Опубликовано 16.10.2014 в рубрике  Новостная лента » Обзор СМИ
 

Протоиерей Александр Авдюгин. Почему арбуз полосатый?


Священник из Луганской области — о причинах кровавых событий на юго-востоке Украины. "Суббота" познакомилась с отцом Александром Авдюгиным на фестивале православных СМИ "Вера и слово '2014". В Москву он приехал из тех мест, где линия фронта была совсем близко, -- из маленького городка Ровеньки Луганской области. Там он служит настоятелем храма святых праведных Иоакима и Анны, построенного в память о погибших шахтёрах.


 

 

Протоиерей Александр Авдюгин. Почему арбуз полосатый? 

— Вы хотите, чтобы я опять рассказывал о войне? — с грустью в голосе отреагировал батюшка на мою просьбу об интервью...

На фестивале священник Александр Авдюгин был нарасхват. И не только потому, что совершает подвиг служения, оставаясь вместе со своей паствой в родном городе рядом с зоной боевых действий. А прежде всего потому, что отец Александр замечательный проповедник, писатель. И вдобавок с прекрасным чувством юмора.

На его счету пять книг, общий тираж которых составил уже больше 100 тысяч экземпляров. Он активный интернет-пользователь. В "Живом журнале" у батюшки почти четыре тысячи читателей, на Facebook столько же.

В чём виноваты украинские священники

— Отец Александр, я случайно услышала, как в разговоре с одним из участников фестиваля вы сказали, что в происходящем сегодня на Украине отчасти виноваты и священники, потому что в своё время вы не уделяли должного внимания тем молодым людям, которым сегодня по 20-25 лет...

— Да, мы действительно виноваты в том, что упустили целое поколение молодёжи. В итоге выросли люди, воспитанные на уровне какого-то пещерного натурализма с идеологической подоплёкой, что "Украина превыше всего".

Мы упустили тот момент, когда Пушкина стали изучать в русских школах всего по два-три часа, когда Гоголя стали называть украинским изменником.

Мы не обращали особого внимания на то, что у нас переписывают историю, что в правительственной газете "Голос Украины", издаваемой по указу президента, появлялись статьи, где писали, что украинцы -- это арии, на то, что всё искусство мира у нас вдруг сконцентрировалось на уровне именитых украинцев и, по мнению многих из них, Христос вообще под Сумами родился.

Мы смеялись и говорили, что это всё ерунда, шуточки. Оказалось, не шуточки. А самое страшное началось тогда, когда стали проводиться факельные шествия, когда люди уже выходили на улицы с бандеровскими флагами и чисто фашистскими лозунгами. Нас тоже тогда успокаивали: мол, всё это перебесится и успокоится. Но не перебесилось. Потому что всё тщательно и заранее готовилось.

Возьмём, к примеру, формулы Майдана. Это формулы харизматической церкви (христианской секты): "Два притопа, три прихлопа, аллилуйя, я спасён!" Так и здесь: "Кто не скачет — тот москаль". Это чисто харизматические установки, сектантская технология, разработанная давным-давно на основе ритмики, броских формулировок и тезисов. И безо всяких экскурсов в реальную историю. Когда история подаётся исключительно в ракурсе борьбы за независимость Украины от Московии.

Так и начался водораздел между русским и украинским народом, который по сути своей вообще един.

Я внучку спрашиваю: "Ты свой дневник ведёшь на русском или украинском?" — "На русском". — "Правильно. И Тарас Шевченко тоже его на русском вёл". Она взяла и брякнула об этом в классе. И что? Учительница её из класса выгнала.

Сегодня Патриарх говорил о том, что первый митрополит в Русской церкви был митрополитом Киевским и Московским. И Юрий Долгорукий был князем Киевским. Но об этом на Украине нигде ничего не говорится. И это всё тоже наше упущение.

Наша, священников, вина в том, что мы пошли по протестантскому пути. Сосредоточились целиком и полностью только на Священном Писании, а Священное Предание (каноны, творения святых отцов и жития святых. — Прим. ред.), а также исторические параллели и примеры помощи из жизни наших святых мы отбросили. Тогда как православие стоит именно на двух китах — Писании и предании. Они друг друга дополняют, они едины. В результате получили то, что получили.

