Опубликовано 10.09.2014 в рубрике  Новостная лента » Обзор СМИ
 

Протоиерей Олег Стеняев. Об ошибках некоторых неофитов


В последнее время часто приходится слышать вопрос: что делать, если чин присоединения захочет пройти не совсем склонный к Православию человек из-за своих личных, корыстных соображений?
Протоиерей Олег Стеняев о неправильном понимании чина присоединения к Православию.


 
Конечно, такое возможно, и распознать подобную ситуацию представляется достаточно сложным. Только о сыне Божьем сказано: «Но Сам Иисус не вверял Себя им, потому что знал всех и не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке, ибо Сам знал, что в человеке» (Ин. 2: 24-25). В то же время сказано:«Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они…» (Первое соборное послание Ап. Иоанна Богослова 4:1). Но, чтобы испытывать, необходимо, как минимум, иметь дар различения духов. С другой стороны, христианин скорее должен с подозрением относиться к самому себе, чем проявлять маниакальную подозрительность по отношению к другим. И если Господь говорит: «и приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин. 6: 37), то тем более, кто мы такие, чтобы нам самим решать, кто достоин, а кто нет быть православным?! Впрочем, быть православным - это не великое преимущество, но прежде всего - великая ответственность. 
 
С другой стороны, сын Божий Сам повелевает нам не отсортировывать, кто в этой жизни пшеница Бога, а кто плевелы. «Чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы» (Мф. 13: 29). Блаженный Иероним также пишет: «Между пшеницей и плевелами, которые мы называем сорной травой, пока она еще трава и ее стебель не превратился в колос, великое сходство, и для того, чтобы отличить одну от другой, признаков либо вовсе нет, либо их можно заметить с большим трудом. Поэтому Господь предупреждает нас, чтобы мы не спешили произносить приговор, когда возникает некое сомнение, но оставляли окончательное решение Богу, Который и есть Судия, чтобы при наступлении судного дня Он извергнул из собрания святых не подозреваемого в преступлении, но очевидного виновника. А Его слова о том, что снопы плевел предаются огню, пшеница же собирается в житницу, показывают, что все еретики и лицемеры в вере должны быть сожжены огнем геенны, а святые, именуемые пшеницей, принимаются в житницы, то есть в небесные обители»(Иероним Стридонский, Комментарий на Евангелие от Матфея). 
 
И все же, как обезопасить себя священнику, решающему присоединять или нет человека к Святому Православию? Ответ на этот вопрос содержится в той клятве, которую по чину присоединения и дает присоединяемый на кресте Евангелия: «Аз (имя) от протестантизма ко христианстей вере приходяй, днесь пред всевидящим Богом клятвою моею извествую, яко не по принуждению или страху, или чрез притеснение от единоверных ми, и не корысти ради, или иныя утаенныя мною вины…» Вот эти слова, или «утаенныя мною вины» и могут обезопасить принимающую сторону от случайных людей, возлагая в данном случае всю ответственность за неискренность и, тем более, скрытый умысел на них самих. То есть человек, читая эту клятву, а клятва есть то, что заклинает его, имеет и некую утаенную им причину, то такое присоединение оказывается для него проклятьем от Бога. И наоборот, если все нормально, то благословлением от Бога. Со своей стороны, принимающая сторона должна подготовить человека или группу лиц к осознанию той великой ответственности, которая ложится на их плечи. 
 
Если же говорить о людях, которые и вовсе не хотят иметь никакого дела с заблудшими еретиками и брезгливо замечают, что у них нет ничего общего с нами, то я бы послал их к известному наставлению святителя Иоанна Златоуста: «И не говори мне таких бессердечных слов: "Что мне заботиться? У меня нет с ним ничего общего". У нас нет ничего общего только с дьяволом, со всеми же людьми мы имеем очень много общего. Они имеют одну и ту же с нами природу, населяют одну и ту же землю, питаются одной и той же пищей, имеют Одного и Того же Владыку, получили одни и те же законы, призываются к тому же самому добру, как и мы. Не будем поэтому говорить, что у нас нет с ними ничего общего, потому что это голос сатанинский, дьявольское бесчеловечие. Не станем же говорить этого и покажем подобающую братьям заботливость. А я обещаю со всей уверенностью и ручаюсь всем вам, что если все вы захотите разделить между собою заботу о спасении обитающих в городе, то последний скоро исправится весь…»  

Я лично могу сказать о себе, что в свое время я был настоящим «интернет-хулиганом», когда высказывал сектантам какие-то замечания. И иногда, может быть, я даже слишком резко, по-молодости, обращался к ним и, может быть, клял их. О подобных поспешных клятвах Иоанн Златоуст учит: «Но кто ты, присвояющий себе такую власть и великую силу? Тогда сядет Сын Божий и поставит овцы одесную, а козлища ошуюю (Мф. 25: 31-33). Почему же ты присвояешь себе такую честь, которой удостоен только сонм апостолов и истинные и во всем точные их преемники, исполненные благодати и силы? И они, строго соблюдая заповедь, отлучали еретика от церкви, как бы исторгая этим у себя правый глаз, чем доказывается их великое сострадание и соболезнование, как бы при отнятии поврежденного члена. Посему и Христос назвал это исторжением правого глаза (Мф. 56: 29),  выражая сожаление отлучающих. Объясняя тяжесть этого слова (анафемы), употребил такое сравнение: как облекший себя в царскую багряницу простолюдин - и сам и его сообщники предаются смерти, как тираны; так, говорит он, и злоупотребляющие определением Господним и предающие человека церковной анафеме подвергают себя совершенной погибели, присвояя себе достоинство Сына Божия»
 
Далее Златоуст дает совет, как надо обличать упорного еретика: «…без ненависти, без отвращения, без преследования, но оказывая искреннюю и истинную любовь к нему. Ибо тот, кого ты решился предать анафеме, или живет и существует еще в этой смертной жизни, или уже умер. Если он существует, то ты поступаешь нечестиво, отлучая того, кто еще находится в неопределенном состоянии и может обратиться от зла к добру: а если он умер, то - тем более. Почему? Потому, что он «своему Господеви стоит или падает» (Рим. 14: 4), не находясь более под властью человеческою».  
 
Святитель Феофан Затворник писал в письме, отвечая на некоторые недоумения, связанные с сектантами: «зачем он (т.е. сектант) приходил к вам? вы должны были помочь ему… Мне думается, что вы хорошо сделаете, если, встречаясь с теми лицами, будете ласково говорить с ними, как будто ничего не было. Можно сказать: "Я тогда немного вспылил, прошу извинения. Но это не значит, что я одобряю поступок ваш"»
 
Многие неофиты, недавно пришедшие в Церковь, особенно не из числа славян, привносят в нее дух нетерпимого отношения к любым формам несогласия с их собственным мнением. И порою христианские истины защищают совсем не христианским образом. Я и сам в молодости поступал подобным образом. 
 
Оканчивая клятву причины присоединения, присоединяемый говорит: «в ознаменования клятвы моей я целую слова Господа моего и его святой крест». И с этого момента благословение или проклятие будет для него зависеть только от него самого. 
 
Единственное религиозное мировоззрение, которое сопротивляется обращению в свои ряды другим людям - это талмудический иудаизм, который категорически против того, чтобы не евреи, люди других вер присоединялись бы к ним.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 0    
  Версия для печати        Просмотров: 1998


html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Декабрь 2024 (9)
Ноябрь 2024 (22)
Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)

«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031