Опубликовано 17.05.2014 в рубрике  Новостная лента » Обзор СМИ
 

Есть ли будущее у сельских храмов?


Как можно восстанавливать и затем поддерживать в должном состоянии сельские церкви, если зачастую их приходы составляют несколько старушек? Похоже, нужны новые модельные проекты, особенно в новообразованных епархиях Русской Православной Церкви, где нет особой возможности поддерживать сельские приходы за счет городских. Одним из таких проектов может стать единственный в России храм святой мученицы Аллы, что в селе Старая Потловка Пензенской области, уверен попечитель храма Александр Мраморнов.


 

Есть ли будущее у сельских храмов? В декабре 2011 года, когда только начиналось создание новообразованных епархий, Святейший Патриарх Кирилл, встречаясь в Николо-Угрешском монастыре с архиереями нескольких уже созданных тогда новых епархий, сказал следующие слова, являющиеся, на мой взгляд, программными: «В каком-то смысле создание новых епархий ― это духовная и интеллектуальная инвестиция, которую Церковь осуществляет в жизнь своего народа в тех местах, которые обойдены всякими инвестициями. У нас вкладывают деньги туда, откуда быстро придет прибыль. А вы начинаете свое служение там, куда деньги обычно не вкладывают, а если вкладывают, то очень незначительно. Стало быть, Церковь должна быть первой в этом деле; а ведь то, что мы сейчас делаем, — это действительно инвестиции, потому что начать епархиальную жизнь ― это вложить не только свой разум, силы, энергию, но и материальные средства. Для чего? Для того чтобы изменилась жизнь нашей глубинки».

Мне кажется, что эти размышления предстоятеля Русской Православной Церкви проникнуты подлинным патриотизмом, любовью к истории и упованием на лучшее будущее своей страны. В то же время они правдиво напоминают о печальном состояние российских территорий, русской глубинки, в котором они пребывают в настоящее время.

Административной, экономической, культурной и антирелигиозной политикой партии большевиков 1920-х − 1930-х гг. в нашей стране были запущены идущие до настоящего времени деструктивные процессы, приведшие по сути дела к деколонизации России – опустошению ее территорий. Василий Осипович Ключевский писал, что «история России − это история страны, которая колонизуется». Деколонизация – это поворот истории вспять, иначе сказать – деградация страны.

В стереотипном православном сознании наших современников (не являющихся специалистами в отечественной истории) упомянутая послереволюционная эпоха – это время страшных гонений на Церковь и веру. Хорошо известно, что один и тот же часто повторяемый грех и одна и та же укорененная страсть влекут за собой другие. Это явление духовной жизни имеет свой аналог в историческом процессе: одна ошибка, одно преступление, как правило, влекут за собой другие. Именно так происходило в нашем Отечестве. Мне трудно представить антицерковные репрессии без политики военного коммунизма, а для чуть более позднего периода — без коллективизации и индустриализации. Псевдонаучный атеизм очень хорошо сочетался с насильственной урбанизацией (выселением людей с насиженных мест), с принудительным включением в колхозы, с бездумным уничтожением сильных индивидуальных хозяйств, с варварскими по отношению к природе методами хозяйствования.

Гонка за большой цифрой в отчетном листке и выполнением плана привела в исторической перспективе к слому пусть и традиционной, но системной и работающей экономики в регионах, а антирелигиозная пропаганда – к опустошению в душах на несколько поколений вперед. И если колонизация продолжалась столетиями, то для деколонизации многих районов страны хватило считанных десятилетий.

Разрушение приходской сети, культурных связей и системы социальных отношений не подлежит мгновенному восстановлению, тем более когда основное русло государственной политики и не направлено на такое восстановление. Да и 25 лет – это очень маленький срок. Но стоит вспомнить, что при колонизации русских земель – как в средневековье в нынешней Центральной России, так и позднее в Поволжье, на Кавказе, в Сибири и на Дальнем Востоке – всё начиналось с отдельных очагов, которые только потом связывались в сети.

Такими очагами и могут стать в наши дни сельские приходы новообразованных епархий. Как кажется, в первую очередь следует обращать внимание на те пункты на карте новообразованных епархий, в которые могут потенциально потянуться люди, а следовательно – и те инвестиции, о которых говорит Святейший Патриарх.

Что привлекает современного человека, например, состоятельного горожанина? При загрязненности наших больших городов – конечно, экологическая чистота места. Экологическая чистота нередко создает идеальную возможность для созерцания и молитвы. Но экологически чистое место – это еще и то место, с которого можно получить чистое продовольствие, где можно пить чистую воду.

