|
||||||||||||||
Эксперты: рост зарплат учителей не привел к повышению эффективности школУвеличение зарплат учителей не привело к повышению эффективности школ. К такому выводу пришли сотрудники Центра экономики непрерывного образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (ЦЭНО РАНХиГС), проведя мониторинг средних учебных заведений в трех областях России. Новый закон «Об образовании», вступивший в силу в сентябре 2013 года, закрепил положение, по которому заработная плата школьных учителей не может быть ниже уровня среднего дохода по региону. Статистически зарплата учителей становится больше, однако сами педагоги не считают это достаточным стимулом для изменения поведения, рассказала на презентации опроса в РИА Новости 17 февраля директор ЦЭНО РАНХиГС, руководитель исследования Татьяна Клячко. Сотрудники ЦЭНО РАНХиГС провели анкетирование 3040 родителей школьников и 3300 учителей, а также 37 глубинных интервью с директорами школьных агентств. Опрос был проведен в мае-июне 2013 года в городах и селах Свердловской, Воронежской и Ивановской областей. «Учителя не чувствуют существенного изменения своего материального положения. Нужно отметить, что учительский корпус сильно постарел, многие из педагогов уже не тратят ресурсы на воспитание детей, но все равно не чувствуют себя обеспеченными людьми», — отмечает эксперт. По данным опроса, многие учителя считают систему распределения стимулирующих надбавок не справедливой. По словам руководительницы ЦЭНО РАНХиГС, многим из них кажется, что увеличение оплаты их труда следует за ростом нагрузки и нормативов. «Учителя утверждают, что они должны вести большую внеурочную работу, для того чтобы получить значительную стимулирующую надбавку, — говорит Клячко. — При этом времени на повышение своего профессионального уровня у них не остается». Мониторинг также показал, что надбавка для большинства учителей оказалась очень незначительна. Достаточно большой контингент профессионалов вынужден постоянно или периодически подрабатывать. Также исследователи сделали вывод, что из школ стал уходить вспомогательный персонал, а это, по мнению Клячко, является большой угрозой для системы образования, так как кадровая структура школы не должна замыкаться на учителе. «Школа — сейчас еще очень инерционный механизм. Мы не должны уповать на чудо, на то, что можно все изменить одним законом. Надо быть готовым к тому, что мы будем вкладывать все больше, а отдачи получать все меньше. Потому что есть так называемое «насыщение» – каждый следующий прирост дается все большими усилиями, — убеждена Клячко. — Мы 20 лет реформируем школу, и каждый шаг будет все тяжелее и тяжелее. Кроме того, за эти два десятка лет мы переехали в другой мир. Другими стали и дети, и родители. При оценке происходящего, мы должны учитывать всю совокупность факторов. Что меня настораживает, так это отсутствие линий повышения эффективности, которые могли бы прорисоваться в реакции учителей на повышение зарплаты». Научный руководитель Центра мониторинга качества образования Виктор Болотов также отмечает, что повышение зарплаты не обязательно ведет к резкому повышению эффективности школы. «Ни в одной стране мира нет прямой связи роста заработной платы учителей и качества обучения. Это не означает, что не надо повышать зарплату. Учитель должен жить достойно. Но ставить в лоб «Мы тебе добавили сегодня 100 рублей, а завтра ты на 10 «олимпиадников» сделаешь больше», — это бессмысленно», — отмечает эксперт. Учитель русского языка и литературы, член совета Межрегионального профсоюза «Учитель»Всеволод Луховицкий ранее отмечал, что повышение заработной платы влечет за собой не улучшение, а напротив — снижение качества образования. В интервью «МК», он рассказал, что значительное повышение зарплат педагогов обернулось интенсификацией их труда и переработками. «Хроническая замотанность учителей не может не сказаться на качестве преподавания», — говорит Луховицкий. «В образовательной политике России верх взяли бухгалтеры. Школа превратилась в предприятие, которое должно давать прибыль, а образование — в услугу…» — констатирует представитель профсоюза «Учитель». Анализируя ситуацию в столичных школах, Луховицкий заметил, что рост зарплат произошел, в частности, из-за увеличения числа учеников в классах и увеличения нагрузки в полтора-два раза. «Наконец, требования высокой средней зарплаты вынуждают директоров прибегать ко всяким хитростям — например, увольнять совместителей и навязывать их часы основным работникам или просто не оформлять человека на работу официально, а его часы записывать на другого», — рассказал учитель «Московским новостям». Презентацию результатов мониторинга размещена на сайте РИА «Новости» в рамках проекта «Социальный навигатор».
Дарья Шаповалова, АСИ |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 2094 |