|
||||||||||||||
«Этот праздник пока не прижился»Известные пастыри о праздновании Дня семьи, любви и верности Впервые этот праздник, приуроченный ко дню, когда Церковь поминает свв. Петра и Февронию Муромских – образец христианского брака – на государственном уровне отмечался в 2008 году.
С той поры во многих городах появились памятники свв. Петру и Февронии, и немедленно возникла традиция приезжать к ним после венчания. Поскольку день этих святых всегда попадает на время поста, Священный Синод учредил еще один день памяти благоверных супругов — воскресение, предшествующее 19 сентября, чтобы молодожены могли венчаться в день их памяти.
Председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда, выступая на конференции, сказал: «Почему сегодня важно вспоминать о Петре и Февронии? Существует очень простой ответ на этот вопрос. Близость Петра и Февронии к нам, и важность разговора о Петре и Февронии сегодня в том, что они совершенно искренне, по настоящему, любили друг друга. Современная цивилизация ищет способы построить свою любовь, перестроить свою любовь — "Дом-1”, "Дом-2” и так далее, а рецептов других нет, и рецептов других быть не может. Единственный возможный рецепт гармоничной жизни и гармоничных взаимоотношений, к которым мы все стремимся — это любовь. На западе есть понятие "best practice”, эталон, который успешно был реализован на практике, и теперь он может применяться в качестве примера для всех. Так вот "best practice” семейных отношений — это Петр и Феврония, их пример».
«Как вам кажется – насколько этот праздник укоренился в народе? Празднуют ли его в вашем городе? Когда вам самим приходится напутствовать молодоженов, о чем вы им говорите в первую очередь?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Сергий Рыбаков, доцент кафедры теологии Рязанского госуниверситета, председатель отдела религиозного образования Рязанской епархии, отметил: «Я не могу пока сказать, что этот праздник празднуется повсеместно и широко. Хотя у нас в Рязани он празднуется довольно широко. В селе Ласковом, где родилась княгиня Феврония, проводится молебен, приезжают представители госвласти, духовенства, народ собирается. Мы все-таки земляки, это наши святые. Хотя Муром относится к Владимирской епархии, но княгиня родом с Рязанщины. Действительно праздник имеет сейчас важное значение, он и называется очень красиво – День семьи, любви и верности, а всего этого сейчас очень не хватает. Господь благоволит правильно устроенной семье, в такой семье вырастают хорошие дети».
«Я говорю молодоженам обычно о том, что Господь учредил: муж должен быть главой, жена помощницей ему, а дети должны жить в послушании, и эта иерархическая структура позволяет каждому члену семьи иметь свое место, - пояснил отец Сергий. - И только на своем месте человек бывает счастлив. Занимая чужое место, человек чувствует, что это нарушенный Богом установленный закон, и тогда возникает множество несчастий. А сейчас женщины сильно переориентированы на карьеру, считается, что семейная деятельность скучна. Но я знаю много многодетных семей, где женщины счастливы тем, что им удается быть на Богом установленном месте, наблюдать, как вырастают их чада, содействовать этому вырастанию, воспитывать. И потом это сказывается на самих детях, которые видят любовь матери и отца, т.к. тот тоже, находясь на своем месте, несет свою миссию – быть патриархом малой Церкви. И он молится за всех ему подопечных, доверенных Богом. Будучи таким примером для своих домочадцев, он получает от них заслуженное уважение, и Бог содействует ему в делах».
«Очень важно вернуться к патриархальной семье, - считает пастырь. - Примером тому служат и мусульманские семьи. Несмотря на то, что в исламе нет провозглашенной моногамии, мусульманские семьи крепкие за счет ответственности мужчины за семью и детей. Наша православная традиция еще более правильная, потому что у нас моногамная семья. И семейное устроение - это очень важная вещь, т.к. семья устроена Богом еще в раю. А государство, прочие внешние отношения с общностью появились уже после того как человек был изгнан из рая. Поэтому, конечно же, этот праздник - важный повод напомнить о благом домостроительстве Божьем».
Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, сказал: «Здесь есть некоторая путаница понятий, которая настойчиво прививается нашей культуре от западных традиций. Вспомним героя Лескова из повести "Очарованный странник", которого спрашивали: "А любил ли ту женщину ты". Он отвечал барину: "Я ее жалел". Барин так и не добился слова "любовь" от крестьянина в качестве характеристики его отношений с любимой женщиной. Это очень показательно, т.к. слово "любовь" у христианского народа понимается не как влечение мужчины и женщины друг другу, что характерно для западного понимания, апофеозом чего служит "Тристан и Изольда"».
