|
||||||||||||||
Протоиерей Всеволод Чаплин. Крестные ходы — возрождающаяся традицияОчередной выпуск авторской передачи председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина «Комментарий недели» вышел в эфир на телеканале «Союз» 16 августа 2014 года. Возлюбленные о Господе братья и сестры, дорогие друзья, здравствуйте. В последние десятилетия, особенно в последние годы, в России возродились массовые крестные ходы, иногда на достаточно большие расстояния. Такие крестные ходы всегда в нашей Церкви были традицией. Сегодня они вновь становятся распространенным, хотя и необычным в духовном смысле явлением. Ровно в той же мере, в какой это было до революции. Вот, пожалуйста, несколько фактов из последних новостных сообщений. В мае впервые в Калужской области состоялся крестный ход, участники которого облетели один из районов на вертолете. В июне было совершено молитвенное плавание — крестный ход по маршруту Холмогоры-Пертоминск на маломерных судах, и это плавание было посвящено памяти погибших в 20-е годы новомучеников и исповедников и всех, кто пострадал в это нелегкое время. В последние дни мая и в начале июня состоялся традиционный, уже 16-й Волжский крестный ход от истока Волги в деревню Волгино Верховье Осташковского района Тверской области. Ход также занял несколько дней. В июле сибирские байкеры провели в Кемеровской области православный крестный ход в честь 700-летия преподобного Сергия Радонежского. В том же месяце состоялся ежегодный крестный ход «Царский путь» в Санкт-Петербурге и его окрестностях. В августе в рамках 12-го Международного православного фестиваля «Одигитрия» молодые люди совершили пятидневный крестный ход из Витебской области в город Смоленск для участия в праздновании иконы Божьей матери Одигитрия. И таких сообщений сегодня можно прочесть два-три практически каждую неделю. Люди участвуют в больших крестных ходах. Иногда они длятся один-два дня или несколько часов. Иногда они длятся многие дни и даже недели. Люди проходят тысячи километров. Об этом мало кто знает, но это действительно так. Может быть, в этих крестных ходах участвует не так много людей, как в массовых больших крестных шествиях, которые совершаются в Екатеринбурге в Царские дни или во время Великорецкого крестного хода в Вятской области, или во время больших церковных торжеств — так, как это было в дни кульминации празднования 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. В многодневных крестных ходах обычно основу хода составляет небольшая группа, несколько десятков человек. Иногда это просто 10-15 человек, но к этим людям присоединяются при подходе к тому или иному селению местные жители и уж тем более они идут какой-то участок пути после того, как крестный ход посетил то или иное место и переночевал при храме, в школе или в ином помещении, какое находится для участников хода. Конечно, люди принимают крестоходцев, конечно, возникают моменты общения, возникает время для совместной молитвы, и люди через это чувствуют сопричастность к общему делу. Возникла целая культура, целая традиция вот таких многодневных шествий. И люди — даже не самые физически подготовленные — не боятся того, что иногда им приходится пройти сотни, а то и тысячи километров по проселочным дорогам или по обочинам оживленных трасс. Без всякой охраны, при полном соприкосновении с непростой, иногда жестокой реальностью окружающей нас жизни, люди, тем не менее, идут на такие дальние расстояния. Идут с молитвой. Появились традиция, согласно которой Иисусова молитва «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй нас» поется в такт шагу. И люди идут, соразмеряя свои движения с тем, как они нараспев произносят Иисусову молитву. Опыт показывает, в том числе мой личный опыт, что при этом ритм крестного хода выстраивается определенным образом, и люди не устают, потому что крестный ход не растягивается, не получается так, что кто-то ушел далеко вперед, а кто-то плетется далеко в хвосте. Люди приноравливаются к физическому состоянию друг друга. Крестный ход объединяется молитвой. Разные, конечно, есть возможности у разных людей. Если люди собираются на большое шествие, в котором участвуют 20-30-40 тысяч человек, то крестный ход растягивается на большое расстояние. Но очень важно, что сегодня в любом случае люди учатся вместе идти с молитвой. И вырабатывают для этого какие-то особые формы соучастия и соединения физического делания с молитвой. Есть и известные иконы, которые переходят из одного крестного хода в другой. Есть люди, которые уже привыкли участвовать практически весь теплый период года в разных крестных ходах. Есть определенные лидеры, которые организуют эти крестные ходы, и это все очень хорошо. Всегда в истории Церкви было так, что люди объединялись вокруг определенных