Опубликовано 11.06.2014 в рубрике  Новостная лента » Обзор СМИ
 

Епископ Барнаульский Сергий: «Вся наша работа – благовествование»


О том, почему «мода на Православие» не проходит, почему миссионерство – служение непредсказуемое и чему может научить современных священников опыт Алтайской миссии, рассказывает епископ Барнаульский и Алтайский Сергий.


 

 

Если «мода на Православие» не меняется, может, это не мода?
Епископ Барнаульский Сергий: «Вся наша работа – благовествование»– Если вести речь о некой «моде» на внешнее исполнение православных обрядов, то об этом якобы «увлечении» Православием наших сограждан говорят уже четверть века. В прошлом году, когда праздновалось 1025-летие Крещения Руси, Святейший Патриарх Кирилл говорил о 25-летии возрождения Православия в России. Это период очень сложный и во многом противоречивый, но главное – прошедшие годы показали, что обращение к вере – все-таки не мода. Это не просто желание чего-то нового внешне, а необходимая потребность русского человека в более глубоких ценностях.
Хочу отметить, что праздники и обряды православные – на самом деле, не новые для россиян. Новые они для очень малого количества людей, большинство же нашего православного боголюбивого народа хранило верность этим традициям, праздникам и обрядам десятилетия, не смотря на запреты, гонения и кампании по искоренению их.
Обществу достоверно сегодня известно, что целый государственный аппарат был брошен на то, чтобы вырастить нового, нерелигиозного человека, точнее, человека без веры в Высшее, вследствие чего образовалась духовная пустота, в которой сознание человека жить не может. Но вера в народе продолжала жить все годы гонений даже не на «генетическом», а еще на более глубоком уровне – том уровне, о котором говорил один из учителей Церкви Тертуллиан: душа каждого человека – христианка. Каждый человек создан по образу Божию. А раз так, то естеством своим он стремится к Богу… Здесь уже не проповедь или какой-то ритуал начинает играть роль, а стремление самой души человека к прикоснуться к святому.
Наши православные праздники и церковные обряды, созданные более тысячелетия назад, отвечают этим сокровенным устремлениям человеческого естества, потому и жить им ­– до скончания человеческой истории.
Новые праздники и традиции очень тяжело приживаются, если не имеют подлинной духовной подоплеки, когда выдуманы самим человеком, исходя из сиюминутных интересов. Вспомним, как изображен в «Собачьем сердце» нелепый обряд «звездения». А ведь тогда, в 20-30-е годы, на самом деле были попытки заменить Таинство Крещения разными суррогатами, и имена соответствующие давали детям: Электростанция, Коминтерн, даже Даздраперма (то есть «Да здравствует Первое мая») и т.п. И где это все? Ушло.

Вся наша жизнь нуждается в освящении
В христианстве внешнее неотделимо от внутреннего, и наоборот. Сам человек имеет двуединую природу – телесную и духовную. Человеческое тело, дом, быт и труды наши – все нуждается в освящении Богом, как и душа.
Напомню, что Господь Иисус Христос исцелял грешникам не только душу, но и тело. Он прикасался к больным людям, иных посылал к источникам воды, а Своим апостолам повелевал больных с молитвой помазывать больных елеем, то есть освященным маслом. Он Сам телесно принял Крещение от Иоанна Предтечи, постоянно в положенные дни пребывал в религиозных собраниях своих соплеменников, учил в иерусалимском храме – иначе говоря, Своим земным примером учил заботиться и о теле, и о душе. Именно такой подход в воспитании людей современного общества даст здоровые и чистые плоды. Но это труд. Постоянный, неустанный, труд всех нас от мала до велика, и я бы отметил, труд не только православных.
Дать ответ о нашем уповании
Возвращаясь к теме просветительской, хочу сказать, что вся эта работа есть благовествование, или, говоря по-гречески, евангелизация. Она характерна не только для нашей епархии, не только для нашей Русской Православной Церкви, но и для других Поместных Православных Церквей. Идет естественный процесс поиска новых форм и методов этого благовествования. Далеко не просто в нынешнем «обществе современных технологий» донести не только до молодого, но и до пожилого человека истину о спасении души, о Царстве Небесном, о важности покаяния человека, за которым следует не наказание от Бога, а очищение души.
В этой работе важно помнить, что любое обращение к Богу – это сакральный акт и мы, верующие, должны в любое время уметь дать «ответ о нашем уповании», но как воспримет наше свидетельство о вере человек, какие плоды он принесет и Богу, и ближним, нам не дано судить. Эта мера у каждого своя. В этом и проявляется, в конечном счете, духовность человека, его способность нести людям свой мир и добротолюбие.
История Церкви знает немало примеров, когда кто-то все имение раздавал нищим и уходил в монастырь с самым строгим уставом, но не достигал должного совершенства. Однажды такому подвижнику (это был преподобный Антоний Великий) Бог явил человека более преуспевшего в вере – простого бедного сапожника, жившего в городе, имевшего семью и детей, который смотрел на окружающих и просто помышлял: все спасутся, а один я погибну… Так что, быть может, человек, которого вы толкнули в автобусе, а он не возмутился, да еще и попросил прощения, есть сокровенный праведник и истинное его духовное состояние скрыто от нас…
Именно к такому духовному внутреннему богатству и должно вести молодежь наше благовествование.

