Опубликовано 02.07.2014 в рубрике  Новостная лента » Обзор СМИ
 

Сергей Худиев. Драгоценный страх


Страх Божий — понятие, о котором в наше время говорить особенно трудно.


 

Жизнь современного человека гораздо сытнее, легче, безопасней, да и просто дольше, чем жизнь еще относительно недавних наших предков. За это, конечно, надо быть благодарным, но в то же время наша культура лишена чего-то, что для людей прошлого было постоянно присутствующим в их жизни. И очень важным.

Эмоциональный (и, как правило, духовный) мир нашего современника беднее — и поэтому некоторые вещи в людях прошлого и их книгах ему непонятны. Ему особенно многое непонятно в Библии.

Представим себе, что из жизни людей будущего исчезло такое явление, как брак. Им можно будет объяснить, что в прошлом было такое: мужчина и женщина, обычно молодые, давали торжественный обет провести всю оставшуюся жизнь вместе, хранить верность, заботиться друг о друге, растить детей, которые у них (обычно) рождались, пока смерть не разлучит их.

Но весь спектр эмоционального, нравственного и духовного опыта, связанного с тем, что молодые влюбляются, вступают в брак, вместе встречают его радости и тяготы, вместе стареют, а потом их рядом хоронят, будет им чужд. Они не переживали этого сами, они не видели этого у своих соседей.

Они будут пытаться понять брак через призму чего-то им знакомого: делового партнерства, например, но это понимание неизбежно будет ущербным. С браком дело обстоит довольно тревожно, но он пока не исчез из нашей жизни.

Однако есть то, что почти исчезло и что в наши дни людям трудно понять — страх Божий.

В Библии страх Божий — это что-то очень хорошее. Это то, что связано с присутствием Бога, то, что отличает доброго, благочестивого человека, то, что является началом премудрости. «Бойтесь Господа, святые Его, ибо нет скудости у боящихся Его» (Пс. 33:10), — призывает Псалмопевец, а автор Послания к Евреям наставляет служить Богу «с благоговением и страхом» (Евр. 12:28).

В нашем обычном словоупотреблении страх — что-то однозначно плохое. Это крайне неприятное переживание, от которого мы хотели бы избавиться. Люди боятся чего-то, если допустить такую тавтологию, страшного. Диагноза, который будет означать приближение неизбежной и тяжелой смерти. Разорения, потери работы, нападения преступников, войны, катастрофы, увечья, горя. Чего-то, с чем мы бы предпочли не встречаться никогда.

Когда наш современник слышит выражение «страх Божий», он думает чаще всего о страхе перед наказанием. Насмешливые атеисты любят рисовать себе карикатуры на верующих, которые, дескать, запугали себя до посинения Богом, Который только и ищет как следует наказать их за грехи. Некоторое время назад группа британских атеистов даже выпустила рекламу на автобусах «Бога, вероятно, не существует. Так что расслабьтесь и наслаждайтесь жизнью». В их представлении бедные верующие живут в мучительном страхе, и их надо успокоить и утешить: мол, бояться нечего.

Они ошибаются. В страхе — в таком страхе — верующие не живут. «Потому что вы не приняли духа рабства, [чтобы] опять [жить] в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: "Авва, Отче!” Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии» (Рим. 8:15–16).

Верующие живут в страхе Божием. А это нечто иное. Это трудно объяснить тем, у кого такого опыта нет. В то же время, у нас есть некоторые зацепки, потому что потенциально мы способны к страху Божию, у нас бывают отблески чего-то похожего.

Как-то я смотрел документальный фильм об архитектуре, где мне запомнилась одна фраза: «Входя под своды этого собора, атеист чувствует себя неловко». Эта неловкость указывает на то, что здесь надлежит, следует делать что-то важное, чего атеист делать не может — благоговейно поклониться Богу.

Иногда мы сталкиваемся с чем-то, что вызывает наше глубочайшее уважение: с нравственным подвигом, художественной гениальностью или дивной красотой. Мы склоняемся, потому что понимаем, что тут нужно склониться, признать, что мы видим какой-то отблеск истины, красоты, добра.

Иногда такое переживание связано с музыкой. Для меня, например, это «O magnum mysterium» испанского композитора XVI века Томаса Луиса де Виктории, гимн, воспевающий Воплощение Господа.

Бог — это Источник и Податель всякого блага, красоты и истины; единственная возможная реакция на Его присутствие — это благоговейное, исполненное страха и трепета поклонение. Это не страх перед угрозой — страшно, ужасно оказаться настолько слепым, глухим, мертвым, чтобы не испытывать этого страха. Жены-мироносицы встречают весть о Воскресении «со страхом и радостью великою» (Матф. 28:8).

Этот страх отводит от греха, потому что немыслимо оскорбить это Присутствие грехом.

Как говорит святой Иоанн Златоуст, «Оскорбить же Бога — тяжелее, чем быть наказанным. А мы находимся в столь жалком расположении духа, что если бы не было страха геенны, то, может быть, и не пожелали бы сделать что-нибудь доброе. Потому мы и достойны геенны, если не за что-либо иное, то именно за то, что страшимся геенны больше, нежели Христа. Не таков был блаженный Павел, но совершенно противоположного настроения. Но так как мы — иные в сравнении с ним, потому и осуждаемся в геенну. Если бы мы любили Христа, как и должно любить, то знали бы, что оскорбить любимого тяжелее геенны. Но мы не любим, потому и не понимаем громадности этого наказания».

Мы живем в мире, который не только чужд этому страху Божию, но часто и активно враждебен ему — его кощунства и богохульства специально направлены на то, чтобы убить в человеке саму способность к благоговению.

Но страх Божий — величайшее сокровище, которое мы только можем найти. И где нам искать его? В нашем православном богослужении, которое только и может исцелить наши души и ввести нас в присутствие Божие.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 0    
  Версия для печати        Просмотров: 1613

Ключевые слова: Сергей Худиев, публицистика

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Ноябрь 2024 (17)
Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)
Июнь 2024 (25)

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930