|
||||||||||||||
Ребенок выходит в мир: как социализировать «инопланетян»Дети начинают спрашивать обо всем, задают неудобные, острые вопросы, и взрослые должны найти время ответить. Дошкольники совсем не такие, как взрослые. У них совсем другая логика в игре, иное ощущение времени и иное качество течения эмоций. А какой он – дошкольник? «Маленький инопланетянин»? Нужна ли «инопланетному существу» социализация и контакты с кем-либо, кроме членов семьи, с которыми он сильно связан? Если – да, то зачем?
Вызовы современной социализации Социализация – это включение дошкольника в другие системы и подсистемы помимо семьи. Это не обязательно детское дошкольное учреждение, это может быть игровая группа, стихийно сложившаяся группа во дворе, круг родственников, семейный лагерь и любое другое сообщество.
Когда непонятно, что происходит с ребенком Дети любят подкидывать задачки родителям. Если мы перестаем понимать, что же с малышом, значит, он вырос, а мы не успели соотнестись с тем, как он изменился, мы не поняли, что поменялось, и не придумали, что с этим делать. Некоторые люди думают, что маленькие дети – ангелы, и расстраиваются, когда это ангеловидное прелестное существо ведет себя абсолютно иначе. Где-то с полугода и более отчетливо с года у ребенка иногда возникают сильные, резкие и неконтролируемые отрицательные эмоции, и он из ангела превращается в злобного карлика.
Своеобразие и особенности младшего дошкольного возраста от трех до пяти лет Малыш научится общаться неконфликтно с ровесниками, и это общение подразумевает практику – нужно тренироваться свой опыт выражать словами. Может, кто-то из близких малыша и готов подстраиваться, вместо ребенка выражать словами его состояние, но дети-ровесники не будут покрывать это неумение ребенка. Социализация дает мощный толчок выражать свои мысли словами. Самый сенситивный период (от трех до пяти лет) – самый удачный для малыша, чтобы выражать мысли словами. Эпоха от трех до пяти – это возраст почемучек. И тут социализация, выведение маленького человека из замкнутого пространства семьи в более широкий мир общения с другими взрослыми, детьми, педагогами, может дать мощнейший толчок к развитию ребенка. Дети начинают спрашивать обо всем, задают неудобные, острые вопросы, и у взрослых должно быть время ответить на эти вопросы. Что действительно важно для детей помимо игры – чтобы было кому задавать свои вопросы. Нужен взрослый, который не до конца истощился, общаясь с ребенком целый день, и у которого есть силы, время и желание отвечать. Нужно понимать, что нужно не только ребенку, но и взрослому, чтобы чувствовать радость общения. Нельзя родителям себя ругать, если сил и желания общаться с ребенком нет, ведь даже редкие ответы измученной мамы или перегруженного папы – это для ребенка прекрасная возможность чувствовать себя не отвергнутым, а частью большого целого, семейного. Если нет сил и желания отвечать на бесконечные «почему», то надо сказать, что я рад бы ответить, но сейчас сил нет. Дай 10 минут помолчать и подумать. Вопрос я твой слышал, и он мне понравился. Эта методика паузы: я сейчас не готов, подожди, вопрос мне твой интересен. Вторая особенность периода от трех до пяти: ребенок не умеет контролировать собственные эмоции. Когда у детей возникают разногласия, любая ситуация порождает массу эмоций. Мы, взрослые, более интеллектуально реагируем на события, ситуацию пропускаем через призму осознания, хотя не все и не всегда. А ребенок реагирует эмоционально, он не умеет контролировать эмоции. Это может мешать социализации. Скажем, в группе занятий дети не поделили предмет или роль в игре – масса эмоций. Поэтому очень полезно тренироваться контролировать эмоции. Но дома эта практика представлена не так – часто взрослый готов подстраиваться под ребенка и идти навстречу слишком активно. Поэтому детям очень полезно общаться с другими детьми и взрослыми. Третья особенность – ребенок иначе чувствует течение времени. Казалось бы, это сильно не влияет, скажем, при игре в песочнице. А на самом деле влияет. Вот, ребенок заболел, две недели не гулял с другими детьми, для ребенка это время умножаем на «4» или «5», для него много времени прошло, он отвык, у него навыки пропали. Дошкольник только привык к занятиям, долго привыкал, но заболел или семья уехала отдыхать на две недели, а по субъективному ощущению ребенка прошло месяца два. Приехали, и временной фактор помешал ребенку вернуться к тому, что ребенок умел. Момент социализации уходит. Если ребенка оставлять на занятиях без присутствия мамы или начать водить в сад, ощущение ребенком времени, как чего-то длинного, долгого, мешает ему привыкать. Прошло полдня, а для него – день-другой, он уже очень соскучился. Настроившись на социализацию, надо понять конкретно особенности вашего ребенка в этом возрасте, как он чувствует течение времени. Происходит ли отвыкание от людей? Например, бабушка живет в другом городе или районе и видит ребенка два раза в месяц, а ребенок еще мал. Будет влиять на отношение с бабушкой частота встреч? Думаю, будет очень сильно. Невыстраивание причинно-следственных связей – четвертая особенность. Маленькому ребенку сложно объяснить, что из чего следует, логические цепочки не работают. «Ты этого мальчика ударил лопатой по голове, и он теперь не хочет с тобой играть», – для нас такого рода аргумент является логичным и понятным, а для ребенка трех-четырех лет подобные цепочки причинно-следственных связей непонятны. Это тоже может мешать социализации. Эмоции дошкольника даже для профессионалов и родителей-знатоков мало предсказуемы. А эмоции дошкольника, связанные с другими детьми, – вообще что-то непонятное. Часто для мам, пап и бабушек ребенок кажется известным и понятным. И только при вводе его в коллектив они узнают его новую сторону. Он вдруг оказывается невероятно театральным и демонстративным, любящим вызвать на себя внимание, положительное или отрицательное. Ребенок может оказаться лидером, чего родители не замечали. Или оказаться довольно застенчивым, хотя в семье он громкий и командный.
Почемучки и творцы
Ребенок живет здесь и сейчас
Екатерина Бурмистрова, Православие и мир Подготовила Тамара Амелина
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 1 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 2030 |