|
||||||||||||||
Сергей Летов: "После возвращения Крыма в состав России словно гора с плеч свалилась"Сергей Летов – личность в современной российской музыке достаточно заметная. Он считается одним из лучших саксофонистов страны. Помимо сольной карьеры, Сергей играл со своим младшим братом Егором (ныне, к сожалению, уже покойным) в культовой "Гражданской обороне", в не менее знаковой "Поп-Механике" Сергея Курехина, прославленном датском New Jungle Orchestra, сотрудничал с "ДДТ", "Алисой", "Аквариумом" и другими группами, Федором Чистяковым и Олегом Гаркушей. Уже долгие годы Летов-старший связан с театром "На Таганке" – он не только пишет музыку для спектаклей, но и сам в них задействован (в качестве музыканта, разумеется). Именно с театром "На Таганке" Сергей Летов побывал в начале октября в Крыму. А в один из свободных от спектаклей вечеров с удовольствием сыграл для своих поклонников в симферопольском джаз-клубе Irey. Перед началом концерта с музыкантом пообщался корреспондент "НК".
– Честно говоря, думал, что в Симферополе до этого я выступал лишь раз – в прошлом году в рамках Боспорского форума, – начал наш разговор Летов. – Но сегодня ко мне подошли зрители и напомнили о симферопольском концерте 1998 года. Помню, что это был фестиваль "Золотой грифон" и что я точно выступал тогда в Ялте и Алуште, а вот столица Крыма почему-то из головы совсем вылетела(улыбается). – А о своем первом крымском концерте помните? – Это даже был не концерт, а съемки в документальном фильме моего киевского товарища Юрия Зморовича на Херсонесе. Картина получилась достаточно абстрактной: на фоне крымских красот я играл на разных музыкальных инструментах. Руководство "Киевнаучфильма", к сожалению, ленту забраковало, и она легла на полку. – Вы вспомнили прошлогодний Боспорский форум. Знаю, что в его рамках у вас состоялся один очень необычный концерт. – Пожалуй, самый необычный за всю мою карьеру (смеется). Это был так называемый шефский концерт в Керченской исправительно-трудовой колонии. В зале сидели закоренелые преступники, и я им играл классический джаз на винтажном американском саксофоне. В своей жизни я натерпелся от таких: и квартиру обворовывали, и других неприятностей хватало. Но я постарался перебороть себя, ведь заключенные тоже люди, и у них есть определенные духовные потребности. Хотя не буду скрывать: выступление мне далось с большим трудом, и потом еще несколько дней психологически отходил от него. – Год назад вы были еще в украинском Крыму. Чувствовали себя здесь иностранцем? – Крым никогда не был для меня территорией иностранного государства, как, наверное, и для большинства людей, родившихся и выросших в Советском Союзе. Одно из моих самых ранних детских воспоминаний связано с Крымом. В 1960 году родители взяли меня с собой на отдых в Анапу, и обратно домой мы возвращались через Крым. На Керченской переправе железнодорожный состав загнали на паром, и это было удивительное для меня зрелище – плывущий по морю поезд. Здесь я в первый раз женился, сейчас в Севастополе живут мои старшая дочь и три внучки. В советские времена я часто в Крыму бывал: железнодорожные и даже авиабилеты были ведь дешевыми, поэтому при каждом удобном случае из Москвы, где с головой погрузился в музыку, вырывался в Севастополь к семье. У меня много прекрасных воспоминаний о Крыме. Самый оригинальный Новый год у меня был здесь – на метеостанции, расположенной на горе Ангар-Бурун. – Можно не сомневаться, как вы отнеслись к возвращению Крыма в состав России. – Конечно же, радовался, как и большинство россиян. Словно гора с плеч свалилась, ведь после слов Яроша о том, что Крым будет или украинским, или безлюдным, очень переживал за своих родных, даже собрался перевезти их к отцу в Омск. Моя старшая внучка Сонечка 16-летие отметила уже в российском Крыму, получила российский паспорт. В качестве подарка я показал ей две наши столицы – Санкт-Петербург и Москву, пусть знает, в какой великой стране теперь живет. Хорошо, что при моих поездках в Крым теперь не нужно будет унижаться перед украинскими таможенниками – они очень "любят" российских музыкантов. Но и жаль, что на Украину я, наверное, больше никогда не поеду, хотя там осталось много друзей – и музыкантов, и почитателей. Как говорится, уж лучше вы к нам(улыбается). – Не переживаете, что культурные связи между Россией и Украиной сейчас могут быть полностью разрушены? – Полностью – вряд ли. Многие творческие люди на Украине, слава Богу, не впали во всеобщую антироссийскую истерию, дружба между нами сохранилась. У меня только в этом году намечено несколько совместных проектов с украинскими музыкантами, в частности, с молодыми, но очень талантливыми братьями Радзецкими из Киева, с Юрием Яремчуком из Львова. – Тем не менее гражданская война на Украине катком прошлась и по российским музыкантам. Некоторые из них (Макаревич, близкий вам Шевчук и т. д.) высказались против возвращения Крыма в состав России, сейчас чуть