Откуда на Руси запрос на Николу?
Общество хочет видеть в служителях Церкви служителей милосердия. Авторитет должен быть подкреплён соответствующими делами. Мы живём в то время, когда словам не верят, слово потеряло свой вес, когда основным языком Евангелия становится язык милосердия, вероятно, самый доступный язык из всех существующих, язык, которым в совершенстве владел святитель Николай Мирликийский.
Последние несколько лет
меня не оставляет ощущение, что предъявляя претензии к Церкви наш современник,
сам того не ведая, мерит её по святителю Николаю.
Так поступают люди
церковные и совершенно далекие от всяческой религиозности, люди разных
поколений и взглядов. Это, можно сказать, – общее место.
Образ святителя Николая
настолько глубоко укоренен в русской ментальности, что является неким критерием
не только пастырства, но вообще христианского отношения к миру. Почитание
святителя Николая на Руси – это особая тема для разговора, таящая в себе
множество вопросов.
Совершенно непонятно, почему самым почитаемым святым в Русской Церкви является
человек, живший в небольшом средиземноморском городе на рубеже третьего и
четвертого веков, т.е. ещё до окончания этногенеза восточных славян, и задолго
до того как киевский князь Владимир принимает христианство в его византийском
изводе.
Очевидно, что святитель
Николай никогда не посещал наших пределов, в его житии нет ничего, чтобы
внешним образом его связывало с нашей страной.
Более того – сам святой
не оставил после себя ни строчки письменного наследия, мы имеем лишь только
несколько редакций его жития, которые, мягко говоря, не во всём друг с другом
совпадают.
Так в чём же причина
такого почитания Николы в нашей Церкви? Полагаю, что объяснений, связанных с
особыми политическими и культурными связями Киевской Руси с Европой в XI веке,
где в это время особо почитают святителя Николая, явно недостаточно.
По крайней мере, есть и
другие более тонкие причины.
Думаю, что дело в
доступности образа этого святого. Этический пафос жития святителя Николая
созвучен с тем, что сегодня называют общечеловеческими ценностями, и в этом
смысле его житие обладает особой иллюстративностью и убедительностью.
Несомненно, в почитании Николы есть и мистическая составляющая, недаром
церковная традиция именует его чудотворцем. Но это скорее следствие того, что
образ именно святителя Николая оказался особенно близок сердцу русского
человека.
Данная ситуация актуальна и сейчас, недаром я начал с того, что по святителю
Николаю внешние сегодня мерят Церковь. Можно сказать, что в нашем обществе
существует своеобразный запрос на Николу.
Ведь те требования к Церкви и её членам, которые в последние годы предъявлялись
Ей, фактически следуют житию святителя.
Милость к троим осуждённым, обличение казнокрадства, злоупотребления властью,
сострадание к слабым, свобода от земных привязанностей и многое другое. Вряд ли
эта предвзятость вырастает из-за равнодушия или особого отрицательного
отношения к Церкви.
Думаю, что дело в особом чувстве, когда человек интуитивно понимает, что правду
нужно искать у Бога, и у правды нет и не может быть другого критерия.
Этим и обусловлено то внимание, которое уделяется нам многими нашими критиками.
Общество хочет видеть в служителях Церкви служителей милосердия, поскольку мы
живём в то время, когда словам не верят, слово потеряло свой вес, когда
основным языком Евангелия становится язык милосердия, вероятно, самый доступный
язык из всех существующих, язык, которым в совершенстве владел святитель
Николай Мирликийский.
Язык действия доступен восприятию каждого. Человек создан по образу Христа,
поэтому христианин, «обновляемый по образу Создавшего его», призван раскрыть в
своём свидетельстве миру тайну воплощения Сына Божия, тайну родства человека и
Бога. Явить человеческое в Боге. Показать, что во мне живёт Христос, поскольку
я живу Им. Продемонстрировать Христа.
Тем самым свидетельствовать внешним, забывшим о Нём, но взыскующим Его. Таков,
по всей видимости, должен быть характер новой евангелизации, о которой так
много говорят последнее время в христианском мире.
От Церкви уже не требуется быть культурообразующей силой, институтом присвоения
смыслов тем или иным жизненным реалиям, но требуется быть моральным
авторитетом, и авторитет этот должен быть подкреплён соответствующими делами
милосердия, убедительными и доступными для большинства.
Именно такой образ Церкви считывается нами с жития святителя Николая. Сила его
проповеди – это сила его сострадания другому, сила Любви Христовой. В этом,
вероятно, и заключается тайна его особого предстательства о нас, на этом и
основано и то беспрецедентное почитание святителя Николая, которое по сей день
существует в нашей Церкви.
Поддержите наш сайт
Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
|