|
||||||||||||||
Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий. Все, что волнует человека, то волнует и ЦерковьПредседатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий в интервью сайту Синодального информационного отдела рассказал о ходе реализации решений Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, прошедшего 2-5 февраля 2013 года. — Архиерейские Соборы — это осмысление на самом высоком церковном уровне некоторых этапов развития и деятельности Церкви. Это попытка сформулировать и актуализировать те задачи, которые перед Церковью ставит мир. Потому что, по заповеди апостола, Церковь должна отвечать на вызовы этого мира (1Пет. 3:15). И Соборы — это реальный путь к тому, чтобы ответы на эти вызовы не остались просто красивыми словами на бумаге, а вошли в жизнь Церкви, в жизнь общества. — Скажите, а откуда берется содержание вопросов, которые Собор рассматривает? — Конечно, тематика соборных документов не берется «из воздуха». Соборным решениям предшествует период осмысления того, что происходит с миром, с человеком, с Церковью. Поэтому Собор и принимает достаточно много очень серьезных документов. Очень много вопросов касалось внутрицерковной деятельности. Это и Устав Церкви, т.е. вопрос внутреннего церковного управления, и положение об избрании Святейшего Патриарха, о созыве Поместного Собора. Много решений было принято с учетом появления новых епархий, прав викариев, церковных общин и т.д. Но кроме сугубо внутрицерковных тем, были также приняты документы и по актуальным проблемам современной жизни. Например позиция Русской Православной Церкви по проблемам экологии. — А почему Церковь интересует эта тема? — Да потому что экология внешняя очень близка к экологии духа, и наоборот, конечно. И Церковь пытается объединить эти проблемы, потому что невозможно отделять заботу об окружающей среде, заниматься спасением и благоустройством того мира, который вокруг нас, — и не заниматься внутренним миром. Давайте не будем ходить далеко, и возьмем, например, всем знакомую ситуацию: разве не очевидна взаимосвязь между тем, что у человека происходит в голове, что у него в сердце — и тем мусором, который он выбрасывает из окна собственного автомобиля или оставляет за собой в лесу? И документ, который проявляет внимание к среде окружающей, безусловно, как-то говорит и об экологии духа. Это тоже очень важно. — Но кроме экологических проблем, был затронут еще один вопрос, весьма актуальный сегодня среди некоторых групп верующих. Это вопрос о развитии технологий, которые способны контролировать и учитывать персональные данные… — Да, это важный вопрос, к которому часто подходили, и который, честно скажу, даже боялись трогать, потому что он связан с некоторыми апокалипсическими представлениями как весьма авторитетных деятелей и богословов, так и частных лиц. И поскольку вокруг темы апокалипсиса, как это наверное было во всем времена, витало много предрассудков и страхов, этот вопрос должен был пройти осмысление Соборным разумом Церкви. С одной стороны, Церковь выразила свою озабоченность развитием технологий тотального контроля. С другой стороны, была выражена четкая взвешенная церковная позиция — без всякого «кликушества». Были предложены конкретные пути, по которым человек может, не нарушая своих внутренних религиозных убеждений, взаимодействовать с окружающим миром. Ну и конечно, собор призвал государственную власть обратить внимание на эту озабоченность. Но самое главное, была дана богословская оценка всего происходящего, основанная на Священном Писании, святоотеческом предании и традиции Церкви, что очень важно. Также из числа актуальных современных вопросов, Архиерейский Собор рассмотрел проблемы семейного права и ювенальной юстиции. — Владыка, означенные темы весьма широкие. Неужели эти вопросы входят в круг интересов Церкви? — Церковь призвана заниматься всеми вопросами! Потому что Церковь — это люди. И все, чем живет современный человек, все вызовы, с которыми он сталкивается — все это входит в орбиту пастырской заботы и интересов Церкви. Что волнует человека, то волнуют и Церковь. Но ведь есть вопросы, которые волнуют большое количество членов Церкви, волнуют пастырей, монашествующих, архиереев… В таком случае, конечно же, полнота высшей церковной власти должна на основании Евангелия и традиции святых отцов дать духовный ответ и разъяснения по всем подобным темам. — Владыка, Вы являетесь председателем Синодального отдела религиозного образования и катехизации — одного из ключевых направлений в деятельности современной Церкви. Как Вы можете определить роль Собора на примере работы Отдела? — Немало вопросов, которые рассматривал Собор, и соответствующих поручений Святейшего Патриарха касались, непосредственно, и религиозного образования. И я как председатель отдела могу сказать, что отдел не просто работал — он «пахал» над созданием базисных документов, которые могли бы удовлетворять постановлениям Собора. Это касается и подготовки приходских специалистов по четырем основным направлениям (катехизации, миссии, молодежному и социальному служению), и создания проекта важного документа — образовательной концепции Русской Православной Церкви. — А в чем важность этого документа? — В том, что мы должны систематизировать всю нашу образовательную деятельность: посмотреть, что было, что мы имеем сейчас и в каком направлении нам нужно двигаться в будущем. Надо сказать, что по-настоящему образованным человека делает гармоничное сочетание светского образования и образования религиозного. Это взгляд Церкви на то, как должна формироваться образованная личность. В этой же связи нас волнуют вопросы и воскресных школ. Практически в течение столетия их существование было под запретом, а сегодня встают вопросы написания учебно-методических комплектов, пособий, учебников; формирования образовательных