|
||||||||||||||
Протоиерей Всеволод Чаплин. Будем говорить о ХристеОчередной выпуск авторской передачи председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина «Комментарий недели» вышел в эфир на телеканале «Союз» в Великую субботу, 19 апреля. Возлюбленные о Господе братья и сестры, дорогие друзья! Христос Воскресе! Вновь пришла на нашу землю Пасха. Люди, которые часто ходят в храм, а тем более священники и монашествующие, наверное, привыкают от года к году к этому празднику. Это естественно, потому что мы его ждем, потому что мы знаем, что именно он последуют за днями Святой Четыредесятницы и Страстной седмицы. Но Пасха для христианина все-таки должна быть всегда чем-то необъяснимо новым. Ожидаемым, но всегда необычайным переживанием. Тем более чем-то новым, чем-то открывающим новую жизнь Пасха должна быть для тех наших соотечественников, которые сегодня приходят в наши храмы первый раз — иногда потому, что надо сопроводить кого-то из родственников, иногда просто потому что хочется посмотреть на красивую церемонию или освятить пасхальные яства. Очень важно сегодня для тех, кто хорошо знает или по крайней мере стремится узнать смысл христианской жизни, отраженный в смысле Пасхального праздника, сказать людям, почти случайно приходящим в храмы, о том, почему этот праздник так значим для православных христиан. Мы часто слышим в эти дни рассказы о том, как нужно организовывать пасхальное общение, походы в гости. Мы слышим рассказы о том, как испечь кулич или приготовить пасху, как покрасить яйца, какие народные традиции связаны с нынешним праздником. Иногда даже приходится слышать во время Страстной седмицы о том, что какие-то работы по дому надо делать, а какие-то нет, что на Благовещение полезно что-то украсть. Иногда, может быть, и неплохо, что в СМИ, в культурном пространстве, в пространстве образовательных учреждений говорится о народных традициях. И, конечно, лучше говорить о тех традициях, которые действительно связаны с христианской культурой, а не о странных обычаях вроде «обычая» украсть что-то на Благовещение. Но все-таки нужно добиться, чтобы в дни праздника, который стал столь почитаемым именно потому, что он связан со Христом, и мы, и культура, и СМИ, и разного рода народные праздники говорили больше именно о Христе, о деле спасения, которое Он совершил. Пасха почитается во многих народах в течение более чем двадцати веков не потому что людям приятно поесть за общим столом, не потому что готовятся какие-то особые блюда, не потому что возникают те или иные локальные традиции, а потому что Христос — это наша Пасха. Потому, что Его страдания, и Его смерть, и Его Воскресение проложили нам путь в Небо, путь в вечную жизнь. Очень важно сегодня, особенно когда многие люди приходят в храм и просто начинают интересоваться происходящим в эти дни, сказать им, в чем состоит смысл настоящего торжества и почему этот смысл так прямо, так прочно, так неотменимо связан со смыслом человеческой жизни. С единственным смыслом, потому что, по большому счету, множества смыслов у человеческой жизни не бывает. Не случайно многие люди стараются обойти стороной тот смысл, о котором только что было сказано, заболтать Пасху и Страстную седмицу, свести все к народным обычаям, свести все к столу, к походу в гости, к народным гуляньям, к бытовым подробностям дней Страстной седмицы и Пасхи. Наверное, это происходит не совсем случайно. Да, с одной стороны, можно сослаться на то, что многие люди лишены религиозного воспитания, что они взыскуют чего-то простого, рассказов о вещах, которые понятны, таких как праздничный стол, таких как время освящения куличей. Но есть, наверное, и другая причина. Некоторые люди — и те, кто боится слушать, и те, кто боится говорить, боится передать евангельское послание в эти дни — на самом деле боятся одного: боятся изменения своей жизни. Боятся поставить перед своим внутренним взором, перед своей совестью вопрос: «А как я могу жить прежней жизнью, если Христос за нас пострадал, был распят и воскрес, пролагая нам путь к вечному спасению?» Если христианство, если Пасха, если евангельское повествование — это только что-то, относящееся к давней истории, только повод для милых, мелких, ничего не значащих, ни к чему не обязывающих бытовых развлечений и подробностей быта, то это очень удобный взгляд на Евангелие и удобный способ оторвать его от собственной жизни. А если вдруг в дни Страстной седмицы и Пасхи ты и сам понимаешь, и другим говоришь, что нет другого пути к вечной блаженной жизни, чем путь веры во Христа? Именно во Христа, ни в кого иного. Нет иного пути спасения, как путь сопричастности к крестной жертве Спасителя и шествование за Ним к духовному воскресению. Это значит, что придется встать лицом к лицу с единой и единственной истиной, со Христом, и понять, что в жизни не так, что в жизни нужно