Опубликовано 18.08.2014 в рубрике  Новостная лента » Обзор СМИ
 

Катехизация: закон, любовь или закон Любви?


В недавнем номере газеты «Православная Москва» появилась статья под названием «Катехизация: не навреди» за подписью некоего «протоиерея Владимира». При том, что основная мысль статьи: «привлекает любовь, законничество отталкивает» – наверное, ни у кого не вызовет возражений, некоторые выдвинутые автором идеи заставили испытать чувство глубокого недоумения.


 

Катехизация: закон, любовь или закон Любви?

 

Однако по порядку.

Начинается статья с воспоминаний автора о том, как некий батюшка крестил его «без всякой катехизации» (что сам автор признает удивительным, и справедливо, на наш взгляд), зато, крестив, отказался причастить – дескать, из-за того, что новокрещенный «ничего не знал».

К сожалению, такая практика действительно родилась в советские годы, видимо, из-за запрета преподавать религию. Между тем, вся история Церкви, её каноны и Предание предписывают прямо обратное: тщательное испытание и подготовка, научение требуются именно перед Крещением, которое по своей сути есть возрождение человека и его шаг ко Причастию Тела и Крови Христовых. Крещение не самоценно! Оно есть дверь в Царствие, само же Царствие дается нам через приобщение Царю Христу.

Досточтимый протоиерей пишет, что князь Владимир «насильно в Днепр загонял» людей для крещения, и сообщает, что «уже тогда невзлюбил наш народ катехизацию». Оставив в стороне упоминаемые перегибы, отметим, что логическая связь между христианским научением и насильственным принуждением ко Крещению здесь не просматривается. Скорее уж наоборот!

Автор разбираемой статьи обозначил три, на его взгляд, «самых острых вопроса» о катехизации и дал на них свои ответы, с которыми вряд ли можно согласиться.

1. «Добровольно или принудительно». Сам автор считает, что этот вопрос ставить неловко. С этим и мы полностью согласны! Да еще и хочется спросить: а как он представляет себе «принудительную катехизацию»? Приковав наручниками к батарее? С приводом в полицию? Как-то ещё?.. Слава Богу, Крещение – дело добровольное. Сказано: Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет (Мк. 16. 16). И сказано также: Как веровать… без проповедующего? (Рим. 10, 14-15).

Ведь не считает уважаемый автор «недобровольностью катехизации» требование подготовки перед Крещением, существующее в Церкви на протяжении ее двухтысячелетней истории? И требование это понятно: при Крещении даются обеты, содержание которых важно разъяснить тому, кто собирается их принести.

Подлинное требование любви – научить, по заповеди Христовой, народы, прежде чем совершить над ними таинственное изменение, вложить им в уста обеты Богу Живому, даваемые при Крещении.

 2. «До крещения или после?»

Тут уместно привести цитату. Согласно Учебному пособию для слушателей курсов по подготовке катехизаторов, миссионеров и церковных педагогов, подготовленному Синодальным отделом по религиозному образованию и катехизации, «результатом катехизации является вхождение новообращенного христианина в христианскую общину, собранную вокруг Евхристической чаши, и формирование христианского мировоззрения, основанного на Священном Писании и догматических основах Православия, явленных, прежде всего, в Символе веры».

Уместно также и сослаться на опыт Церкви: в текстах святого Иустина Философа (II век) выделяются три критерия готовности ко Крещению:

  •          Искреннее раскаяние в своих прошлых грехах, в своей прошлой нехристианской, языческой жизни.
  •          Вера в Церковь как учительницу истины и, следовательно, принятие полноты церковного учения.
  •          Изменение образа жизни в соответствии с Евангелием.

Досточтимый протоиерей провозглашает: «Сначала нужно что-то дать, а потом можно и требовать». Какие небесспорные слова! Что значит – «дать», какое именно «что-то», что значит «требовать» и что именно требовать?.. И наконец, самое главное: кто именно должен давать и кто – требовать?

При малейшем желании в эту сомнительную формулу можно уместить абсолютно любой тезис, как за, так и против христианского научения перед Крещением. Например, можно сказать, что перед тем, как требовать Крещения, человек должен отдать своё время на подготовку.

Мне же кажется, что Господь, дав нам бытие, спасение и Самого Себя, ждёт от нас любви, как сказано, всем разумением: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь (Мф. 22. 37-38). И именно потому Господь посылает апостолов не просто крестить, а научить все народы. И научение это – процесс непрестанный. Потому мы и зовемся учениками Христовыми, а Он – нашим Учителем.

Итак, катехизация, то есть научение христианское, на мой взгляд, и есть дар любви людям; она должна быть и перед крещением, и после него. Вспомним слова великого святителя Русской Церкви митрополита Филарета (Дроздова): «Если ты не хочешь учить и вразумлять себя в христианстве, то ты не ученик и не последователь Христа, не для тебя посланы Апостолы, ты не то, чем были все христиане с самого начала христианства; я не знаю, что ты такое и что с тобой будет».