программ; участия в различных церковно-государственных проектах. Ничего этого ранее не было. Ведь Собор ответил на вопрос, который давно назрел: что будет дальше в религиозном образовании; вообще, что такое образование; какого человека можно назвать образованным; как подойти к решению формирования образованности личности; как сделать так, чтобы светское образование не противоречило религиозному; как религиозное образование может дополнить светское; какие необходимы методы? И Собор решил, что нужно обсуждать эти вопросы в различных комиссиях, привлекать светских специалистов, консультантов. Все это тщательно прорабатывалось и находило отражение в составленных документах Собора. Некоторые из этих документов, надеемся, будут представлены на Президиуме Межсоборного присутствия. А далее, если они найдут поддержку Присутствия, они могут быть представлены и на ближайшем Архиерейском Соборе. — То есть, вопросы к Архиерейскому Собору диктует сама жизнь и формируются межсоборным органом? — Ну конечно. Межсоборное присутствие — это работа всей Церкви в какой-то конкретной проблематике: комиссии Межсоборного присутствия были сформированы и утверждены Святейшим Патриархом. Поэтому говорить, что архиереи сидят и что-то придумывают, нельзя, поскольку они обсуждают то, что Церковью подготовлено. Это уникальный механизм. Об этом говорил и Святейший Патриарх Кирилл: такого механизма работы нет ни в одной Поместной Церкви. И от Собора до Собора — период не такой уж и большой (нынешний Собор был в 2013 году, следующий будет в 2015 году) — проводится огромная работа и подготовка. Все это важнейший базис, без которого невозможно двигаться в будущее. И спектр тем весьма широкий. То, что я Вам рассказал, касается только религиозного образования, но ведь Собором рассматриваются вопросы и социального служения, и миссии Церкви в современном мире, и взаимодействия с обществом, с миром культуры и т.д… Поэтому межсоборный период — это период адекватного и деятельного ответа на то, что Собор осмыслил и что предстоит всему церковному сообществу воплотить. — Говоря о следующем Архиерейском Соборе… Какие вопросы из церковной жизни, по Вашему мнению, следовало бы обсудить на Освященном Соборе 2015 года? — Я думаю, что основной и самый важный вопрос — необходимость проведения диагностики. Нужно посмотреть, что у нас сделано и насколько то, что уже теоретически осмыслено, реализуется в конкретной жизни. Вот что очень важно. Мы создаем епархии, а какова же результативность общецерковного ответа? В чем результативность создания этих епархий: в увеличении количества храмов, в активизации работы духовенства, в близости епископа к своей пастве и т.д.?.. Это должно найти отражение в конкретных статистических данных. Мы должны посмотреть, как это работает. Вот мы создаем документы — о воскресных школах, о православных гимназиях, — пишем церковные образовательные стандарты для средних и высших учебных заведений. Мы должны посмотреть, как это воплощается в жизни. И если что-то работает хорошо, нам нужно принять это как эталон для дальнейшей работы и продолжать развивать это направление. А если что-то не работает, то нужно откорректировать это, внести какие-то конкретные поправки. Это касается всего спектра работ. И Церковь, безусловно, должна высказать свои суждения, которые особенно волнуют ее, — по духовно-нравственным вопросам. Особенно это касается семьи, брака и проч. — Владыка, Вы перечислили огромный спектр вопросов, которые принимались на Соборе, и говорили о воплощении этой теоретической базы в конкретной жизни Церкви. А скажите, на Вашей практике какая часть из постановлений Архиерейского Собора 2013 года все-таки оказалась наиболее сложной для воплощения в конкретной епархиальной ситуации? — Я думаю, что все вопросы, поставленные Собором, принятые постановления, определения соборные, резолюции Святейшего Патриарха, принятые по итогам определений Собора, — все сложны в исполнении. Потому что это, по большому счету, новаторство. Мы не отрабатываем старое, мы создаем все новое. И это полностью соответствует евангельской природе Церкви и Делу Божию в мире сем: «Се творю все новое», — говорит Христос (Откр. 21:5). И Церковь должна творчески осмыслить это откровение Бога о Себе и о мире. И значительная часть епископата, духовенства и мирян, конечно, не всегда понимает и не всегда готова к тому, чтобы адекватно ответить на вопросы современной жизни. Планка этой деятельности установлена очень высоко. И совсем не значит, что ее нужно снижать. Нужно до нее дотягиваться, до нее подниматься. Потому что все решения были приняты на Соборе в соответствии с реалиями сегодняшнего дня. Ведь здесь вопрос стоит не только, например, в образовательном цензе или в финансовых возможностях тех или иных приходов. Здесь вопрос внутренний: хочу ли я ответить на это так, как думает Церковь, как призывает епископат, или я выберу для себя то, что поспокойнее?.. Вот этот «духовный» изоляционизм неправилен, он не должен быть свойственен Церкви. Член Церкви не может себя изолировать от того, что в ней происходит. Прежде всего, это духовное осмысление тех вопросов, которые обсуждал Собор. Но эти же вопросы должны осмыслить для себя и миряне, и духовенство. Поэтому состояние некой «духовной лени», позиция «духовной успокоенности» — это путь в никуда, это неправильный путь. Потому что и вопросы образования, и миссии, и внутренней жизни Церкви, и экологии, и электронных средств, и социальные вопросы — касаются абсолютно всех! Рано или поздно этот вопрос станет перед конкретным человеком. Поэтому необходимо осмысление этих вопросов, необходимо быть готовыми дать на них ответы. А через духовенство, через епископат этими вопросами должны быть озабочены и миряне, место которых в Церкви весьма велико.
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 1773 |