|
||||||||||||||
Научение отечестволюбию. (О трилогии Сергея Сухинова «Клад и крест»)В мае этого года был опубликован проект документа «Основы государственной культурной политики»[1], который подготовлен рабочей группой под руководством главы Администрации Президента РФ Сергея Иванова. Документ обещают принять осенью этого года.
Цель и задачи, которые формулирует Проект «Основ государственной культурной политики», вдохновляют: это «духовное, культурное, национальное самоопределение России, объединение российского общества и формирование нравственной, самостоятельно мыслящей, творческой, ответственной личности»; «восстановление механизмов передачи и воспроизводства ценностных основ жизни личности и общества». Содержанием культурной политики государства документ называет создание системы воспитания граждан на основе «традиционных для России нравственных ценностей, гражданской ответственности и патриотизма посредством освоения исторического и культурного наследия России» (ч. II). В проекте «Основ государственной культурной политики» в отношении подрастающего поколения ставится задача по формированию «ответственной личности… искренне разделяющей ценности любви к Отечеству и служения ему» (ч. III, 5). В проекте «Основ…» подчеркивается необходимость поддержки отечественной литературы (классической и современной) и литературы для детей (ч. III, 3). «Именно великая русская литература формирует нравственные идеалы, передает новым поколениям богатый духовный опыт народа», – говорится в документе. С этим трудно не согласиться: литература воспитывает, а кто занимается воспитанием, тот забирает в руки будущее. Поэтому будущее нашего народа, в определенном смысле, в руках детских писателей. Однако как нашим детям усвоить опыт своего народа на книгах о Гарри Поттере и прочих заморских кудесниках-чернокнижниках? Что может противопоставить Россия этим агрессивным культурным и (важно отметить) мощным бизнес-проектам, которые повсеместно распространяются как агенты влияния космополитической «глобалистской культуры»? Детских детективов издано в 2, а «страшилок» – в 2,5 раза больше по сравнению с их реальной востребованностью у подростков.
Мнения о состоянии современной детской литературы в России встретить можно прямо противоположные. Одни эксперты пишут, что она находится в упадке и в художественном и нравственном смысле значительно уступает литературе дореволюционного и советского периодов. Говорят о коммерциализации детской литературы, породившей засилье заемных жанров – фэнтези, «ужастиков», любовных романов для девочек, детских детективов, страшилок и т.п., которые нередко пишутся по зарубежным образцам. Специалисты свидетельствуют: «В условиях реформирования книгоиздательской системы России в 90-е годы ХХ века негативные процессы выявились в сфере литературно-художественного издания для подростков. В 2 раза сократилось количество названий выпускаемых книг; беспрецедентным – в 16 раз оказался спад общего тиража, в результате чего был нарушен необходимый баланс обеспечения книгами юных читателей… Дефицит изданий книг о сверстниках и сказок составляет соответственно по 150%, фантастики и историко-художественных – по 200%, приключенческих – 250% при том, что детских детективов издано в два, а «страшилок» – в 2,5 раза больше по сравнению с их реальной востребованностью у подростков»[2]. Разнообразие жанров сочетается с этической сомнительностью подобного рода «литературы». Коммерциализация издательского процесса приводит к появлению произведений-однодневок. Постсоветскую детскую литературу обвиняют в абсурдности сюжетов, использовании запретных тем, в цинизме и сомнительной «положительности» героев, использовании жаргона и т.п. Всё это не только не развивает у подрастающего поколения художественный вкус, но и искажает главную цель детской литературы – воспитание системы ценностей с устойчивыми понятиями добра и зла, красоты и нравственных норм. Другие эксперты с восторгом пишут о детских сериях по истории России, исторических романах, переложениях житий святых, православных и литературных сказках и другой душеполезной литературе. Однако, несомненно, одно: сейчас трудно найти хорошую книгу для подростков в жанре реалистической прозы, в которой без занудной назидательности в острой приключенческой форме рассказывалось бы о жизни современной России с ее изменившейся социальной реальностью, новыми и вечными проблемами всякого человека, приходящего в наш мир, одновременно прекрасный и лежащий во зле. Специалист по детской литературе Л.