|
||||||||||||||
Епископ Барнаульский Сергий: «Вся наша работа – благовествование»О том, почему «мода на Православие» не проходит, почему миссионерство – служение непредсказуемое и чему может научить современных священников опыт Алтайской миссии, рассказывает епископ Барнаульский и Алтайский Сергий.
Если «мода на Православие» не меняется, может, это не мода?
– Если вести речь о некой «моде» на внешнее исполнение православных обрядов, то об этом якобы «увлечении» Православием наших сограждан говорят уже четверть века. В прошлом году, когда праздновалось 1025-летие Крещения Руси, Святейший Патриарх Кирилл говорил о 25-летии возрождения Православия в России. Это период очень сложный и во многом противоречивый, но главное – прошедшие годы показали, что обращение к вере – все-таки не мода. Это не просто желание чего-то нового внешне, а необходимая потребность русского человека в более глубоких ценностях.
Хочу отметить, что праздники и обряды православные – на самом деле, не новые для россиян. Новые они для очень малого количества людей, большинство же нашего православного боголюбивого народа хранило верность этим традициям, праздникам и обрядам десятилетия, не смотря на запреты, гонения и кампании по искоренению их.
Обществу достоверно сегодня известно, что целый государственный аппарат был брошен на то, чтобы вырастить нового, нерелигиозного человека, точнее, человека без веры в Высшее, вследствие чего образовалась духовная пустота, в которой сознание человека жить не может. Но вера в народе продолжала жить все годы гонений даже не на «генетическом», а еще на более глубоком уровне – том уровне, о котором говорил один из учителей Церкви Тертуллиан: душа каждого человека – христианка. Каждый человек создан по образу Божию. А раз так, то естеством своим он стремится к Богу… Здесь уже не проповедь или какой-то ритуал начинает играть роль, а стремление самой души человека к прикоснуться к святому.
Наши православные праздники и церковные обряды, созданные более тысячелетия назад, отвечают этим сокровенным устремлениям человеческого естества, потому и жить им – до скончания человеческой истории.
Новые праздники и традиции очень тяжело приживаются, если не имеют подлинной духовной подоплеки, когда выдуманы самим человеком, исходя из сиюминутных интересов. Вспомним, как изображен в «Собачьем сердце» нелепый обряд «звездения». А ведь тогда, в 20-30-е годы, на самом деле были попытки заменить Таинство Крещения разными суррогатами, и имена соответствующие давали детям: Электростанция, Коминтерн, даже Даздраперма (то есть «Да здравствует Первое мая») и т.п. И где это все? Ушло.
Вся наша жизнь нуждается в освящении
В христианстве внешнее неотделимо от внутреннего, и наоборот. Сам человек имеет двуединую природу – телесную и духовную. Человеческое тело, дом, быт и труды наши – все нуждается в освящении Богом, как и душа.
Напомню, что Господь Иисус Христос исцелял грешникам не только душу, но и тело. Он прикасался к больным людям, иных посылал к источникам воды, а Своим апостолам повелевал больных с молитвой помазывать больных елеем, то есть освященным маслом. Он Сам телесно принял Крещение от Иоанна Предтечи, постоянно в положенные дни пребывал в религиозных собраниях своих соплеменников, учил в иерусалимском храме – иначе говоря, Своим земным примером учил заботиться и о теле, и о душе. Именно такой подход в воспитании людей современного общества даст здоровые и чистые плоды. Но это труд. Постоянный, неустанный, труд всех нас от мала до велика, и я бы отметил, труд не только православных.
Дать ответ о нашем уповании
Возвращаясь к теме просветительской, хочу сказать, что вся эта работа есть благовествование, или, говоря по-гречески, евангелизация. Она характерна не только для нашей епархии, не только для нашей Русской Православной Церкви, но и для других Поместных Православных Церквей. Идет естественный процесс поиска новых форм и методов этого благовествования. Далеко не просто в нынешнем «обществе современных технологий» донести не только до молодого, но и до пожилого человека истину о спасении души, о Царстве Небесном, о важности покаяния человека, за которым следует не наказание от Бога, а очищение души.
В этой работе важно помнить, что любое обращение к Богу – это сакральный акт и мы, верующие, должны в любое время уметь дать «ответ о нашем уповании», но как воспримет наше свидетельство о вере человек, какие плоды он принесет и Богу, и ближним, нам не дано судить. Эта мера у каждого своя. В этом и проявляется, в конечном счете, духовность человека, его способность нести людям свой мир и добротолюбие.