Что и говорить, если у нас молодёжь не помнит имён своих прабабушек и прадедушек. А найти в своём доме фотографию прабабушки так и вовсе никто не сможет. Да, у 99% современных людей подобных фото нет. Всё, что угодно у нас в доме в рамках на стенах висит, даже фотографию лошади Пржевальского можно у кого-то обнаружить, но только не снимки родных.

И это всё привело к такому страшному озлоблению. Дьявол пляску пляшет на земле украинской... И все эти разговоры о том, чтобы остаться единым государством... простите, но абсурдно. С весной всё вспыхнет по новой. Сейчас всё утихает, потому что есть нечего и холодно на улице...

Да, надо искать пути примирения, договариваться...

По обе стороны баррикад

— Реальную поддержку со стороны России в Луганской области вы ощущаете?

— Молитвенную — да. А то, что войска из России к нам посылают, -- это враньё всё!

Да, оружия у нас полно. Его всегда было много, а сейчас ещё и захватили достаточно. Его хватит на снабжение ещё целой армии. Правда, старьё всё. Но его полно. И это страшно, честно говоря.

Да, россиян, которые переходят границу и по зову сердца приходят помогать нам защищать свои дома, тоже много. Казаки среди них есть. Для этих людей единство православного народа не просто какой-то лозунг, а цель, пропущенная через душу.

И я прекрасно их понимаю. Они сами ко мне приходят и говорят: "Батюшка, я приехал оттуда-то вам помогать, благословите". Они приезжают не убивать, а мир защищать. И я не благословляю их на братоубийство. Я благословляю их на защиту наших домов и семей и на то, чтобы они живыми остались.

Другое дело, что сейчас у нас любое действие и любое слово священника переиначивают на свой лад и воспринимают с точки зрения политики. Причём и с одной, и с другой стороны баррикад.

На праздник усекновения главы Иоанна Предтечи я разместил в Интернете фотографию арбуза с ножиком — чтобы предупредить людей, что в этот день не грешно резать всё круглое по форме. Что существующая народная традиция воздерживаться от подобных действий в этот день -- суеверие. Ну и какой первый комментарий был написан? Арбуз полосатый — значит, колорад, сепаратист. Да ещё и с ножом.

— Страшно...

— Страшно. Я отпеваю мальчишек с обеих сторон. Потому что дети многих наших прихожан учатся в институтах в разных городах Украины, их оттуда забирают в армию, и они приезжают воевать против нас же. И гибнут.

Недавно к нам в церковь на отпевание привозили мальчика 22-х лет. Его останки по частям собрали и сложили в гроб. А кто-то мне даже претензии предъявлял – ты, что укропа отпеваешь? Да он для меня никакой ни укроп, а такой же христианин как все. Он был крещён в нашей церкви, на службы ходил. Но его взяли и забрали в национальную армию.

Поэтому я никогда и никого не могу благословить убивать кого-то. А вот о мире молиться и защищать свою родную хату — об этом буду всегда молиться. Потому что одно дело подставить щёку, когда тебя лично оскорбили, и другое дело, когда оскорбляют твоего брата или сестру во Христе — тогда действует другая заповедь: "Душу положить за други своя".

— А что будет, если ополченцы сложат оружие?

— Не знаю. Самые различные ситуации могут возникнуть. Я очень обрадовался тому хрупкому заключению перемирия, которое произошло. Пусть уж лучше будет хрупкий мир... Но дело в том, что слишком много потенциального зла сейчас находится в руках отдельных людей: это и оружие, и ненависть, и возможность влиять на умы...

Я могу только молить Бога: "Господи, вразуми их!" Надо называть вещи своими именами: на Украине идёт не чужеземное нашествие и не отечественная война. А самое настоящее гражданское противостояние.

Бесшабашных сволочей сколько угодно и на одной, и на другой стороне.

Я знаю историю, когда командир солдатиков срочной службы из Киева накрутил на палку белую простыню, пришёл к нашим ополченцам и сказал: "У меня в отряде ещё совсем пацаны, а вы здесь здоровые мужики, которые через всё прошли. Перестреляете моих мальчишек за 15 минут. Давайте мы повоюем в разные стороны. Вы туда постреляете, а мы туда постреляем — и отчитаемся перед своим начальством, что каждый из нас победил. А я потом уведу своих пацанов".

Так и получилось. Они смогли договориться. Ни один человек в этом бою не погиб. Я сейчас отцу Димитрию Смирнову (известный московский проповедник и богослов. — Прим. ред.) об этом случае рассказывал, а он говорит: "Слушай, а мне тоже подобную историю недавно рассказывали, но в другом месте она происходила".