У. Звонарева считает: «Современный ребенок осваивает духовное пространство в условиях напряженной идеологической борьбы различных систем ценностей, и важно, на наш взгляд, не втягивая его в эту борьбу, деликатно и осторожно научить его самостоятельно ориентироваться в сложном современном мире». Не каждый современный подросток захочет читать серьезные книги по истории России (те же детские энциклопедии и словари), тем более по истории Церкви. Далеко не все современные дети увлекутся житиями святых, живших в давние времена, да и вообще станут читать что-то «церковное», имея об этом весьма смутное представление. Ведь кругом столько соблазнов: увлекательные компьютерные игры, 3D-кинематограф, видео с его остросюжетными боевиками, драками, приключениями… Увлечь подростка узнаванием собственной Родины, большой и малой, ненавязчиво «погрузить» его в историю своего народа, заставить переживать вместе с литературными героями их победы и поражения как свои, обретать с ними истинные жизненные ценности и смыслы, почувствовать свою неразрывную связь с собственным народом, его историей, верой, культурой и тем самым помочь ребенку обрести национальную и культурную идентичность – задача не из легких. К счастью, здесь есть удачи. К ним, несомненно, относится трилогия Сергея Сухинова «Клад и крест». Еще в 2008 году православное издательство «Сибирская Благозвоница» выпустило в свет одноименную повесть Сухинова. Эта повесть стала центральной и дала название всей трилогии. В повести «Вожак и его друзья» трое закадычных друзей Антон, Родик и Тёма из обычных российских семей вдруг сталкиваются с детьми, которые в результате социальных катаклизмов, постигших Россию на рубеже веков, оказались буквально на улице – лишенные родителей и своего дома. Друзья узнают о своеобразной коммуне беспризорников, живущих в заброшенном пионерском лагере недалеко от Москвы, их неравной борьбе с бандитами, «положившими глаз» на эту заброшенную землю и выживающими несчастных детей с их наставником из этого подобия дома. Герои повести вступают в эту борьбу на стороне правды и справедливости. Автор не скрывает от своих юных читателей горьких примет нашего времени: социальное расслоение общества на миллионеров в роскошных коттеджных поселках, простых тружеников, живущих в скромных «хрущовках» (к которым принадлежат семьи главных героев повести), и обездоленных, не имеющих ни жилища, ни средств к существованию. Не боится он показать и социальные пороки: криминал, продажных представителей силовых структур и местных властей. Однако замечательная сторона повести состоит в том, что ее нельзя отнести к жанру «чернухи», где всё плохо и беспросветно. Автор понимает, что детской душе нужен свет, надежда и победа добра над злом. Да, в мире есть зло, но с ним можно и нужно бороться. И зло можно победить, потому что кроме злых, жадных, жестоких людей в мире есть и хорошие: честные милиционеры и даже добрые миллионеры, которые имеют нравственные мотивы от своих миллионов помочь бездомным детям. Юный читатель вместе с героями повести выбирает, на чьей он стороне, кем он хочет быть в этой жизни, за что драться, рискуя своей жизнью. И это дорогого стоит в наше время нравственных компромиссов и преклонения перед мамоной. Вместе с героями повести читатель узнает цену настоящей дружбе и еще детской чистой любви. Узнает он и о еще более высоком, чистом и значительном в этой жизни. К этому самому важному и значительному автор подводит читателя очень осторожно, словно боясь спугнуть излишней прямолинейностью. Герои повести, обычные русские подростки, как и многие их сверстники «крещенные, но не просвещенные», а потому далекие от веры и Церкви, в первой повести трилогии узнают только самые азы веры своих далеких предков – Сергия Радонежского, Димитрия Донского (о которых кратко говорится в произведении) и других подвижников и благоверных князей земли русской. Антон, Родик и Тёма первый раз сознательно переступают порог православного храма, толком не зная даже, как креститься и как там себя вести. Они впервые знакомятся со священником в надежде найти совет и поддержку в своем желании помочь бездомным детям, с которыми они подружились. Повесть заканчивается на мажорной ноте, но не заканчивается история самих героев. Они взрослеют от книги к книге, и судьба ведет их по дороге, полной приключений, опасностей, радостного узнавания жизни, собственной Родины и самих себя. Невозможно стать патриотом – отечестволюбом, – если не знаешь истории своей страны. Ведь нельзя любить то, чего не знаешь. Узнавание и пробуждение любви к малой родине – верный залог интереса и любви к Родине великой. Из этого исходит Сергей Сухинов.
