|
||||||||||||||
Протоиерей Всеволод Чаплин. В день Святой Троицы — о жизни христианина в обществеОчередной выпуск авторской передачи председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина «Комментарий недели» вышел в эфир на телеканале «Союз» 7 июня 2014 года. Возлюбленные о Господе братья и сестры, дорогие друзья, здравствуйте. С праздником Святой Троицы — Пятидесятницы поздравляю всех вас. Это день в жизни Церкви особый. Это день ее рождения. Это день, когда мы вспоминаем апостольские времена, вспоминаем то единодушие, с которым последователи Христовы пребывали вместе и получали дары Святого Духа — дары, которые сделали мятущихся, колеблющихся, страшащихся всего на свете людей непреоборимыми проповедниками истины Христовой. Нам сегодня нужна такая же верность, нам сегодня нужны такие же силы, нам сегодня нужно такое же доверие Богу, чтобы ничего не бояться. И там, где все подталкивают нас жить расчетом, — жить стремлением говорить правду Божию «во время и не во время», как пишет апостол (2 Тим. 4:2). Жить стремлением проповедовать Христа и словом, и делом даже тогда, когда многие посоветовали бы и советуют на самом деле: «Не надо, не будьте слишком прямы, не будьте слишком откровенны, целее будете». Подчас сегодня можно услышать, что для христианина важнее сохранить стены храмов, приятие со стороны тех или иных общественных кругов, возможность доступа в какие-то собрания, на какие-то торжества, возможность поздравлять сильных мира сего — чем возможность говорить прямо и без обиняков о том, чему нас учат Святое Евангелие, догматы и каноны Церкви. Такой путь для многих церковных общин был началом конца. Мы это хорошо знаем на примерах стран Западной Европы, где христианские лидеры становились на путь компромисса — путь, на котором они ради сохранения на какое-то время внешней мощи и влияния Церкви сначала просто молчали о чем-то очень существенном, что говорится нам в Священном Писании и в Предании Церкви, потом начинали поддакивать тем, кто говорил что-то прямо противоположное Евангелию, потом начинали сами утверждать противоположенные Евангелию и Священному Преданию вещи, а потом начинали наперегонки друг с другом бежать в разные собрания и на разные ток-шоу, только чтобы засвидетельствовать свою лояльность идеологемам и общественным конструкциям, которые прямо противоположны тому, что в течение многих столетий утверждала Церковь, прямо противоположены тому, что нам говорится в Священном Писании. Но не может Церковь и не может христианин работать Богу и маммоне. Не может христианин жить в полной мере как последователь Евангелия и активно поддакивать миру, живущему ради маммоны, одобрять жизнь такого мира, а тем более хвалить ее. Мы не всегда имеем возможность побеждать в общественных процессах, устроять жизнь мира по христианским нравственным законам. Нам никто и не обещал такой легкой и вечной возможности. Наоборот, нам обещаны страдания и гонения. Да, до времени, вероятно, еще будет возможность среди православных народов созидать такое общественное устройство, которое было бы основано на христианских нравственных идеалах и ценностях. Но, если вдруг этого не получается и не получится, это не значит, что нужно одобрять все, что происходит в мире сем, соглашаться со всем происходящим. Вот почему сегодня от христианина требуются не только мудрость и рассудительность, но и величайшая твердость. Даже там, где мы уступаем, даже там, где мы вроде бы терпим историческое поражение, нужно сохранять возможность говорить слово правды, даже если это по-человечески невыгодно. Даже если за это могут лишить спокойной жизни, лишить храмов, внести раскол в церковную среду. Истина Христова важнее, и о ней нужно говорить даже тогда, когда люди, живущие по законам мира сего, живущие ради власти, денег и ложного душевного комфорта говорят иное, предлагая встраиваться в некую систему, созданную не нами. Впрочем, сегодня в самых непростых условиях, в самых непростых местах есть вдохновляющие примеры того, как люди способны свидетельствовать христианскую веру, проявляя ее в поступках, в способности объединяться в христианском действии и в молитве. Люди в разных областях Украины собирались и собираются на молитву о мире. Люди в разных областях Украины и во многих городах России сегодня собирают гуманитарную помощь для тех, кто пострадал во время трагических событий, которые, к сожалению, продолжаются. И помощь оказывается людям, пострадавшим с разных сторон. Оказывалась она тем, кто пострадал в Киеве на Майдане. Сегодня она оказывается многими людьми, в том числе мирянами и членами православных общественных организаций, тем, кто страдает в восточных областях. Оказывалась она, конечно же, и тем, кто пострадал в Одессе. Это свидетельство веры, запечатленной в делах. Это свидетельство того, что не остаются равнодушными православные христиане. Это свидетельство того, что христианская любовь бесстрашна: она сильнее любых угроз и немощных дерзостей мира сего. Великорецкий крестный ход в Вятской губернии собрал около тридцати тысяч человек. Это тоже очень мощное свидетельство того, что люди готовы собраться