Вот такие поступки надо приветствовать. Я даже согласен с тем, когда по обе стороны баррикад в перерывах между перестрелками делят поровну ящики с водкой. Это хоть на миг, но согласие. А когда идут по улице и в каждую хату по гранате бросают -- это страшно...

"Мы все теперь знаем друг друга по имени"

— А в храм люди ходят?

— Да, храмы полные. Даже летом, когда половина населения выехала и была очень тяжёлая обстановка. Ровеньки городок небольшой, у нас где-то 110 тысяч человек живут.

Мы с матушкой своих детей в Крым отвезли, а когда возвращались, жуткое впечатление у нас было от увиденного в городе: ни машин, ни детей бегающих, пусто. Вы даже не представляете, как это страшно, когда дети по улицам не бегают и не кричат! Это жутко! Правда, сейчас тоже жутко. Потому что сейчас наши дети играют в "колорадов" и "укропов".

Словом, когда мы с матушкой приехали, думали, что в храме будет так же пусто. А в храме полно народу. Ещё интересное наблюдение сделал и со всеми им делюсь: в военном городе есть особенность одна -- все друг с другом теперь здороваются. Вне зависимости от того, знакомы или нет. И улыбаются.

И в Луганске так же. Когда там блокаду сняли, я туда поехал, и мне говорят: а мы теперь все друг друга по имени знаем...

— Детей отвозили в Крым к родным?

— Нет, к одному интереснейшему человеку. Он фармацевт с очень серьёзным образованием и колоссальным опытом. Но он крымский татарин.

Мы совершенно случайно познакомились, просто Бог свёл. Приезжал я нему отдыхать с семьёй каждое лето десять лет подряд. И этим летом он не дал мне забрать ни дочку, ни внучку. Ещё и матушку оставлял. И деньги за проживание отказывался взять.

Беженцам с Донбасса он сдавал первые этажи в своих домах только за коммунальные платежи... И это при том, что татары остаются при мнении, что Крым был аннексирован.

Моих детей он хотел оставить до следующего года. Я их забрал уже перед самым началом учебного года, когда школы стали у нас открываться, линия фронта в сторону отошла. Вот такая ситуация. Я православный священник, он мусульманин, мы вечно с ним спорили по вопросам религии, у нас разные ментальности, разное мировоззрение, но мы сохранили наши прекраснейшие отношения.

А на родной Украине, казалось, был единый народ с едиными традициями, и вдруг такая злоба, такие разделения...

— А почему, на ваш взгляд, некоторые священники переходят на сторону Киевского патриархата?

— В Киевский патриархат у нас уходят только по одной причине — когда в священстве ищут материального благополучия. А стимулом к этому могут служить две позиции: неудовлетворённые личные амбиции плюс политическая ангажированность.

То есть когда человек выше всего ставит своё "я". А между тем каждый священник, какой бы он ни был, должен понимать: если он ставит Бога выше своего "я", если он христоцентричен, то Господь, видя это, всегда даст ему по мере его таланта и сил.

 

Справка.

Протоиерей Александр Авдюгин. Родился в 1954 году в Ростове-на-Дону. Служил в армии, работал в шахте, затем в издательском отделе Свято-Введенской Оптиной пустыни. Священником стал в 36 лет. Закончил Киевскую духовную академию. Магистр богословия. Автор пяти сборников рассказов ("Приходские хроники", "Приходские хроники-2", "Господь управит", "А настоятель молится", "Грех батюшки и другие рассказы"), а также книг "История храмов Ровеньковского благочиния" и "Архиереи Луганщины".

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.

Образование и Православие /

Наталия ЗАХАРЬЯТ, Суббота

Читайте также:

20.11.2017 - Пастырь — В течение года после рукоположения я стараюсь не допускать священ ...

19.07.2015 - Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий о войне в Донбассе ...

14.03.2014 - Митрополит Онуфрий: То, что происходит сейчас - испытание нашей любви к Бог ...

27.02.2014 - Митрополит Почаевский Владимир: При СССР нас называли националистами, сейча ...

24.10.2013 - Священник Алексий Потокин. Вера для меня есть признание того, что человек — ...

 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 3    
  Версия для печати        Просмотров: 1821


html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Декабрь 2024 (9)
Ноябрь 2024 (22)
Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)

«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031