История Церкви знает немало примеров, когда кто-то все имение раздавал нищим и уходил в монастырь с самым строгим уставом, но не достигал должного совершенства. Однажды такому подвижнику (это был преподобный Антоний Великий) Бог явил человека более преуспевшего в вере – простого бедного сапожника, жившего в городе, имевшего семью и детей, который смотрел на окружающих и просто помышлял: все спасутся, а один я погибну… Так что, быть может, человек, которого вы толкнули в автобусе, а он не возмутился, да еще и попросил прощения, есть сокровенный праведник и истинное его духовное состояние скрыто от нас…
Именно к такому духовному внутреннему богатству и должно вести молодежь наше благовествование.
Православный приход в диаспоре
Душа человека везде одинакова. Но, конечно, по премудрости Божией, сотворившей этот мир, мы все в то же время и разные. Мне почти всю прошлую жизнь было суждено нести послушание Церкви в иностранной и инославной среде, то есть в таких условиях, когда православных меньшинство. В тех условиях, конечно, между православными складываются особо теплые и доверительные отношения.
Православный приход в диаспоре – это не просто место сугубо религиозное, но центр всей духовной и культурной жизни. Поэтому за границей верующие более активны, в меньшей мере им присущи иждивенческие настроения – мол, в церкви пусть батюшки обо всем думают и за все пусть отвечают. За рубежом личная ответственность верующих очень сильна, они понимают, что это их долг: строить, содержать храмы. И сама жизнь подтверждает, что за материальной ответственностью человека за свой храм, за его искренней заботой о святыне, которая как бы является общим достоянием, следует и чувство духовной ответственности. Там верующий – не просто потребитель, но полноправный участник всего духовного процесса, поэтому православные приходы за рубежом зачастую отличает дружелюбие, искреннее отношение не только к самой службе, но и к чаяниям любого человека.
Опыт Алтайской миссии
в наше время пока не нашел должного применения
Если говорить прежнем опыте духовной жизни Алтая, то, конечно, прежде всего вспоминается прославленная Алтайская духовная миссия. К сожалению, этот опыт, несмотря на изучение истории миссии, до сих пор не получил должного осмысления и внедрения. Ведь Алтайская духовная миссия преимущественно была не монашеской – делателями становились семейные священники. Любовь их к инородцам, к новокрещенным алтайцам была столь велика, что они не только духовно, но и по плоти роднились с местным населением: священники отдавали своих дочерей замуж за новокрещенных, и многие из этих мужей вскоре сами становились священниками. Конечно, при этом ни о какой экспансии не было и речи. Вот, например, такой интересный факт: миссия содержала школу для алтайцев, не принявших христианство. Их также бесплатно учили и содержали.
В этом году мы празднуем 145-летие Барнаульского духовного училища и 20-летие воссоздания Барнаульской епархии. Именно в эти двадцать лет училище наше было преобразовано в семинарию. При ней сложился духовно-просветительский центр. Имеется и школа катехизаторов, и все епархиальные службы и отделы так или иначе связаны с нашей семинарией. В епархии развиты и информационные ресурсы. Конечно, все эти структуры, все направления работы необходимо постоянно совершенствовать. Поэтому я благодарен и своим предшественникам, и духовенству Алтая за то, что начинать третье десятилетие в новой истории епархии нам приходится не на пустом месте.
«Программа-20»
Для строительства и восстановления храмов мало только нашего желания и духовных устремлений – необходимы также весьма значимые финансовые затраты. Причем мы не можем выбрать приоритет, восстанавливать ли старые храмы или же строить новые. Если не восстанавливать старые храмы, они будут продолжать разрушаться, но и без новых храмов нельзя: крупные города края, такие, как Барнаул, Бийск сильно нуждаются увеличении числа храмов, особенно в районах новостроек.
Безусловно, мы ощущаем интерес к этому вопросу со стороны властей и благодарны им за посильную помощь в возвращении и реконструкции некоторых храмов. Выражаем также признательность благотворителям из числа предпринимателей. Но мы понимаем, что возможности и власти, и предпринимателей, тем более, наших простых верующих ограничены. Поэтому сейчас епархиальными структурами вынашивается план комплексного решения этой проблемы.