образов, вокруг святынь, вокруг тех, кто способен организовать то или иное дело. Впрочем, конечно же, возникают и споры. Известно, что многие люди считают: крестный ход — это именно пешее шествие, и не может быть крестного хода на мотоциклах, или кораблях, или самолетах, или автомобилях, или велосипедах. Эти рассуждения, конечно, не лишены основы. Действительно, крестный ход изначально возник как богослужение, и молитва, соединенная с пешим шествием, исторически и в рамках церковного Предания, конечно, более близка к тому образу, который утвержден веками, чем передвижение на машинах и самолетах. Тем не менее, думается, что не стоит полностью отвергать усилия тех людей, которые хотят, не имея достаточной физической крепости или не будучи в состоянии объединиться, чтобы идти куда-то пешим образом, или просто не имея времени, отправляются в путь со святынями на самолетах, мотоциклах, велосипедах, кораблях или лодках. Пусть и такое дело славит Господа. Пусть и усилия людей, которые передвигаются на современных средствах транспорта, но делают это с молитвой, с намерением прославить Бога и изменить собственную жизнь, будет воспринято нормально нашим верующим народом. Бывают и другие опасения, о которых не раз приходилось говорить с организаторами крестных ходов. К этим шествиям, особенно когда они совершаются на современных средствах транспорта, пытаются прибиться люди, которых хотят праздно провести время. Иногда берут с собой алкоголь или рассчитывают на какой-то особо радушный прием в тех или иных местах по ходу следования. Иногда бывает так, что и местные жители, принимая крестоходцев, стараются угостить их алкоголем или просто оставить на долгое время, чтобы приятно провести время. Все это очень расхолаживает участников шествия, лишает их молитвенного настроя, часто приводит к внутренним конфликтам между участниками крестного хода, с одной стороны, и местными жителями — с другой стороны. В итоге отход от молитвенного настроя, отход от строгости и погружение в праздность разрушает первоначальный замысел. Много споров и о том, какие изображения могут находиться в крестном ходе. Убежден, что ни в каком крестном шествии не может быть иконографических изображений не канонизированных людей. Так же как и не может иметь место участие духовенства, лишенного сана или запрещенного в священнослужении, а тем более духовенства, не являющегося духовенством, то есть принадлежащего к разного рода неканоническим группировкам. Вернемся к изображениям. Если кто-то почитает Григория Распутина или царя Иоанна Грозного, можно вести исторические споры, можно относиться с уважением к исторической личности, можно молиться об их упокоении, можно рассуждать о том, были ли они оклеветаны и справедливы ли те негативные оценки, которые касаются их жизни. Но в любом случае нужно хранить церковное единство и проявлять подлинную соборность, которая в том числе предполагает послушание каноническим церковным решениям, касающихся канонизации или отказа в канонизации того или иного исторического лица. Часто возникают некоторые разногласия между организаторами крестных ходов и епархиями Русской Православной Церкви, настоятелями приходов и монастырей. Поэтому очень важно предупреждать церковное священноначалие о намерении провести тот или иной крестный ход, обратиться либо в одно из центральных церковных учреждений, либо к правящим архиереям тех епархий, в которых проходит крестный ход, чтобы в епархиях, в приходах и в монастырях знали, что именно происходит, какие люди идут, сколько примерно их может быть, какая им требуется помощь, когда они придут для участия в богослужении в тот или иной храм или монастырь, и нужно ли будет заботиться о том, чтобы участники крестного хода получили пищу и кров. Убежден, что традиция крестных ходов, которая сегодня так активно возрождается, становится одним из мощных символов возрождения Святой Руси. Многие сегодня говорят: «Пошли по Руси крестные ходы, и, значит, Русь спасется». Многие считают, что такое наполнение пространства нашей исстрадавшейся Родины молитвой и христианским подвигом способно изменить ход истории в большей степени, чем самые изощренные хитросплетения человеческого ума, чем любые деньги, любая власть, любая военная сила. Будем надеяться, что так и произойдет. Будем надеяться, что молитва и труд в согласии с соборной волей Церкви, во взаимной поддержке помогут участникам крестных ходов — больших и малых, коротких и очень длительных — быть воинами Христовыми, побеждающими и человеческую рознь, по слову преподобного Сергия, и все нестроения нашей истории, и все беды, которые сегодня происходят с нами и угрожают нам.
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 2 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 1669 |