Православный приход в диаспоре
Душа человека везде одинакова. Но, конечно, по премудрости Божией, сотворившей этот мир, мы все в то же время и разные. Мне почти всю прошлую жизнь было суждено нести послушание Церкви в иностранной и инославной среде, то есть в таких условиях, когда православных меньшинство. В тех условиях, конечно, между православными складываются особо теплые и доверительные отношения.
Православный приход в диаспоре – это не просто место сугубо религиозное, но центр всей духовной и культурной жизни. Поэтому за границей верующие более активны, в меньшей мере им присущи иждивенческие настроения – мол, в церкви пусть батюшки обо всем думают и за все пусть отвечают. За рубежом личная ответственность верующих очень сильна, они понимают, что это их долг: строить, содержать храмы. И сама жизнь подтверждает, что за материальной ответственностью человека за свой храм, за его искренней заботой о святыне, которая как бы является общим достоянием, следует и чувство духовной ответственности. Там верующий – не просто потребитель, но полноправный участник всего духовного процесса, поэтому православные приходы за рубежом зачастую отличает дружелюбие, искреннее отношение не только к самой службе, но и к чаяниям любого человека.

Опыт Алтайской миссии 
в наше время пока не нашел должного применения
Если говорить прежнем опыте духовной жизни Алтая, то, конечно, прежде всего вспоминается прославленная Алтайская духовная миссия. К сожалению, этот опыт, несмотря на изучение истории миссии, до сих пор не получил должного осмысления и внедрения. Ведь Алтайская духовная миссия преимущественно была не монашеской – делателями становились семейные священники. Любовь их к инородцам, к новокрещенным алтайцам была столь велика, что они не только духовно, но и по плоти роднились с местным населением: священники отдавали своих дочерей замуж за новокрещенных, и многие из этих мужей вскоре сами становились священниками. Конечно, при этом ни о какой экспансии не было и речи. Вот, например, такой интересный факт: миссия содержала школу для алтайцев, не принявших христианство. Их также бесплатно учили и содержали.
В этом году мы празднуем 145-летие Барнаульского духовного училища и 20-летие воссоздания Барнаульской епархии. Именно в эти двадцать лет училище наше было преобразовано в семинарию. При ней сложился духовно-просветительский центр. Имеется и школа катехизаторов, и все епархиальные службы и отделы так или иначе связаны с нашей семинарией. В епархии развиты и информационные ресурсы. Конечно, все эти структуры, все направления работы необходимо постоянно совершенствовать. Поэтому я благодарен и своим предшественникам, и духовенству Алтая за то, что начинать третье десятилетие в новой истории епархии нам приходится не на пустом месте.

«Программа-20»
Для строительства и восстановления храмов мало только нашего желания и духовных устремлений – необходимы также весьма значимые финансовые затраты. Причем мы не можем выбрать приоритет, восстанавливать ли старые храмы или же строить новые. Если не восстанавливать старые храмы, они будут продолжать разрушаться, но и без новых храмов нельзя: крупные города края, такие, как Барнаул, Бийск сильно нуждаются увеличении числа храмов, особенно в районах новостроек.
Безусловно, мы ощущаем интерес к этому вопросу со стороны властей и благодарны им за посильную помощь в возвращении и реконструкции некоторых храмов. Выражаем также признательность благотворителям из числа предпринимателей. Но мы понимаем, что возможности и власти, и предпринимателей, тем более, наших простых верующих ограничены. Поэтому сейчас епархиальными структурами вынашивается план комплексного решения этой проблемы.
Известно, что, например, в Москве осуществляется «Программа-200», программа строительства двухсот новых храмов. Есть подобные проекты и у наших соседей в Новосибирске. Поэтому мы думаем приступить к созданию программы строительства, к примеру, двадцати храмов в самых нужных, приоритетных местах. И, конечно, данную программу для координации и действенности мы планируем согласовать с краевыми властями, поскольку в данном проекте многочисленны точки соприкосновения Церкви, власти, общественности, творческой интеллигенции – это и проблемы отведения земли, и темы исторического облика города, и вопросы храмовой архитектуры. Без координации с властями и общественностью такой проект вряд ли может быть осуществлен. Программа необходима и для привлечения пожертвований, помощи от предпринимателей. Для жертвователей должно быть прозрачно и понятно, на что будут истрачены те или иные средства или материалы, и наша открытость избавит от всевозможных кривотолков и подозрений, явится необходимым условием осуществления строительства.