Известно, что, например, в Москве осуществляется «Программа-200», программа строительства двухсот новых храмов. Есть подобные проекты и у наших соседей в Новосибирске. Поэтому мы думаем приступить к созданию программы строительства, к примеру, двадцати храмов в самых нужных, приоритетных местах. И, конечно, данную программу для координации и действенности мы планируем согласовать с краевыми властями, поскольку в данном проекте многочисленны точки соприкосновения Церкви, власти, общественности, творческой интеллигенции – это и проблемы отведения земли, и темы исторического облика города, и вопросы храмовой архитектуры. Без координации с властями и общественностью такой проект вряд ли может быть осуществлен. Программа необходима и для привлечения пожертвований, помощи от предпринимателей. Для жертвователей должно быть прозрачно и понятно, на что будут истрачены те или иные средства или материалы, и наша открытость избавит от всевозможных кривотолков и подозрений, явится необходимым условием осуществления строительства.
Люди, облеченные властью,
остро чувствуют необходимость Божией помощи
На данном этапе в нашем регионе складываются самые добрые и продуктивные отношения Церкви и власти. Мы это очень ценим. Конечно, наше взаимодействие, продуктивные и конструктивные взаимоотношения необходимы для решения многочисленных задач духовно-просветительского характера, которые стоят перед епархией, верующими жителями нашего региона, разделяющими ценности и традиции Православия. По всем опросам, таких людей до 80 и более процентов. По церковной статистике, до 90 процентов жителей приносят детей в храм для совершения над ними Таинства Святого Крещения. Верующие люди и люди, соотносящие себя с православными ценностями и традициями, – граждане государства. Они должны помнить, что от их добросовестного труда, ответственного поведения, сохранения семейных ценностей, заботы о детях и юношестве зависит экономическое процветание нашего региона. И в этом деле – сохранении традиционных ценностей, воспитании патриотизма, нравственности, здорового образа жизни наши устремления совпадают с соответствующими государственными программами.
Но что касается партийной борьбы, политического строительства государства и т.п., – в этом и по закону, и по своему духовному предназначению Церковь участия не принимает. Мы благодарны и взаимно ценим, что властями признается абсолютная самостоятельность Церкви в определении своей внутренней политики, в кадровых и иных вопросах.
Что касается личных отношений с представителями власти, должен сказать, что я неизменно ощущаю по отношению к себе и к священнослужителям епархии большое уважение и внимание. На протяжении года я познакомился с большинством руководителей властных структур разного уровня. Однако для частых, неформальных отношений просто нет времени. Обывателю бывает трудно понять, что у руководителей даже среднего звена, не говоря уже о краевом уровне, зачастую не бывает свободного времени, поэтому любые встречи оговариваются заранее и имеют четко обозначенный круг вопросов, а за рамками протокола может быть лишь обмен мнением о погоде.
Вопрос о том, что представители власти идут в храм якобы лишь «по долгу службы», – это стереотип, созданный некомпетентными СМИ. Церковь у нас отделена от государства, и никто не может заставить представителей власти идти в храм на богослужения «по долгу службы».
У нас многонациональная страна. Мы ведь не видим руководителей мусульманских регионов на праздниках в православных храмах, и это логично. Поэтому, если наши руководители разделяют ценности большинства нашего народа, мы должны это ценить. Более того, их участие в богослужениях – это акт действительного единства с народом. И поверьте, наши руководители несут в храм, к Богу, не только личные проблемы или печали только своей семьи. И это не просто высокие слова: люди, облеченные властью, острее чувствуют необходимость Божией помощи и Божьего благословения для целого региона.
Год на Барнаульской кафедре
Сложно за год подводить какие-либо итоги, тем не менее, могу сказать, что за это время состоялось мое знакомство с духовенством епархии, верующими людьми, православной общественностью, представителями власти. С удовлетворением отмечаю понимание духовенством необходимости уделять больше сил для проповеди веры, создания новых приходов. Много встреч и с простыми верующими. Двери моего кабинета всегда открыты для желающих лично пообщаться с правящим архиереем.
И могу вас уверить, что много людей идет к архипастырю не просто с нуждами и проблемами – немало и истинно жаждущих услышать духовное слово, получить наставление и ответы по вопросам духовной жизни. Эти люди особенно дороги для меня. В беседе с ними, соприкасаясь с их духовным опытом, открываешь и для себя новые горизонты веры.
Всегда особое переживание бывает при совершении рукоположений новых священнослужителей, а за минувший год их было немало. Святейший Патриарх Кирилл постоянно подчеркивает особую благодатную роль монашества. В этой сфере по сравнению с другими епархиями у нас дело обстоит сложнее, но и монашеские постриги в прошлый год заметно увеличились.
Публикация подготовлена на основе интервью
епископа Сергия журналу «Алтайский край»
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 1 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 1637 |