ли не в открытую поддерживают украинских карателей… – Мне такая позиция отдельных российских музыкантов, честно говоря, не очень понятна. Что касается Юры Шевчука, я знаю его как очень порядочного человека, недавно со своей группой "ДДТ" он перечислил полмиллиона рублей в помощь пострадавшим в ходе войны жителям Донбасса. Не удивлюсь, если его "громкие" высказывания окажутся обычным фейком – информационную войну никто не отменял. На мой взгляд, сейчас такое время, когда музыкантам нужно быть крайне осторожными в своих высказываниях, ведь если у Арбениной и Макаревича из-за их позиции в худшем случае сорвутся российские концерты, то на Украине местных артистов, даже просто не поддерживающих новоявленных нацистов, могут за это и убить. Помните историю, когда скандально известная Анна Синькова приготовила яичницу на могиле неизвестного солдата в Киеве, а московская группа "Война" в качестве поддержки отправила ей тысячу долларов на продукты питания? В своем блоге я тогда публично осудил музыкантов, и на меня посыпалась куча угроз. Несколько лет назад эти угрозы воспринимались иронично, сейчас же, когда погибли тысячи людей на Донбассе, они вполне реальны. – Еще в начале 2000-х в одном из своих интервью вы сказали, что фашизм появляется тогда, когда он выгоден капиталу. – Нынешняя ситуация на Украине – яркий тому пример. Кто стоит за украинскими фашистами? Олигархи. С фашизмом нужно бороться. Я знаю многих российских музыкантов родом с Донбасса: они собираются возвращаться на родину, чтобы своим творчеством противостоять украинскому фашизму. – Поговорим о музыке. На скольких инструментах вы играете? – В основном я играю на духовых инструментах: это либо флейты, либо язычковые – саксофон или бас-кларнет. В последние годы, правда, увлекся принципиально другим типом инструментов – электронными духовыми. Этим я хочу показать, что джаз не архаичная замкнутая музыка, а вполне сочетающаяся с другими музыкальными направлениями – например, с хип-хопом, трансом и хаосом. Даже неподготовленный к джазу слушатель такую музыку воспринимает достаточно легко. Хотя у авангардистов она вызывает негативную реакцию: мол, опопсел я, погнался за деньгами и слушателями. Это не так. Я на них, кстати, не обижаюсь, а всегда стараюсь объяснить свою позицию. – Судя по тому, что ваш гастрольный график расписан до конца февраля следующего года, то, что вы делаете, достаточно востребовано. – Я занимаюсь не только музыкальными проектами, но и многими другими делами: играю в двух театрах, преподаю, выступаю с научными докладами, даже писательствую. Недавно в издательстве "Амфора" вышла моя книга "Кандидат в Будды". Это ироничное, во многом автобиографичное повествование о советском времени. Есть в нем, кстати, и воспоминания о брате. – На ваших страницах в соцсетях написано: "Не задавайте вопросы о моем покойном брате". Все равно задают? – Задают, конечно. Есть фанаты Егора, которым, если отвечать на все их вопросы, придется посвятить всю свою жизнь. Если честно, кому-то я все-таки отвечаю. И интервью даю о брате. К 50-летию Егора (10 сентября. – Ред.) вышло мое большое интервью в английской The Guardian. Надеюсь, в декабре этого года состоятся концерты памяти Егора в Минске и Арзамасе. – В чем, на ваш взгляд, был феномен "Гражданской обороны"? – В этом плане я согласен с Сергеем Жариковым, руководителем очень интересной московской группы "ДК". Егору, по его словам, удалось достаточно точно показать внутренний мир советского подростка из неблагополучного района провинциального городка. Этот образ весьма живучий. Очень многие люди, становясь взрослыми, продолжают ощущать себя все теми же подростками, и в песнях "Гражданской обороны" они находили (да и по-прежнему находят) близкий себе мир. Егор тоже оставался молодым до самой смерти. К сожалению, у него не было соответствующего образования, но он был очень начитанным человеком, и через его творчество целое поколение советских и постсоветских подростков, считаю, приобщились к высокой культуре.
Из досье "НК"Сергей Летов. Родился 24 сентября 1956 года в Семипалатинске (Казахстан). Окончил Московский институт тонкой химической технологии и аспирантуру во Всесоюзном институте авиационных материалов. Российский музыкант, джазист, импровизатор, преподаватель, писатель. Играет на саксофонах (сопрано, тенор, баритон, C-Melody), бас-кларнете, флейтах (в том числе на флейте пикколо и альтовой), этнических деревянных духовых инструментах. В разные годы сотрудничал с ведущими музыкантами России и всего мира. Сергей – автор музыки к спектаклям театра "На Таганке", МХАТа и других театров Москвы, Италии, Австрии, ряда кинофильмов ("Диалоги", "Трагедия в стиле Рок" и др.). Является основателем музыкального издания "Пентаграмма". Женат (второй брак), младшей из трех его дочерей нет еще и трех лет. Живет в Москве.
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 2 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 2436 |