|
||||||||||||||
Сергей Худиев. О Чуде и судеИстория слепорожденного — это история чуда, веры, неверия и суда. Мы видим слепого, и ученики спрашивают: за что ему это? Господь отвечает: не за что, а для чего. Люди полагают, что несчастья всегда посылаются в наказание от Бога; такой-то человек прогневал Бога — и вот, Бог сделал его слепым. Но Господь говорит: нет, это не так, это не для того, чтобы на данном человеке явился гнев Божий, но для того, чтобы на нем явилось спасение.
Люди — и в I веке и сейчас — видят Бога как Кого-то, Кто насылает несчастья, в то время как Бог — это Тот, Кто спасает нас от несчастий, которые вошли в мир через противление Его воле. Мир глубоко поврежден грехом. Некоторые люди рождаются слепыми. Бог приходит в этот мир, чтобы спасти и исцелить. И Бог обращает это бедственное положение человека к его спасению: тот получает исцеление, но главное — он обретает веру. Эта вера выглядит особенно контрастно на фоне веры фарисеев, которые упорно отказываются признать очевидное. Мы видим, как люди благополучные, уверенные, хорошо устроенные и уважаемые в обществе, оказываются низвержены через свое неверие, а человек с самого социального дна — беспомощный нищий — обретает спасение. Как говорит Пресвятая Богородица, Бог «низложил сильных с престолов, и вознес смиренных; алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем» (Лук.1:52–53). Мысль о том, что Бог возводит смиренных и низвергает гордых, повторяется в Писании постоянно, как музыкальная тема в симфонии. Почему? Смиренные — жалкие, униженные, разбитые, несчастные — дают себя спасти. Потому что смиренные — жалкие, униженные, разбитые, несчастные — дают себя спасти. А те, кто считают, что у них все в порядке — не дают. И причины неверия лежат в воле, а не в разуме. Про известного философа и пламенного атеиста Бертрана Рассела рассказывают, что, когда он был уже очень стар и близок к смерти, у него спросили, если умерев, он обнаружит, что Бог все-таки есть, что он скажет в свое оправдание? «Недостаточно данных... Ты дал мне недостаточно данных», — ответил Рассел. Многим этот ответ кажется остроумным. Иногда люди говорят: если Бог хочет, чтобы в Него веровали, почему Он не творит чудеса почаще? Почему бы Ему не удостоверить неверов в Своем бытии какими-нибудь неотразимыми знамениями? И Евангелие — в частности, в этом повествовании об исцелении слепорожденного — показывает почему. Бог предоставляет фарисеям достаточно данных. Происходит явное чудо. Более того, происходит явное знамение, указывающее на наступление мессианской эры, на то, что Предреченный пророками Спаситель уже пришел, что Он среди Своего народа. Фарисеи, как специалисты в Писании, не могли не знать многочисленных пророчеств: «И в тот день глухие услышат слова книги, и прозрят из тьмы и мрака глаза слепых. И страждущие более и более будут радоваться о Господе, и бедные люди будут торжествовать о Святом Израиля» (Ис.29: 18–19), «Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся» (Ис. 35:5). Согласно Писанию, Тот, Кто открывает очи слепым — Бог: «Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных» (Пс. 145:8). Но мы видим реакцию фарисеев: они не верят свидетельству исцеленного, требуют свидетельства его родителей, наседают на исцеленного с вопросами и опять не верят его ответам. Практически перед их глазами совершилось чудо, предсказанное в хорошо известных им пророчествах — и они говорят «нет». Есть ли в этом что-то психологически невероятное? Напротив, это обычное дело: люди склонны верить самым диким небылицам, если они хорошо вписываются в их картину мира, и не верить своим глазам, если то, что они видят, их не устраивает. Это добровольная, намеренная слепота. И поэтому чудо неизбежно означает суд: оно вынуждает человека определиться, принять решение. После встречи с чудом Божиим никто не может жить так, как раньше; человек или становится верующим — как исцеленный — или окончательно закрывается в ожесточенном неверии. Как говорит Господь, «на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы» (Ин. 9:39). Бог часто отказывается явить чудо неверующим или маловерам именно из милости. Чем более явные знамения Божиего присутствия человек отвергает, тем дальше он уходит во тьму — к точке полного невозврата. Поэтому так важно искать не чуда, а зрения, открытых глаз и открытого сердца — сердца, способного видеть истину Евангелия и отзываться на эту истину покаянием и верой.
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 1562 |