|
||||||||||||||
Имена постаЗавершились дни празднования Светлой Пасхи Христовой, Вознесения Господня, Пятидесятницы. Начало «будней» церковной жизни знаменует пост, который длится от 8 до 42 дней. Именуется он Петровым постом, а также апостольским или постом Пятидесятницы; в народе его порой зовут просто летним. Что нам говорят эти названия? Пост Пятидесятницы Начинается он через неделю посте празднования Сошествия Святого Духа на апостолов, как сказано Постановлениях апостольских: «После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом поститесь; справедливость требует и радоваться по принятии даров от Бога, и поститься после облегчения плоти». Обоснование традиции мы находим и в Евангелии от Луки: «Можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни» (5. 34-35). По слову святителя Льва Великого, после продолжительного праздника Пятидесятницы пост особенно необходим, «чтобы подвигом его очистить нам мысли и соделаться достойными даров Святого Духа». А потому, свидетельствует он, «за настоящим празднеством, которое Дух Святой освятил Своим сошествием, обыкновенно следует всенародный пост, благодетельно установленный для врачевания души и тела, и потому требующий, чтобы мы провождали его с должным благоволением». Упоминания об этом посте мы находим в трудах великих отцов IV века, в том числе святителя Амвросия Медиоланского, писавшего: «Господь так расположил, чтобы мы как в страдании Его участвовали во время Четыредесятницы, так сорадовались Его Воскресению в Пятидесятницу. Мы не постимся в Пятидесятницу, потому что в сии дни Господь пребывал с нами… Для чего воздерживать тело от пищи, когда душа питается присутствием Господа? Тот не может поститься, кто насыщается благодатью Спасителя. Общение со Христом есть как бы пища для христианина. Итак, во время Пятидесятницы мы питаемся Господом, с нами обращающимся. После же этих дней, когда Господь вознесся на небо, мы опять постимся». Петров пост, с одной стороны, непосредственно связан с временем празднования Пасхи поскольку начало его приходится на понедельник второй седмицы по Пятидесятнице; потому он не имеет постоянной даты в календаре. С другой стороны, праздник святых апостолов Петра и Павла, в который время поста завершится, празднуется неизменно 12 июля по новому стилю. Следовательно, длительность Петрова поста каждый год разная, причем чем длиннее «мясоед» перед Великим постом, тем короче будет пост после Пятидесятницы. Петров пост Как и Рождественский, а также Успенский многодневные посты, начавшийся сегодня пост получил название в честь праздника, к которому он ведет, – дня памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла, особо потрудившихся в деле Евангельской проповеди. Апостол Петр до призвания Христом назывался Симоном и вместе с братом Андреем был рыбаком. Он присутствовал при некоторых особенно важных событиях земной жизни Спасителя – например, при Преображении и в саду Гефсиманском перед страданиями. Ему на Тайной вечери Иисус Христос через Иоанна Богослова указал предателя. Здесь, на вечери, апостол Петр обещал стоять за своего Учителя до смерти, но Господь предрек ему отречение, и он отрекся, но загладил свое отречение раскаяньем, и Господь возвратил ему апостольское звание. После сошествия Святого Духа Апостол Петр первым начал публичную проповедь об Иисусе Христе и обратил в тот день ко Христу около трех тысяч человек. Он первый начал крестить язычников, совершив крещение, по внушению свыше, над сотником Корнилием и его семейством. Правитель Палестины Ирод Агриппа, заключил апостола Петра в темницу и хотел умертвить его, но ангел ночью вывел апостола из темницы. Первоверховный апостол проповедовал во многих местах не только Азии, но и Европы и Африки. Он написал два Послания о христианской вере и жизни. Окончил свою жизнь в Риме. Нерон осудил его на крестную смерть, и апостол просил распять его головой вниз, потому что считал себя недостойным умереть на кресте так, как умер Сам Господь. Апостол Павел был уроженцем Тарса и при рождении был назван Савлом. Он был очень даровитым человеком, получил прекрасное образование в школе знаменитого еврейского ученого Гамалиила и имел римское гражданство. Так как он был ревнителем еврейского закона, то почитал христианство ересью и преследовал верующих во Христа. Чтобы бороться с христианами, он отправился в сирийский Дамаск. По пути в этот город Господь вразумил его и обратил к христианской вере. Внезапно озарил Савла необыкновенный свет с неба, и послышался голос: Савл, Савл! Что ты гонишь Меня?». «Кто ты, Господи, и что повелишь мне делать?» – спросил Савл и услышал слова: «Я