный или военный пост, претендовать на пост президента страны. Не могут построить храм или реставрировать его без разрешения местных властей, которые чаще всего отвечают на запросы отказом. Христианам запрещено открыто говорить о своем вероисповедании. Они обязаны изучать Коран в школе и так далее. Попустительство властей Пакистана ведет к постоянному разжиганию христианофобии. Христиан убивают, грабят, насилуют и похищают с целью выкупа, их храмы взрывают и оскверняют. Эти преступления совершаются постоянно. Один из последних случаев преступлений против христиан: двое молодых христиан были зверски убиты по обвинению в «богохульстве». Мужа и жену сожгли заживо в печи для обжига кирпича. Их обвинили в том, что они якобы сожгли несколько страниц Корана. Под угрозой казни Пункты А, В и С статьи 295 пакистанской Конституции позволяют приговорить к смертной казни христиан, индуистов, ахмадитов, шиитов и прочих «неверных» по обвинению в «богохульстве». На основании этих законов к смертной казни приговорена мать пятерых детей Асия Биби. Что же она сделала? В июне 2009 года, работая на ферме, принесла людям воды. Но некоторые мусульмане отказались пить эту воду, поскольку считают христиан «нечистыми». Чтобы раздуть скандал, обвинили Асию в оскорблении пророка Мухамеда. Судебный вердикт в адрес Асии Биби привлек внимание мировой общественности. Ведь если смертный приговор будет приведен в исполнение, она станет первой женщиной-христианкой в Пакистане, лишенной жизни по закону «о богохульстве». Дело получило не только большую огласку, но и привело к жертвам. С 2009 года за высказывания о жестокости пакистанских законов о богохульстве и необходимости помилования Асии Биби убиты министр по делам меньшинств Шахбаз Бхатти (христианин) и губернатор провинции Пенджаб Салман Тасир (мусульманин). За минувшие пять лет многие известные политики и деятели культуры разных стран мира обращались к правительству Пакистана о снисхождении к Асии. В частности, в защиту осужденной выступил Предстоятель Римско-Католической церкви Папа Бенедикт XVI, заявив, что духовно он будет близок через молитву к Асие. Заявлял о необходимости ее оправдать и нынешний Папа Римский Франциск. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сделал большой шаг на пути установления справедливости. Он направил письмо в адрес главы Пакистана. В послании, в частности, говорится: «С глубокой скорбью я воспринял известие о том, что 16 октября 2014 г. Высокий суд г. Лахора утвердил вынесенный ранее судом низшей инстанции смертный приговор матери пятерых детей христианке Асии Биби, которая уже долгое время находится в заключении. Казнь А. Биби не только станет невосполнимой утратой для ее семьи, родных и близких, но и нанесет огромный урон мусульманско-христианскому диалогу, может стать толчком к усилению напряженности между христианами и мусульманами как в Пакистане, так и во всем мире. Убежден, что политическое руководство любого современного государства призвано сознавать свою ответственность за вверенную ему судьбу представителей религиозных меньшинств. Наша многомиллионная паства присоединяет свой голос к огромному числу людей во всем мире, ратующих за сохранение жизни этой христианки. От имени всех верующих Русской Православной Церкви призываю Вас, господин Президент, помиловать Асию Биби». Не важно, к какой религии принадлежал проповедник, первым переступивший границы Пакистана. Ведь если судить лишь по этому признаку, то доминирующей религией в этой стране следовало бы признать буддизм. В такой многонациональной стране, как Пакистан, никогда не будет мира и покоя, устойчивого экономического развития и процветания, пока одна часть населения, исповедующая одну религию, притесняет другую. Нам остается лишь верить в то, что слова Предстоятеля Русской Православной Церкви дойдут до руководства Пакистана и посеют в их разуме зерна справедливости. Позволят осмыслить, что цивилизованное государство — то, где люди стремятся достичь Эры милосердия.
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 1639 |