Опубликовано 23.05.2014 в рубрике  Новостная лента » Обзор СМИ
 

Сергей Худиев. Нет другого имени


В эти дни, когда Церковь читает книгу Деяний святых апостолов, мы вновь присутствуем при самом начале христианской истории. Апостолы выходят на проповедь и смело провозглашают: Иисус Распятый воскрес из мертвых, Он есть Господь, Судия и Спаситель. Все — иудеи и язычники — должны обратиться к Нему, чтобы обрести вечное спасение. Апостолы проповедуют не атеистам — у иудеев есть древняя и почтенная монотеистическая традиция, пронесенная через столетия суровых испытаний, у язычников — множество разных богов. Впрочем, некоторые философы полагали, что под их личинами можно почитать одну и ту же Божественную реальность. Апостолы проповедуют людям, у которых уже есть религия.


 

Им не нужно было доказывать современникам, что сверхъестественное реально — для людей той и многих последующих эпох оно было столь же реально, как ветер и облака. В то время — как и сейчас — было предостаточно учителей, религиозных школ и традиций, людей, так или иначе претендующих на общение со сверхъестественным. Но апостолы проповедовали Иисуса не как одного из учителей, основавшего какую-то школу. Они возвещали Его как единственный путь спасения. Евангелие доносит до нас Его слова: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Иоан. 14:6), а апостолы повторяли: «нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4:12).

Для язычников это было в новинку; они могли видеть некоторые параллели между своими мистериальными культами и Христианством, но одно различие бросалось в глаза. Можно было быть посвященным в мистерии различных божеств: чем больше, тем лучше. Вера апостольская носила исключающий характер: если вы принимаете Христа, вы безусловно отвергаете других богов. Это было не очень понятно язычникам. Это часто непонятно нашим современникам.

Многим кажется само собой разумеющейся позиция, которая называется «религиозным плюрализмом»: что, мол, все религии (ну, может быть, кроме явного сатанизма) так или иначе ведут к истине и спасению, делить их на истинные и ложные – значит, проявлять узость и фанатизм. Что же, отметим, что апостолы такой позиции не придерживались: какой смысл пытаться обратить людей к вере во Христа, претерпевая гонения и казни, если та религия, которая у людей уже есть, ничем не хуже?
Почему же «религиозного плюрализма» придерживаются многие наши современники? Этому есть несколько причин. И на первый взгляд они выглядят довольно уважительными. Рассмотрим их по порядку.

Нам говорят, что жители средневековой деревни — и даже города — могли прожить всю жизнь, не увидев ни одного иноверца, и им просто в голову не приходило, что поклоняться Богу можно как-то иначе. Сегодня мы живем в глобальном мире, где мы прекрасно осведомлены о множестве различных религий и культур, о том, что люди очень по-разному выстраивают свои отношения со сверхъестественным, и в этой ситуации религиозный плюрализм — самой собой разумеющаяся позиция.

Но апостолы жили в столь же плюралистическом мире Римской империи — за тем исключением, что в этом мире еще не существовало Христианства как мировой религии.

Нам говорят, что мы должны с уважением относиться к людям, исповедующим другие религии — и это совершенно справедливое требование. Мы должны с любовью и уважением относиться ко всякому нашему ближнему — собрату по вере, иноверцу или неверующему. Но уважать людей и соглашаться с их верованиями — совершенно разные вещи. Ведь и сами сторонники религиозного плюрализма не соглашаются с традиционным христианским вероучением, из чего еще не следует, что они плохо относятся к христианам как к людям. Любовь и уважение к людям никак не требуют соглашаться с ними во всем, как и несогласие не должно приводить к неприязни.

Более того, парадокс плюралиста в том, что в итоге он, желая согласиться со всеми, не соглашается ни с кем и, пытаясь быть одинаково своим для всех религиозных традиций, оказывается всем им одинаково чужим. Люди, которые полагают, что все равно, как поклоняться Богу, в итоге не поклоняются Ему никак.

Еще один фактор, подпитывающий религиозный плюрализм — вера в то, что исключительность притязаний Евангелия — причина конфликтов, религиозных войн, преследования еретиков и тому подобного. В пример христианскому миру часто ставят мир индуизма, где множество разных школ, практик и представлений существуют вместе, плавно перетекая друг в друга. Иногда как пример «мирной» религии приводят буддизм. Оба этих примера связаны с недостатком знаний о предмете. Увы, Индия была и, в некоторой степени, остается ареной жесточайших межобщинных конфликтов, в которых индуисты выказывают ничуть не меньше воинственности и нетерпимости, чем все остальные. История буддизма знает религиозные войны и преследования иноверцев, и уже в наши дни в Бирме разворачивается кровавый конфликт, в котором громилы выступают под буддистскими знаменами. Конечно, причина этого зла — в лукавом, крайне испорченном человеческом сердце; но отметим, что отсутствие догматов и религиозной исключительности не делает людей более миролюбивыми и терпимыми.

Но главное, в чем религиозный плюрализм расходится с христианством — и не только с христианством — это в отношении к истине. Христианство и есть ответ на вопрос, который плюрализм избегает ставить — вопрос об истине. За религиозным плюрализмом стоит некий подразумеваемый атеизм — религиозные традиции не больше чем попытки людей найти какой-то смысл, утешение и надежду в хаотичном и бессмысленном мире. Их ценность — чисто психотерапевтическая и, может быть, социальная. Бессмысленно спорить о том, какой путь «на самом деле» ведет к спасению — потому что никакого спасения нет, «закопают — лопух вырастет» — и все.

Апостолы возвещают, что спасение реально. Христос действительно, буквально, телесно, физически воскрес из мертвых. Мы действительно призваны к вечной жизни, которую можем обрести покаянием и верой или отвергнуть неверием и противлением. Речь идет об абсолютно реальных вещах — более реальных, чем что-либо еще.

Христос — на самом деле Тот, за кого Себя выдавал — Бог, Господь, Судия и Спаситель. В Его лице мы встречаем не просто Посланника от имени Истины и не просто Учителя Истины — мы встречаем Саму Истину. Бессмысленно говорить о «разных путях к истине», когда Сама Истина сошла на землю и ожидает моего и вашего ответа. Бессмысленно говорить о «разных путях ко спасению», когда Само Спасение пришло к нам и призывает нас принять Его.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 1    
  Версия для печати        Просмотров: 1576

Ключевые слова: Апологетика

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Ноябрь 2024 (17)
Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)
Июнь 2024 (25)

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930