|
||||||||||||||
Нечаянное паломничествоПаломничество у каждого начинается по-своему. Обычно к нему готовишься заранее, и не только в чисто материальном плане, но, похоже, иногда благочестивое путешествие начинается как приключение… Мое первое паломничество в Дивеевский монастырь во многом стало нечаянной радостью. Встречаюсь с друзьями перед майскими праздниками – они-то как-раз в монастырь на четыре выходных дня собирались вполне целенаправленно, уже приобрели билеты на поезд, предварительно уточнили, смогут ли их принять в обители ненадолго как паломников и трудников. Я бы тоже с удовольствием к ним присоединилась, да вот незадача – несмотря на выходные, ожидались занятия в институте. И в самый день отъезда узнаю радостную новость: занятия отменили. Впрочем, составить компанию паломницам все равно бы не получилось: не было ни билета на меня, ни подходящей одежды – не в брюках и не в туфлях на каблуках же туда ехать. И еще одна неожиданность из числа тех, которые незаметно для меня выложили дорожку в Дивеевскую обитель: одна из собравшихся в паломничество девушек, как оказалось, ехать не могла, так что билет освободился. С другой стороны, куплен он на другое имя, даже переоформить его не получится за неимением у меня с собой паспорта. И хотя тогда, в 90-е годы, еще не так строго проверяли паспорта при посадке в поезд, все равно удостоверение личности было нужно. Но юность склонна к авантюризму, и меня уговорили попробовать. Времени почти совсем не оставалось – в жилище одной из живущих неподалеку подруг меня переоблачили в длинную юбку, дали ветровку, сандалии на пару размеров больше, и вместе с остальными я отправляюсь на вокзал. В сумке у меня – весьма своеобразный «набор паломника»: тетрадки, бутылка воды, платок и сборник рассказов Аверченко. Ну что ж делать, я собиралась учиться, а не в паломничество ехать, да и по возвращении сразу надо идти на занятия… Еще одно препятствие, незнакомое в нынешний век мобильных телефонов: как сообщить родителям, что их чадо появится только через несколько дней? Помочь берется один из знакомых прихожан, провожавший нашу группу на поезд. Представляю чувства мамы, которой вечером позвонил неизвестный мужчина и сказал, что дочка вернется после праздников, потому что поехала в монастырь… И вот мы в поезде. Вагон плацкартный, места у нас были, в общем, рядом, но, тем не менее, не обошлось без беспокойных соседей: оживленные мужички предлагали поделиться свежекупленным пивом и настойчиво интересовались, куда это едут девушки в длинных юбках и с рюкзачками, а через стенку с ними ругалась женщина… Самой старшей из нас пришлось взять на себя миссию по успокоению несостоявшихся собутыльников, но получалось не очень успешно. Как ни странно, помог Аверченко: читая вслух забавные рассказики из книжки, которую я по недоразумению взяла с собой, удалось привлечь внимание части вагона, и затем уже царила относительная тишина, если не считать коротких схваток за место, откуда слышно чтение, которые были устроены между собой перевозимой на отдых к родственникам малышней. Вот такой «избой-читальней» мы и доехали до нужной станции и высадились в неизвестном нам месте в полной темноте. Спросили про автобус – надо ждать, про такси – дороговато. Что ж, значит, подождем утра, тем более, до рассвета не так уж и долго. Но чудеса продолжались: один из «бомбил» предложил довезти нашу компанию за гораздо меньшие деньги. Наша относительная многочисленность придавала смелости, так что мы сразу же набились, как сельди в бочку, в его машинку. Причина такой доброты водителя выяснилась позже, когда сонным туманным утром он доставил нас к обители и кому-то на улице сказал: «Вот, привез вашу монахиню с паломниками». Похоже, одну из нас – девушку, одетую в темную одежду «в пол» – он признал за дивеевскую насельницу. Определили нас на три дня в одну из светелок, где живут трудницы –там стояли двухъярусные койки, пара столов и тумбочки. К тому времени, как вопрос с нашим поселением решился, все уже встали ото сна и отправились по послушаниям. В комнате была только девочка лет девяти – она читала учебники. Как нам рассказали, семья ее находилась в тот момент в сложном положении, и девочке предоставили возможность пожить здесь и ходить в местную школу. Первый день в обители начался с молитвы у мощей преподобного Серафима Саровского. Помолившись за литургией и приложившись к честным мощам Саровского подвижника, отправились на послушание – нашей команде городских девчонок доверили превратить хоженую-перехоженную полянку в огород. Ну что ж, глаза боятся – …руки тоже. Первым делом заработали себе волдыри. Впрочем, матушка, под надзор которой мы были отданы, увидев наши мучения, показала, как обрабатывать «целину», да и с волдырями помогла. Пришло обеденное время, и нас повели в трапезную. Голодными труженики остаться не могли: салаты из местных овощей, суп, горячее, а еще – для особо голодных – каша, макароны, печенье. На столе – компот. После трудов праведных поели так, что не то что бы дальше работать – ходить сложно. Отпустили нас на час-другой самой жаркой поры дня на источник. Помолились, искупались в потрясающе холодной воде – и сил словно вдесятеро прибавилось. Пошли копать дальше, словно по армейской шутке, только наоборот – от обеда до забора, вернее, бревна, которое, как оказалось, лежит прямо посередке будущей грядки. Обращаемся к нашей наставнице – как такое убрать? Она выходит на проходящую рядом дорогу и просит трех мужчин, которые шли мимо: помогите Христа ради! – и вот уже бревно с прибаутками оттащили подальше, а мы вновь беремся за лопаты, правда, попив перед этим заботливо приготовленный для нас компот. Вечером – трапеза, затем есть немного времени на прогулку, но мы просто сидим, отдыхаем, а затем вместе с другими идем с молитвой по Богородичной канавке, которую сделали по указанию преподобного Серафима дивеевские сестры. Каждый день ходили они вокруг обители, 150 раз читая «Богородице, Дево, радуйся!». В 2000-х годах, к столетию прославления батюшки Серафима, канавку воссоздали, а в середине 90-х это была по большей части просто тропинка, по которой и шли насельницы и паломники со своим ежедневным правилом. Традиция ежедневного молитвенного шествия по святой канавке, когда сестры вместе с игуменией, предводительствуемые иконой Божией Матери «Умиление», обходят весь монастырь, была возобновлена в 1992 году. На некоторых участках канавка тогда была почти засыпана мусором и плохо различалась – ну что ж постоим рядом, помолимся. Так прошел первый день, а за ним – еще два незабываемых дня. Завершилось наше путешествие причастием за литургией, а затем – снова в путь, теперь уже домой. По приезде сразу отправились кто учиться, кто работать, но та поездка еще долго оставалась и темой разговоров, и поводом вместе помолчать, вспоминая и повторяя молитву: «Богородице, Дево, радуйся…».
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 1385 |