изменить. Понять, что не только человеку, но и всему народу нужно повернуться лицом к Богу и начать жить в максимально возможной степени не по закону мирской подлости, не по закону стремления к материальным благам, а по законам Царствия Небесного. Если услышать, если сказать, что именно через Таинства Церкви Господь дает человеку совершенство и удостаивает Небесных обителей, значит, нужно к этим Таинствам прибегать, значит, не нужно приходить в храм лишь от случая к случаю, чтобы освятить ту или иную еду или чтобы помянуть кого-то из родственников. Значит, нужно вливаться в жизнь церковной общины. Значит, нужно меняться. Этого многие пытаются избежать, но именно к этому нужно призывать людей в те дни, когда их сердца особенно открыты. Сейчас люди приходят в храмы. Прекрасно, что им раздаются листовки, в которых объясняется смысл нынешнего праздника, смысл страданий Христовых и Воскресения Христова, смысл нашего отношения к этим священным событиям, которые совершены ради нашего спасения. Прекрасно, что в эти дни часто выступают по телевидению, по радио, в интернете, на разного рода собраниях священники и активные миряне. Прекрасно, что в эти дни нас приглашают в школы, в больницы, в разные учреждения, в офисы компаний, в детские сады, на различные мероприятия. Дай Бог, чтобы эти приглашения не превращались в пустую формальность. Дай Бог, чтобы мы использовали эти моменты общения для того, чтобы сказать людям о Христе. Будем в эти дни чаще говорить о Евангелии — не о крашеных яйцах, не о куличах, не о пасхах из творога, хотя это тоже, наверное, иногда нужно. Будем говорить о Христе теми словами, которые Он нам оставил, словами Его Откровения. Будем призывать людей к молитве, будем призывать людей к участию в церковных Таинствах, прежде всего к Причастию Тела и Крови Христовых. Сегодня в большинстве храмов нашей Церкви совершается — и в Пасхальную ночь и утром в первый день Пасхи — причащение огромного количества людей, в том числе детей и молодежи. Будем напоминать им, что Церковь здесь не для того, чтобы скрасить чей-то быт, а для того, чтобы изменить жизнь и человека, и общества. Воскресение Христово — это путь, проложенный к настоящей жизни для каждого человека. Но воспоминания Страстной седмицы и Пасхи имеют отношение не только к индивидуальной жизни христианина, но и к всенародному, общественному измерению той миссии, которую совершает Церковь Христова в истории. Человеческое общество не должно быть атомизированным. Оно объединяется и в прославлении Бога, и в исполнении Его воли, если в этом обществе реально значимую часть и уж тем более большинство составляют православные христиане. По крайней мере, так должно быть. Человек спасается в церковной общине — даже отшельники в пустынях молитвенно общались с другими людьми, а многие из них после долгих лет уединения выходили на общественное служение, на служение духовного наставничества, а иногда и на служение пастырства или епископства. Мы призваны ощущать себя единым Телом Христовым — множеством людей, которые понимают, что для их жизни значит крестная жертва Спасителя и Его воскресение, людей, которые идут путем креста и воскресения не только в своей частной жизни, но и в истории своего народа. Именно поэтому сейчас так важно соборное христианское действие. Важно, чтобы люди, работающие в той или иной сфере жизни государства и общества, понимали, что они должны жить и действовать как христиане, чем бы они ни занимались: государственным управлением, воинским делом, экономикой, культурой, теми или иными видами интеллектуального творчества, педагогикой, родительством, врачеванием, чем угодно еще. Будем жить как христианские народы, созидая наше бытие в мире и в справедливости, на основе Божиих заповедей. Вот что было сказано Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в послании к празднику Светлого Христова Воскресения: «Ныне, как и прежде, Русская Православная Церковь с усердием совершает свою спасительную миссию, неустанно возвещая правду Божию, утверждая непреходящее значение евангельских заповедей, призывая к миру и согласию, служа духовному единению народов, проживающих в странах пастырской ответственности Московского Патриархата». Пусть все пространство исторической Руси, пусть жизнь народов, которые ее составляют, будет проникнута Духом Христовым, пониманием того, что в центре нашей жизни должен быть Господь. Тогда все устроится, и тогда все мирские заботы, пусть даже не воспринимаемые христианами как нечто главное, вдруг будут разрешаться по Божией воле. С праздником Христова Воскресения, дорогие о Господе братья и сестры, дорогие друзья! Христос Воскресе! Воистину Воскресе Христос!
Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества/Патриархия.ru |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 1 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 1775 |