«Я в напутствии говорю молодоженам, что они должны иметь Христову любовь друг к другу. Да, любовь супружеская по своей природе любовь плотская, об этом апостол Павел говорил: "Двое становятся как одна плоть". Но добродетелью может быть только любовь Христова. И если люди основываются на этом, то остальное приложится, - убежден отец Александр. - И в христианском браке нужно искать не исполнения вожделений, а исполнения желания близкого человека. Апостол Павел говорит, что в супружестве муж не принадлежит себе, и жена принадлежит не себе, но мужу. И если у нас будет такое отношение, это значит, человек идет путем любви христианской, и такой брак будет укрепляться от Бога. Петр и Феврония в этом отношении наиболее ясно и чисто выражают христианское отношение к браку, к любви. Они суть торжество не просто супружеской любви, а христианской любви, реализуемой в браке».
Протоиерей Александр Абрамов, настоятель храма преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках, сказал: «У нас этот праздник пока не прижился, и ничего удивительного в этом нет. У нас очень инертное общество. Вспомним, что и день празднования Победы в Великой Отечественной войне был установлен лишь спустя несколько лет после того, как победа была одержана. В Москве конечно, этот праздник отмечают. Но я убежден: для молодых людей эти святые значимы. Очень многие стараются поехать в Муром, очень многие стараются найти икону, где можно помолиться и попросить благословения перед вступление в брак или перед деторождением. Эти святые любимы горожанами. Я имею в виду людей, ходящих в церковь. Среди тех, кто в церковь не ходит, они известны мало, но у нас вообще мало образованных людей. Я вчера ехал на такси мимо Триумфальной арки и водитель меня спросил: "А кто такой этот Кутузов, он во Второй мировой войне участвовал или в Первой?" У нас в целом в обществе ничего не знают об истории, и это из-за безобразного преподавания в школе, очень плохого преподавания в вузах».
«Но интуитивно у нас выстраиваются огромные очереди к мощам святой Блаженной Матроны, к Петру и Февронии – люди чувствуют, что им помогают. И праздник этот установлен правильно, - убежден отец Александр. - Пройдет некоторое время, и все осознают значение этого дня. Поэтому не нужно волноваться, переживать, что люди о нем не знают. Конечно, не знают, у нас вообще много чего не знают. Нужно терпеливо ждать, рассказывать об этом подвиге, а интуитивное чувство - оно и так существует, я согласен с Владимиром Романовичем Легойдой. Когда мне приходится напутствовать молодоженов, я им говорю: рожайте детей, любите друг друга, не оставляйте один другого, помните о том, что ваша история – навсегда».
Протоиерей Филипп Ильяшенко, клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, декан исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук, напомнил: «Инициатива о появлении этого праздника – одна из многих замечательных инициатив Святейшего Патриарха Кирилла, направленная на укрепление семьи даже не как общественного института, а как союза любви, малой Церкви».
«Мы видим и знаем, как важно стремиться к какому-то идеалу. Пример этого идеала всегда был необходим человечеству. Пример Петра и Февронии - идеал семейной любви и верности. Этой семье пришлось преодолевать различные трудности, но они смогли их преодолеть. В нашем городе этот праздник отмечают. Что этот праздник отмечается повсеместно, сказать, конечно, нельзя, но что его чтят и православная молодежь, и православные семьи, да и вообще православные люди - факт. О чем священник может и должен говорить тем, кто вступает в брак? Мне кажется, наиболее лаконично и вместе с тем полно об этом говорится в чине самого таинства венчания», - заключил отец Филипп.
Священник Пётр Коломейцев, декан психологического факультета Православного института св. Иоанна Богослова Российского православного университета, сказал: «Этот праздник пропагандируют; он, конечно, еще не так популярен, но уже даже есть молодежные песни, посвященные Петру и Февронии. Тем не менее, пока не все молодые люди его воспринимают. Это было давно, а потом, молодым не всегда понятно: зачем Петр и Феврония постриглись в монахи, как получилось, что они были похоронены в разных местах, а оказались в одной могиле… Возможно, им бы хотелось услышать, как они вместе жили, воспитывали детей».
«Петр и Феврония, без сомнения, высокий образец святости, но мне кажется, нужно больше рассказывать молодежи о жизни православных христиан, которые жили не так давно, создавали удивительные семьи, - считает отец Пётр. - Но, в любом случае, установление традиции такого праздника - это хорошо. Новобрачным, напутствуя их, я говорю о любви, о взаимопонимании. О том, что самое главное - общаться друг с другом и проговаривать все проблемы. Если люди открыты друг для друга и готовы решать трудные вопросы, Господь им поможет. Нет таких трудностей, которые бы они не сумели преодолеть».
Иерей Святослав Шевченко, руководитель пресс-службы Благовещенской епархии, отметил: «У нас в городе несколько лет назад был установлен памятник святым Петру и Февронии. Он, что символично, находится неподалеку от городского ЗАГСа. Там проводят различные мероприятия, молодожены приносят к памятнику цветы. Мы, священнослужители, проводим там церковные мероприятия, связанные с этим праздником. Служим молебен, раздаем голубочков – символ любви и верности».