Люди, облеченные властью, 
остро чувствуют необходимость Божией помощи
На данном этапе в нашем регионе складываются самые добрые и продуктивные отношения Церкви и власти. Мы это очень ценим. Конечно, наше взаимодействие, продуктивные и конструктивные взаимоотношения необходимы для решения многочисленных задач духовно-просветительского характера, которые стоят перед епархией, верующими жителями нашего региона, разделяющими ценности и традиции Православия. По всем опросам, таких людей до 80 и более процентов. По церковной статистике, до 90 процентов жителей приносят детей в храм для совершения над ними Таинства Святого Крещения. Верующие люди и люди, соотносящие себя с православными ценностями и традициями, – граждане государства. Они должны помнить, что от их добросовестного труда, ответственного поведения, сохранения семейных ценностей, заботы о детях и юношестве зависит экономическое процветание нашего региона. И в этом деле – сохранении традиционных ценностей, воспитании патриотизма, нравственности, здорового образа жизни наши устремления совпадают с соответствующими государственными программами.
Но что касается партийной борьбы, политического строительства государства и т.п., – в этом и по закону, и по своему духовному предназначению Церковь участия не принимает. Мы благодарны и взаимно ценим, что властями признается абсолютная самостоятельность Церкви в определении своей внутренней политики, в кадровых и иных вопросах.
Что касается личных отношений с представителями власти, должен сказать, что я неизменно ощущаю по отношению к себе и к священнослужителям епархии большое уважение и внимание. На протяжении года я познакомился с большинством руководителей властных структур разного уровня. Однако для частых, неформальных отношений просто нет времени. Обывателю бывает трудно понять, что у руководителей даже среднего звена, не говоря уже о краевом уровне, зачастую не бывает свободного времени, поэтому любые встречи оговариваются заранее и имеют четко обозначенный круг вопросов, а за рамками протокола может быть лишь обмен мнением о погоде.
Вопрос о том, что представители власти идут в храм якобы лишь «по долгу службы», – это стереотип, созданный некомпетентными СМИ. Церковь у нас отделена от государства, и никто не может заставить представителей власти идти в храм на богослужения «по долгу службы».
У нас многонациональная страна. Мы ведь не видим руководителей мусульманских регионов на праздниках в православных храмах, и это логично. Поэтому, если наши руководители разделяют ценности большинства нашего народа, мы должны это ценить. Более того, их участие в богослужениях – это акт действительного единства с народом. И поверьте, наши руководители несут в храм, к Богу, не только личные проблемы или печали только своей семьи. И это не просто высокие слова: люди, облеченные властью, острее чувствуют необходимость Божией помощи и Божьего благословения для целого региона.

Год на Барнаульской кафедре
Сложно за год подводить какие-либо итоги, тем не менее, могу сказать, что за это время состоялось мое знакомство с духовенством епархии, верующими людьми, православной общественностью, представителями власти. С удовлетворением отмечаю понимание духовенством необходимости уделять больше сил для проповеди веры, создания новых приходов. Много встреч и с простыми верующими. Двери моего кабинета всегда открыты для желающих лично пообщаться с правящим архиереем.
И могу вас уверить, что много людей идет к архипастырю не просто с нуждами и проблемами – немало и истинно жаждущих услышать духовное слово, получить наставление и ответы по вопросам духовной жизни. Эти люди особенно дороги для меня. В беседе с ними, соприкасаясь с их духовным опытом, открываешь и для себя новые горизонты веры.
Всегда особое переживание бывает при совершении рукоположений новых священнослужителей, а за минувший год их было немало. Святейший Патриарх Кирилл постоянно подчеркивает особую благодатную роль монашества. В этой сфере по сравнению с другими епархиями у нас дело обстоит сложнее, но и монашеские постриги в прошлый год заметно увеличились.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.

Образование и Православие /

Приходы.ru

Публикация подготовлена на основе интервью
епископа Сергия журналу «Алтайский край»

 

Читайте также:

06.03.2018 - Исповедь — насколько часто следует исповедаться?

27.08.2015 - Митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий. Скажите, а когда были просты ...

26.05.2014 - Митрополит Волоколамский Иларион: Служение священника — служение жертвенное

28.12.2013 - Екатерина Добренькова.Невыносимая усталость

19.05.2013 - Архиепископ Новогрудский Гурий: «Важно, чтобы народ великой и святой Руси п ...

 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 1    
  Версия для печати        Просмотров: 1662

Ключевые слова: Алтайский край

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Декабрь 2024 (9)
Ноябрь 2024 (22)
Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)

«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031