С чего надо начинать это узнавание? С чего вообще начинается родина? Для автора очевидно, что она начинается с семьи, своего дома, двора, улицы, поселка, города… Узнавание и пробуждение любви к малой родине – верный залог интереса и любви к своей великой Родине, той, что раскинулась от Балтийского моря до Тихого океана… Из этого исходит Сергей Сухинов. И поэтому с такой любовью и пристрастностью описывает он в повести «Клад и крест» историю малой родины своих героев – подмосковного поселка Петрово и его окрестностей. Именно здесь разворачиваются все увлекательные приключения Антона, Родика и Тёмы. Именно с древней историей этих мест связана легенда о золотом кладе, который увлеченно ищут подростки. Опасная погоня за сокровищами (детски-романтическая форма служения мамоне) подводит к границе между жизнью и смертью…
Опасная погоня за сокровищами (детски-романтическая форма служения мамоне?) подводит одного из героев повести (Антона) к границе между жизнью и смертью. На этой границе ему приоткрывается другой, запредельный мир и в буквальном смысле другой свет – тот, который богословы называют нетварным. Разговор автора с читателем о вере и смысле жизни становится более глубинным, приобретает черты откровения, а не достаточно простых рассуждений об обычаях и религиозных обрядах – как в первой повести, хотя и там писатель нашел сильные слова для того, чтобы донести до читателя важнейшие истины христианства. Всё пережитое Антоном, его друзьями и их родителями приводит героев к неожиданному решению о том, как распорядиться премией за найденный клад, о чем читатель узнает в конце повести. Сами же ее герои, подойдя к эпилогу, набираются жизненного и духовного опыта, взрослеют и, можно сказать, даже мудреют. Поэтому в третьей части («Утраченная реликвия») перед ними ставится уже почти взрослая задача – найти для восстанавливаемой Успенской церкви села Петровского утраченную в годы лихолетий храмовую святыню – чтимый список XVII века знаменитой Тихвинской иконы Божией Матери. Знакомясь с обстоятельствами жизни последнего настоятеля сельской церкви отца Серафима, подростки буквально с головой погружаются в трагическую историю своей малой и большой родины. Революционная борьба с «опиумом для народа»: изъятие церковных ценностей, аресты и ссылки священнослужителей, разрушение православного храма в их родном поселке, – тайные богослужения в катакомбах, военные будни на фронтах Великой Отечественной войны с ее малоизвестными и полулегендарными событиями, распутывание запутанных следов древней иконы в Германии, Америке, России… Всё это автор мастерски переплетает с жизнью своих юных героев. Не забывает он и о детской тяге к необычному, сказочному, чудесному. В третьей части трилогии завершаются несколько сюжетных линий, начатых в первых двух, о которых в краткой рецензии можно лишь упомянуть. Тут и умные животные «индиго», и судьба бывших беспризорников, переселившихся в интернат и вышедших оттуда в сложную современную жизнь, и темные делишки их давних врагов – банды Козыря, и любовная линия Антона и дочери банкира Оксаны, и многое другое. Как относиться к советскому периоду истории нашей страны, к «белым» и «красным», к сталинским репрессиям, гонениям на Церковь?
Есть в этой повести и глава, названная автором «Самый главный разговор», – это диалог подростков между собой о трудных страницах истории нашей Родины. Как относиться к дореволюционному и советскому периоду истории нашей страны, к «белым» и «красным», к сталинским репрессиям, гонениям на Церковь? Как выглядит история России в сравнении с реальной (не приукрашенной) историей «цивилизованных» стран (Западной Европы, США, Японии), реальными и мнимыми достижениями которых так часто попрекают «варварскую» Россию ее недруги как за рубежом, так, к сожалению, и в ней самой? В каком-то смысле здесь автор смог предугадать и упредить поставленную Президентом В.В. Путиным задачу создания единого учебника истории и примирения с собственной историей. Повесть завершается другим, не менее важным разговором о выборе жизненного пути повзрослевшими главными героями трилогии – Антоном, Родиком, Тёмой, Оксаной. Приоткрою тайну лишь об одном из них: Родик решил в будущем поступать в духовную семинарию при Сретенском монастыре в Москве, а почему, читатель узнает сам, как и многое другое, что осталось за рамками этой рецензии. Ценность трилогии «Клад и крест» в том, что она обращена в первую очередь к обычным школьникам, плохо знающим историю своей страны, далеким от веры и Церкви… Однако вместе с героями трилогии они могут стать другими: научиться дружить, любить, защищать близких, верить, найти свой путь в жизни… Узнают, что богатство само по себе не ограждает от трагедий – болезни и смерти близких, а, наоборот, даже притягивает их; что кроме денег, развлечений и комфорта в жизни есть другие ценности и цели, и, говоря словами апостола Павла, юный читатель увидит «путь еще превосходнейший», ибо каждый из нас призывается ревновать «о дарах больших» (1 Кор. 12: 31). Название трилогии «Клад и крест» Сухинов предлагает понимать символически: подлинным кладом является богатейшая история России, а крест – это символ православной веры – веры наших предков и нашей собственной – и детей и взрослых, если мы хотим сохраниться в мировой истории как уникальный самобытный народ и сохранить свою землю русской не только по названию, но и по сути. «Юная душа – перепутье, на котором сражаются предки, желающие ожить в своем потомке, и, кто бы ни победил в схватке, пусть его голос сегодня заглушил все остальные, было бы безумьем обращаться с ним так, словно он навеки останется хозяином положения», – писал нобелевский лауреат Франсуа Мориак. Названные книги Сергея Сухинова помогают современным подросткам выбрать сторону правды и справедливости в этой сложной борьбе. Стоит добавить, что, кроме несомненных художественных достоинств, трилогия «Клад и крест» обладает и формальными свидетельствами о своей доброкачественности. Так, первая часть трилогии – повесть «Вожак и его друзья» – в 2008 году стала лауреатом Открытого конкурса Сергея Михалкова на лучшее художественное произведение для подростков, а все три повести рекомендованы к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви. Есть у этой трилогии и серьезный недостаток: издана она мизерным тиражом в 3000 экземпляров, что ничтожно мало для 20 млн. детей нашей страны. Здесь можно указать, что в Проекте «Основ государственной культурной политики»[3] говорится о необходимости поддержки государством отечественной литературы, возрождении интереса к чтению, созданию условий для развития книгоиздания. Государство должно решить задачу расширения доступности литературы вообще и «литературы для детей» в частности. Для этого, говорится в документе, «помимо создания условий для развития малорентабельных сегодня направлений книгоиздания и возрождения системы распространения книжной продукции разных издательств по всей стране, необходимо развивать деятельность библиотек». Библиотеки должны стать клубом для общения, «использовать современные информационно-коммуникационные технологии, создавать собственный краеведческий контент, отражающий местную историю» (ч. III, 3). Необходимо возрождение государственных издательств, которые станут издавать добрые и нужные книги для детей миллионными тиражами. Трилогия С. Сухинова, кстати, указанный контент содержит, но проблему тиража это не решает даже при наличии библиотек. Быть может, в ближайшее время государство возродит государственные издательства (Детгиз), которые станут издавать добрые и нужные книги для детей миллионными тиражами, а не полагаться на то, что «рынок сам всё отрегулирует». Однако надо учитывать и современные реалии, а это широкая и повсеместная визуализация информации. Последнее означает, что, кроме возрождения Детгиза, государство должно возродить и детское кино – настоящее кино про детей и для детей, которое будет воспитывать, а не растлевать (как телесериал «Школа» и т.п.). Трилогия «Клад и крест», несомненно, заслуживает экранизации как в формате кинофильма, так и телесериала. Ведь добрых, поучительных и патриотичных фильмов для детей у нас тоже очень мало. Делу возрождения детской литературы послужило бы и учреждение соответствующей государственной премии. В заключение замечу, что делу возрождения детской литературы послужило бы учреждение соответствующей государственной премии. Это подняло бы престиж литературы для подрастающего поколения как среди писателей, так и читателей. Русская Православная Церковь также могла бы учредить ежегодную патриаршую премию за лучшее произведение для детей. Существующая Патриаршая премия в области литературы присуждается «взрослым» писателям как оценка всего их творчества, а детские писатели остаются обойденными пасторским вниманием. Это положение надо исправлять. Как показывает зарубежный опыт, престижные литературные премии за детские книги для многих родителей и педагогов являются своеобразными маяками, которые указывают путь к серьезной детской литературе, помогают среди «моря книг» выбрать действительно наилучшее. _ _ _ _ _ _ [2] Суняйкина Т.В. Репертуар художественной книги для подростков на рубеже ХХ–ХХI вв.: процессы формирования и освоения. – Автореф. дис… канд. пед. наук. Краснодар, 2005.
Владимир Иванович Немыченков |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 1 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 2066 |