Опубликовано 05.11.2014 в рубрике  Новостная лента » Обзор СМИ
 

Существует ли православное мещанство?



 

 

Когда же приближались дни взятия Его [от мира], Он восхотел идти в Иерусалим;  и послал вестников пред лицем Своим; и они пошли и вошли в селение Самарянское; чтобы приготовить для Него;  но [там] не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим.  Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал?  Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа;  ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение (Лк. 9. 51-56).

В последнее время я все чаще слышу о том, что христианин должен иметь гражданскую позицию, защищать права разных меньшинств, не любить российские власти и активно заниматься политикой. Если же христианин этого не делает, предпочитая заниматься спасением собственной души, заботой о семье и близких,  то его могут упрекнуть в «православном мещанстве», в желании комфорта, в нравственном релятивизме и других прегрешениях против гражданского общества.

В социальных сетях  все больше разговоров о «праведном гневе», все меньше отсылок к тому евангельскому отрывку, который я поместил в начало статьи.

Между тем  само слово «мещанин» в переводе с польского языка  означает горожанин.  Это были ремесленники, лавочники, жители небольших городков, «местечек». По воскресеньям жители-христиане ходили в церковь, крестили младенцев, венчались, отпевали родителей. Иноверцы ходили в свои культовые здания. Мещане заботились о стариках, воспитывали  детей, пекли хлеб, чинили телеги.  В России представители этого сословия уходили в монастыри, строили храмы, становились святыми.

Среди прославленных русских подвижников было немало мещан. Преподобный Амвросий Оптинский, например, был сыном пономаря, всю жизнь, по его собственным словам, провел  с людьми. Незадолго до смерти он основал Шамординский монастырь, куда принимал сирот, девушек из небогатых семей, крестьянок и мещанок.

Впрочем, у слова «мещанин»  в России давно появилось другое значение – это человек без твёрдых убеждений и  чувства ответственности перед обществом.

Такой вот несимпатичный тип, которого сложно назвать христианином. Впрочем, если вы узнали в себе мещанина, не стоит сразу бежать на исповедь. Давайте сперва разберемся с остальными словами в этом определении.

Начнем с «твердых убеждений». Если открыть Евангелие, то там можно найти Нагорную проповедь, притчи Христовы, послания апостола Павла, в которых  многократно говорится о том, что нельзя осуждать человека за то, что он начальник, римский солдат или даже мытарь. Напротив, у каждого живущего на Земле есть надежда на спасение и право на свободное распоряжение своей волей.

Иными словами, христианин не обязан делить людей на «своих» и «чужих», бороться с царями, даже если у власти находится римский император Нерон. Христианин может прятаться, избегать гонений, бежать из одного города в другой.

Нельзя путать  Православную Церковь с римским форумом и призывать своих единоверцев в обязательном порядке подписывать петиции, осуждать президента, ругать власти и защищать права любых меньшинств просто потому, что они гонимы.

В христианстве, в отличие от Римской империи с ее гражданскими добродетелями и идеей всеобъемлющего общественного служения, каждый человек отвечает за свою семью, свою работу и свои поступки. Он кается в своих грехах, а не в грехах страны, властей или своих единомышленников или противников.

Это мое первое твердое убеждение как мещанина. Я хочу, чтобы в моей стране был мир, спокойствие и минимальный уровень агрессии, чтобы в подъездах светили лампочки, на дорогах лежал асфальт, а в доме работали батареи.  Я хочу договариваться с чиновниками и представителями власти, а не брать в руки маркер и лист ватмана, писать на нем гневный лозунг и отправляться на площадь. Впрочем,  христианин имеет право пойти на согласованный митинг, если при этом он не будет оскорблять других людей или  испытывать гнев и ярость. Не будет валить памятники и призывать к бунту. Не будет брать на себя функции Бога и творить свой маленький страшный суд над президентом или оппозицией.

Все это возможно, если христианин будет сперва думать о своем спасении, а не о гражданском обществе, о котором мы сейчас поговорим.

В головах у некоторых христиан прочно засела некрасовская строчка: «Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан».  Эта фраза  иногда приводит к тому, что люди путают Евангелие с «Декларацией Независимости» или со «Всеобщей декларацией прав человека».

Смена приоритетов с  покаяния и внимания к собственным грехам на обличение чужих пороков и социальной несправедливости иногда приводит к печальным последствиям. Весной 1917 года в храмах на возглас «Христос Воскресе»  часть христиан отвечала «Россия Воскресе», летом 2014 года  отдельные  верующие брали на себя вину России за сбитый  «Боинг», хотя официальное расследование в тот момент даже не начиналось. Вряд ли такое поведение можно считать христианским, вряд ли можно назвать православными лозунги: «Нашу крысу тошнит» или растяжки с лицами людей, которых считают предателями Родины.

Точно так же христианину сложно оправдать избирательное внимание к правам  разных меньшинств. Если меньшинства сексуальные, то мы будем им помогать и о них заботиться, а если это жители Крыма, которые хотят быть с Россией, то их мнение не стоит учитывать, хотя в последнем случае речь идет о желании большинства.

Впрочем, хватит о политике. Любой человек имеет право на ошибку, на собственные симпатии и антипатии, на те или иные политические взгляды. Проблемы начинаются тогда, когда люди сужают границы  Православной Церкви до  группы своих единомышленников. В этот момент и возникает настоящее православное мещанство, когда люди превращают Единую, Святую Соборную и Апостольскую Церковь в набор «местечек», где все друг друга одобряют, а  противников ругают и осуждают.

И напоследок еще одна евангельская цитата: При сем Иоанн сказал: Наставник! мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему, потому что он не ходит с нами.

Иисус сказал ему: не запрещайте, ибо кто не против вас, тот за вас. (Лк. 9. 49-50).

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 0    
  Версия для печати        Просмотров: 1755

Ключевые слова: активность мирян, гражданская активность

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Ноябрь 2024 (17)
Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)
Июнь 2024 (25)

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930