Приведу еще одну цитату. В распоряжении Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Кирилла говорится: «Во всех приходах, патриарших и монастырских подворьях, а также монастырях, находящихся в Патриаршем управлении должны неукоснительно соблюдаться… минимальные требования к оглашению взрослых людей и детей старше семи лет, желающих принять Таинство Крещения, а также родителей и восприемников детей младше семи лет. Эти минимальные требования включают в себя:

  •          в отношении крещаемых (кроме младенцев), родителей и восприемников — участие не менее, чем в двух огласительных беседах, проводимых священником или катехизатором, об основных понятиях христианской нравственности, православного вероучения и церковной жизни;
  •          в отношении крещаемых (кроме младенцев) – личную покаянно-исповедальную беседу со священником.

…Исключение из этих требований составляют случаи смертельной опасности для готовящегося принять Таинство Крещения».

Смею надеяться, что распоряжение это автору статьи известно и для него авторитетно.

Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 ноября 2011 года был утверждён документ «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви». В нём, в частности, сказано: «Оглашение должны проходить все взрослые и дети старше семи лет, желающие принять Таинство Крещения. Недопустимо совершение Таинства Крещения над взрослыми людьми, которые, не зная основ веры, отказываются готовиться к участию в Таинстве». При совершении Таинства Крещения над младенцами и детьми до семи лет необходимо помнить, что крещение детей совершается в Церкви по вере их родителей и восприемников (т.е. крёстных). В этом случае минимальную огласительную подготовку должны пройти как родители, так и восприемники.

 И, наконец, пункт 3. «Священник должен проводить оглашение или мирянин?» В этом пункте автор высказывает поразительную мысль, что катехизатор-мирянин по своему уровню неизменно равен «бабушке, делающей замечания у подсвечника». И богословские знания, дескать, ничего не изменят.

Слова досточтимого «протоиерея Владимира» заставляют предположить, будто он уверен, что такие просветители и прославленные учителя, как, например, сотрудники апостола Павла Акила и Прискилла, равноапостольные Мария Магдалина и Нина (ещё и женщины!), святой мученик Иустин Философ, великий Максим Исповедник (простой монах, а следовательно, по канонам – мирянин как не член клира и иерархии), святые новомученики Михаил Новосёлов и Николай Варжанов и многие другие по своему уровню не более как «ворчливые бабушки», поскольку «уровень богословских знаний ничего не меняет качественно».

«Мирянин, – говорит автор обсуждаемой статьи, – всегда… будет напирать на букву закона». Не будем обсуждать странную безапелляционность этого заявления. Хотелось бы спросить автора: так ли уж плохо на сей закон «напирать»? Ведь Бог есть любовь (1 Ин. 4. 16), а значит, закон Божий, закон Нового Завета, в котором мы живём по Божией милости, – это закон Любви.

Известен этот закон нам из святого Евангелия и разъяснен опытом Божиих святых. Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон… (Мф. 22, 37-41)

Противоречие между законом и любовью снято Христом, Который закон Любви предписал нам.

Мы не знаем, что стало причиной для возникновения у автора столь странного мнения. Заметим только, что с ним не согласны и сам апостол Павел (по его словам, Бог иных поставил в Церкви, во-первых, апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможении, управления, разные языки... (1 Кор. 12. 28-29), ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь – один для другого члены. И как, по данной нам благодати, имеем различные дарование то, имеешь ли пророчество – пророчествуй по мере веры; имеешь ли служение — пребывай в служении; учитель ли, – в учении; увещатель ли — увещевай; раздаватель ли — раздавай в простоте; начальник ли – начальствуй с усердием; благотворитель ли — благотвори с радушием»(Рим. 12. 4-8)), и весь опыт Церкви, в которой всегда готовились проповедники и учителя, катехизаторы из числа усердных верных, то есть мирян, многие из которых достигли великой святости и являют для нас, их подражателей, образец и пример жизни и служения.

Обратимся к соборному опыту. Вот что говорит постановление знаменитого Поместного Собора 1917-1918 годов (состоявшего из, в том числе, множества будущих новомучеников и исповедников Церкви Русской): «Определение о церковном проповедничестве. …Для большаго же усиления и развития православно-христианскаго благовестия, сообразно с требованиями настоящаго времени весьма желательно привлекать к делу не только диаконов и псаломщиков, но и способных к проповедничеству благочестивых мирян, причем участие тех и других в служении слову (Деян. VI, 4), наиболее удобное и полезное в области внебогослужебной проповеди, может быть допускаемо и на церковной кафедре за Богослужением, по благословению епископа и с разрешения в каждом отдельном случае местнаго священника. Не принадлежащие к клиру проповедники, заявившие себя особенною ревностью в церковном учительстве, посвящаются в стихарь и именуются благовестниками».

А вот что говорит Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви: «К особым миссионерским поручениям можно отнести приобщение мирян к участию в миссионерских экспедициях, к катехизаторской работе (в предоглашении и оглашении), к иным видам деятельности Церкви по научению основам веры».

Позволю себе завершить ответ на статью словами Святейшего Патриарха Кирилла: «Подготовка приходских работников – миссионеров, катехизаторов, молодежных и социальных работников – является сегодня важнейшим приоритетом нашей Церкви».

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 0    
  Версия для печати        Просмотров: 2149

Ключевые слова: Катехизация

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Декабрь 2024 (9)
Ноябрь 2024 (22)
Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)

«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031