«26 июля у нас стартует мотопробег "Отцы России за многодетную семью" участников мотоклуба имени Дмитрия Донского, - рассказал отец Святослав. - Байкеры проедут от Владивостока до Москвы, где мероприятие завершится форумом. Они повезут с собой икону еще двух святых супругов, у которых было двенадцать детей – Дмитрия Донского и Ефросиньи Московской. С байкерами поедет и один из наших священников, который сам воспитывает одиннадцать детей: девять своих и двоих приемных. Но вот о чем я хотел бы сказать. Недавно у нас прошла традиционная мойка мотоциклов Амурского байкерского движения. В этом году мероприятие стало беспрецедентным. Там, по сути, проходил стриптиз: присутствовали полуголые девушки в пене, были даже разыграны лесбийские сценки, причем на мероприятие приходили семьями, на плечах у отцов сидели дети. Подобные мероприятия вряд ли будут способствовать укреплению традиционных семейных ценностей».
«А когда мне приходится напутствовать молодоженов, я, как правило, напоминаю им о том, что такое семья, брак. Настоящая семья – это постоянный поиск компромиссов, когда муж и жена настолько любят друг друга, что раньше другого стараются друг другу уступить, смирить гордыню. Любовь - это жертвование. И не только деньгами, но, прежде всего, вниманием, временем, которое в том числе необходимо уделять и детям», - заключил пастырь.
Иерей Вячеслав Кочкин, благочинный Адамовского округа Орской епархии, руководитель отдела по взаимодействию с лечебными учреждениями Орской епархии, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы п. Адамовки, сказал: «У нас этот праздник проходит на территории храмового комплекса – он занимает центральное место в поселке. Наша районная администрация, отдел культуры, отдел ЗАГСа с удовольствие принимают мое приглашение принять в нем участие. Большое мероприятие, посвященное Дню семьи, любви и верности, мы проводим ежегодно. Праздник отмечают охотно, наши сельчане приходят целыми семьями. Стоит отметить, что тут, где я живу, 70% - этнические мусульмане. Их мы тоже приглашаем на праздник, и они приходят. Когда мы проводили его в первый раз, первой семейной парой были этнические мусульмане. Здесь же мы вручаем государственные награды, ордена».
«Почему этот праздник имеет такое большое значение? – задается вопросом отец Вячеслав. - Потому что Петр и Феврония действительно образец чистой истинной любви, прошедшей через века. Их чувства – пример для подражания. Семейные ценности вечны. И мы всегда с удовольствием готовим этот праздник. В 11 часов в воскресенье после Божественной литургии в нашем храме, на территории храмового комплекса вновь состоится народное празднество. Когда я напутствую молодоженов, обязательно привожу в пример Петра и Февронию. Прошу, чтобы молодожены берегли свои чувства. Любить очень трудно. Говорю также, как важно в браке прийти от личного к единому. Это единство нужно сохранять».
Иерей Иоанн Воробьев, клирик Николо-Кузнецкого храма, преподаватель ПСТГУ, зам.директора по воспитательной работе Православной Свято-Петровской школы, отметил: «К сожалению, праздник не так широко распространен, как хотелось бы. В основном его пропагандируют православные организации и не самые заметные обществу СМИ. Какой-нибудь день святого Валентина или хэллоуин "раскручен" гораздо больше. Но сама традиция праздника святых Петра и Февронии уже состоялась. Масштаб и распространение - это вопрос рекламы. И Церковь тут, конечно, не на высоте: она никогда этим серьезно не занималась. Если бы государство подключилось и помогло, было бы лучше. Этот праздник призван культивировать настоящую семью, которая построена на любви, а не на других отношениях».
«Обычно молодоженам я говорю: самое главное - что настоящая семья строится на любви. Но что мы подразумеваем под словом "любовь"? В христианском понимании любовь - это жертва, пример ее нам показал Господь, Который был распят на Кресте за людей. И когда люди хотят создать семью, они тоже идут на жертвы ради своего супруга, детей. К сожалению, современное общество с большим трудом это может принять и понять, так как все направлено на то, чтобы не жертвовать, а приобретать: это общество эгоизма. И евангельской, христианской любви в мире очень мало. А как достичь этой любви? Первый шаг – это жизнь по евангельским заповедям. То есть у людей верующих шанс создать нормальную семью больше, чем у неверующих. Если веры нет, человек о Боге ничего не знает, к вере относится прохладно, то у него при всем желании создать семью не получится. В нашем мире кризис семьи, отношений, любви просто вопиющий: доказательство тому – количество разводов значительно больше половины от заключенного количества браков», - заключил пастырь.
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 1768 |