Кроме того, людей привлекает интересная история: не просто что здесь или там кто-то служил, жил, строил, но что именно здесь произошло то или иное удивительное событие.

Наконец, создание такого очага может происходить из каких угодно источников, но самое главное, на мой взгляд, в том, чтобы восстановленный храм, приход, монастырь становился после своего освящения самофункционирующим, или говоря экономическим языком – рентабельным объектом. В этом и есть развитие.

Ситуация же в настоящий момент такова, что почти любой храм, открываемый сейчас в селе, требует постоянной «подкормки» извне. Многие ответственные епархиальные архиереи, например, назначают своим священникам, служащим на селе, заработную плату в размере среднего дохода по этому региону. Такая модель работает (особенно в «старых» епархиях, центр которых – богатый областной центр), но она недолговечна и она не способна обеспечить в полном объеме те инвестиции, о которых говорил предстоятель Русской Церкви в выше процитированной речи.

Что же делать? Я думаю, что в такой огромной сельскохозяйственной стране, как Россия, выход один – это храмовое хозяйство. Сельский храм должен обязательно иметь хотя бы небольшое, но образцовое хозяйство, которое позволяло бы поддерживать достойное материальное положение священника этого прихода, а также покрывать основные расходы по содержанию храма в благолепном виде. Идеально было бы выработать модель, которая бы исключала «перекосы» синодального периода, когда порой сельский поп ничем не отличался от самого простого хлебопашца и постоянно работал в поле, не имея времени для душепопечения и собственно пастырской деятельности.

Для этого храмовое хозяйство должно стать современным с точки зрения организации и практики хозяйствования, а это означает, что в огромном большинстве случае такое хозяйство должно быть создано, сконструировано извне, а не членами самой уже существующей или будущей приходской общины. Что греха таить: очень часто прихожане наших сельских храмов – это несколько бабушек-пенсионерок. Не они же смогут создать современное храмовое хозяйство! Для его создания, безусловно, нужны новые церковно-общественные структуры, эксперты, специалисты в необходимых областях, и я уверен, что в нашей Церкви и рядом с ней уже есть такие люди, просто необходима координация их усилий и поддержка этих процессов со стороны священноначалия Церкви в плане преодоления тех традиционных препонов, с которыми сталкивается каждый, кто инвестирует средства, силы, умения в современную российскую экономику.

Нет ничего зазорного и в том, чтобы посмотреть на западные образцы: например, в Германии у монастырей и приходов имеются большие и успешно действующие фермы, которые позволяют им не только обеспечивать клир, братию, нуждающихся прихожан, но и вести широкую культурную и социально-просветительскую деятельности, а говоря откровенно – финансово подкреплять христианскую «внутреннюю миссию».

Примеры того, о чем я размышлял выше, наверное, уже есть в нашей стране и в нашей Церкви. Но они как-то не звучат в нашей повседневности, и мы мало слышим не только о достигнутых результатах, но даже о планах. В то же время модельные сельские приходы, у которых «получилось», нам очень нужны.

Кажется, что единственный в России храм, посвященный святой мученице Алле, имеет предпосылки стать таким модельным приходом.

 

 

Об этом храме в селе Старая Потловка (Сердобская епархия Пензенской митрополии) – его истории, планах восстановления храмового здания и устройства прихода − подробно могут узнать посетители выставки, которая проходит с 12 по 24 мая 2014 года в актовом зале Российского православного университета по адресу: Новая площадь, д. 12. Проезд: ст. м. «Лубянка», «Китай-город».

А 18 мая всех желающих приглашают на презентацию выставки. Она состоится в 17:00 в актовом зале РПУ на Новой площади.

Собравшиеся услышат рассказ потомков строительницы храма, известной меценатки начала XX века Надежды Рихтер о возрождении образовательных и культурных традиций ее эпохи, а также увидят фрагмент мультфильма «История одной маленькой девочки» о безвременно ушедшей Але Рихтер, в память о которой был некогда построен храм. Ведущий мероприятия, на которое приглашены представители музейного и образовательного сообществ, бизнеса и государственной власти, духовенство, учащиеся вузов и школ, прихожане московских храмов, − попечитель храма, известный церковный историк Александр Мраморнов.

Справки и аккредитация прессы: rodzem@yandex.ru, +7 (916) 734-97-38.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 1    
  Версия для печати        Просмотров: 1538

Ключевые слова: село

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Декабрь 2024 (10)
Ноябрь 2024 (22)
Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)

«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031