вместе, и почувствовать свое братство, присутствие даров Святого Духа, возможность объединиться в молитве и всем явить христианский дух. Скептически настроенные наблюдатели недоумевают — как же так? В обществе XXI века, где вроде бы все движения народной души должны быть просчитаны социологами и аналитиками, где вроде бы разумно, нормально, естественно и правильно жить только ради потребления, здоровья и комфорта, — люди идут многие километры сложного пути во множестве десятков тысяч, не имея за это никакой награды и даже вряд ли воспринимая это как возможность улучшить свое здоровье, провести активно то или иное количество времени и так далее. Причем люди идут не в самые знаменитые места, идут не в связи с самыми известными церковными праздниками — идут на Великорецкий крестный ход, который относительно недавно был почти полностью забыт, идут на Царские дни в Екатеринбург, также десятками тысяч. И эти люди не скорбят, как иногда скорбят собирающиеся на церемонии памяти жертв репрессий светские люди. Эти люди радуются. Они молятся царственным страстотерпцам как победителям, они молятся о даровании России вновь православной монархии — по крайней мере, многие из них молятся именно об этом. И те, кто скептически относятся к будущему страны, пугаются, видя волю, веру, единство и способность к самоорганизации этих людей. Сегодня очень важно, дорогие о Господе братья и сестры, чтобы мы имели веру, имели волю, могли вместе свидетельствовать о нашей вере и о нашей воле через разные способы общественного действия. 16 июля состоится народный крестный ход из Хотьково к Троице-Сергиевой лавре в связи с 700-летием преподобного Сергия Радонежского. Надеюсь, и многие надеются, что все, у кого есть силы, примут участие в этом крестном ходе, чтобы опять помолиться вместе и показать окружающему миру свою веру, свою волю и свое единство. Гуманитарная помощь и деньгами, и другими способами тем, кто сегодня страдает на Украине, пусть тоже будет проявлением нашей действенной любви. Наша поддержка тех нравственных и общественно значимых вопросов, которые сегодня ставит Церковь, поддержка в публичном пространстве также очень важна. Никогда не стесняйтесь писать в интернете, даже если чувствуете негативную обратную реакцию — писать на тех или иных форумах, в тех или иных социальных сетях. Никогда не бойтесь звонить на радио и на те телевизионные каналы, где возможны прямые дискуссии. Никогда не бойтесь в ходе разных общественных мероприятий говорить о том, как ваша вера преломляется в нравственном взгляде на происходящие в обществе события. 1 июня, в Международный день защиты детей, многие православные христиане, в первую очередь молодые, устроили общественные акции. Кто-то призывал к полному запрету абортов, кто-то говорил о возможности и целесообразности постепенного движения к этой же цели, об исключении аборта из числа тех манипуляций, которые производятся за счет государственного бюджета, то есть за наш с вами счет. Кто-то выходил с плакатами, кто-то вел себя гораздо более скромно, кто-то высказывался в том же интернете. Но главное — люди говорят то, что считают нужным, даже вопреки голосам, которые утверждают: «У вас все равно ничего не получится, по крайней мере, в ближайшие годы, лучше помолчите, будете выглядеть умными людьми». Но призвание христианина в современном мире — это не попытка сообразоваться с мудростью века сего. Это не попытка нравиться всем. Это не попытка сделать так, чтобы все тебе улыбались и говорили: «Вот хороший человек». Апостолы и Сам Христос поступали иначе. Поэтому нам нужно стараться говорить неудобную правду и поддерживать друг друга, в том числе через общественные акции и через совместную молитву, особенно собирающую десятки тысяч людей в одном месте в одно время. Наша мудрость и наш успех — это не что-то, что можно показать в глянцевом журнале как признак преуспеяния в мире сем. Наша мудрость и наш успех — это способность иметь в сердце и в уме образ Божия Царства, и этот образ, а не образ успеха в глянцевом журнале, прилагать к тем общественным процессам, которые происходят вокруг нас, и к тем дискуссиям, к тем настроениям и нестроениям, которые нас окружают. Жить с иконой Царства Божия в уме и в сердце очень непросто. Большинство людей так не живет, даже если считает себя номинальными православными христианами. Но иного пути к настоящему успеху, то есть к достижению того самого Божия Царства, нет. И обществу нужно знать о том, что это единственный путь к тому, к чему человек по большему счету предназначен — к вечной блаженной жизни и к по-настоящему осмысленной жизни здесь, на земле. Не будем бояться свидетельствовать об этом. Нас не все услышат с радостью, и не все нас погладят по головке, но именно такой путь свидетельства и жизни нам дан Христом и апостолами. Ради этого создана Церковь, ради этого она до сих пор переживает момент Пятидесятницы. Ради этого мы собираемся во имя Христово. Ради этого Дух Святой нисходит, меняя нас и преображая нашу жизнь.
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 3 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 1499 |