Иисус, Которого ты гонишь; ступай в город, и там сказано будет тебе, что делать». При этом Савл ослеп. В Дамаске Господь повелел Анании, апостолу от семидесяти, исцелить и крестить Савла, который с этого времени сделался ревностнейшим учеником Христовым, прошел разные страны с проповедью и обратил бесчисленное множество язычников ко Христу, почему и назван апостолом язычников. Не раз он подвергался гонению и побиению палками и камнями, был в узах и в темнице. Он написал четырнадцать посланий о христианской вере и жизни к христианским общинам нескольких городов и к частным лицам. Апостол Павел окончил жизнь, подобно апостолу Петру, в Риме. Его хотели распять, но когда узнали, что он римский гражданин, то вместо позорной крестной казни отсекли ему голову. Первоверховные апостолы, пути жизни и служения которых начались столь непохоже, мученически завершили свою жизнь в одном городе в 67-м году по Рождестве Христовом. В Константинополе праздник в честь апостолов Петра и Павла получил особую торжественность после освящения там храма во имя этих святых, которое, как пишет церковный историк Евсевий в своем труде «О жизни Константина Великого», было совершено 29 июня (12 июля по новому стилю). Апостольский пост «Пост установлен в честь апостолов, потому что через них мы сподобились многих благ и они явились для нас деятелями и учителями поста, послушания... и воздержания, – свидетельствовал блаженный Симеон Фессалоникийский. – Согласно с постановлениями апостольскими, составленными Климентом, после сошествия Святого Духа одну неделю торжествуем, а потом, со следующей за тем, чествуем передавших нам поститься апостолов». Свидетельство о том, что апостолы постились, можно найти в книге Деяний апостольских. Повествование о рукоположении пресвитеров завершается словами: «Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали» (Деян. 14. 23). Более того, по слову святителя Иоанна Златоуста, апостолы всегда почти постились, ведь «кто постится, тот становится легким и окрыляется, и с бодрым духом молится, угашает злые похоти, умилостивляет Бога и смиряет надменный дух свой». «Мы не сомневаемся, что после того, как апостолы исполнились обетованною свыше силой и Дух истины вселился в сердца их, между прочими тайнами небесного учения, по внушению Утешителя, преподано также учение и о духовном воздержании, чтобы сердца, очищаясь постом, делались способнейшими к принятию благодатных дарований, – писал святитель Лев Великий. Заговенье на Петров пост происходит в день, когда Церковь празднует память всех святых, от века просиявших, и призывает верующих поревновать их подвигу. А на следующий день мы, следуя примеру апостолов, постившихся перед тем, как отправиться на проповедь Евангелия всему миру, также вступаем в постное поприще. «Из апостольских правил, которые внушил Сам Бог, первостоятели церковные, по внушению Святого Духа, первым поставили то, чтобы все подвиги добродетели начинать с поста, – учит святой Лев Великий. – Это они сделали потому, что заповеди Божии можно исполнить хорошо только тогда, когда воинство Христово ограждено от всех соблазнов греха святым воздержанием. Итак, возлюбленные, должны мы упражняться в посте преимущественно в настоящее время, в которое заповедуется нам пост, по окончании пятидесяти дней, протекших от Воскресения Христова до сошествия Святого Духа и проведенных нами в особом торжестве. Этот пост заповедан, чтобы предохранить нас от беспечности, в которую очень легко впасть из-за долговременного разрешения на пищу, которым мы пользовались. Если ниву нашей плоти не возделывать непрестанно, на ней легко возрастают терние и волчцы и приносится такой плод, который не собирают в житницу, а обрекают на сожжение». Летний пост «Церковные посты, – говорит Лев Великий, – так расположены в продолжение года, что для каждого времени его поставлен свой особый закон воздержания: для весны – весенний пост в Четыредесятницу, для лета – летний после Пятидесятницы». Впрочем, стоит отметить, что если в какой-то год Пасха празднуется очень рано, 4 апреля, то начало летнего поста приходится еще на весну – 31 мая. «Петровки-голодовки» Так, по наблюдениям В. Даля, прозывали в народных пословицах начавшийся пост, впрочем, «гастрономические» требования в этот период гораздо менее строгие, чем, например, в Великий или Успенский пост. По уставу наиболее серьезные ограничения в пище (сухоядение) налагаются на православных по средам и пятницам. В понедельник разрешается употреблять горячую пищу без елея. В остальные дни позволяются рыба, грибы, крупы с растительным маслом.
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 1559 |