|
||||||||||||||
Учебник вызвали к доскеНа общественную экспертизу поступят первые школьные книги. Школьные учебники теперь будут проходить пять экспертиз: научную, педагогическую, общественную, этнокультурную и региональную. Впервые в истории российской школы появляется общественная экспертиза учебников, которую будет проводить Объединенный совет представителей Российского книжного союза, Общественной палаты, Российского исторического общества и Российской библиотечной ассоциации.
Какие учебники придется переписать? Может ли "Бежин луг" Тургенева заменить учебник по русскому языку? Как изучать историю по выступлениям Мартова и Плеханова? Об этом "РГ" рассказывает президент Российского книжного союза Сергей Степашин. Сергей Вадимович, когда начнется общественная экспертиза учебников? Сергей Степашин: Общественная экспертиза будет проводиться после научной и педагогической, и мы ожидаем, что первые учебники поступят на общественную экспертизу до 25 декабря. Группы экспертов уже сформированы, это примерно 50 человек - специалисты по истории, праву, литературе, русскому языку, другим дисциплинам. Среди них есть учителя, преподаватели вузов, депутаты, политики, общественные деятели. Но это не значит, что больше никто не может участвовать в проведении экспертизы. Преимущественным правом участия в общественной экспертизе имеют члены управляющих советов школ. А что ожидает те книги, которые эксперты "завернут"? Сергей Степашин: Минобрнауки должно в обязательном порядке учитывать наши заключения - и положительные, и отрицательные. Если у наших экспертов есть замечания к учебнику, то у издателей и авторов будет возможность исправить недочеты и опять пройти экспертизу. Если снова не получилось, учебнику дадут от ворот поворот. К нам уже обратились четыре издательства, которые подготовили книги для школы. Это новые учебники, написанные с учетом современных требований. Общественная экспертиза займет не больше 20 дней, так что в конце января 2014 года станет ясно, какие учебники ее прошли, а какие - нет. На что в первую очередь будут обращать внимание эксперты? Сергей Степашин: На содержание, оформление, в том числе цветовое, стилистику изложения, доступность материала, грамотность русского языка, на иллюстрации и качество бумаги. Мы постараемся, чтобы в учебниках, особенно по общественным наукам, не было субъективной политизации. В те годы, когда я учился в школе, некоторые учебники вызывали раздражение именно потому, что рассказывали совсем не о той жизни, какой жила страна. Это касалось учебников обществознания, а иногда и литературы. Помните "Белеет парус одинокий" Лермонтова? Нам говорили, что это стихотворение о революции, но ведь там никакой революцией и не пахнет! Оно совершенно о другом. Какие периоды российской истории будут самыми сложными для преподавания? Сергей Степашин: Современный период, начиная с 1991 года. С 1917 годом, гражданской войной - попроще, тут нам уже многое понятно: в 80-е годы прошлого века было много написано о красном и белом терроре. Трудная тема - оценка советского периода в целом. При раскрытии таких тем надо соблюдать баланс. 3000 школьных учебников, которые есть в нынешнем перечне, ждут переэкзаменовки
Есть претензии к учебникам по точным и естественным наукам: материал дан сухо, слишком наукообразно, в определениях полно устаревших слов. На это будут обращать внимание эксперты? Сергей Степашин: Школьный учебник должен быть написан точным, современным русским языком, понятным детям. С другой стороны, есть, безусловно, термины, которые живут уже сотни лет, всем понятны, и тут ничего не надо придумывать. Русскому языку в школе сейчас должно уделяться самое большое внимание. На одном из прежних мест работы я возглавлял аттестационную комиссию, которая принимала экзамены у тех, кто поступал к нам на работу. Знаете, по какой дисциплине результаты были хуже всего? По русскому языку! Это же стыд и позор. То, что в школу вернется сочинение, считаю очень правильным. Оно учит грамотно излагать свои мысли так, чтобы тебя послушали, поняли и не разочаровались. Хотя сегодня учителям будет труднее учить детей писать сочинения, ведь в прежние годы мы писали еще и письма. Сегодня их заменили эсэмэски, а это максимум в 10 слов. Об электронных учебниках и не только
А может, надо список обязательной литературы для чтения сократить? Кого мы обманываем, делая вид, что в восьмом классе ученики за десять дней прочитают "Войну и мир", а в девятом за неделю "Преступление и наказание"? Сергей Степашин: Согласен, что программу по литературе надо разгружать. Пелевина и Акунина, мне кажется, надо проходить факультативно. Зато Тургенев должен быть не только на уроках литературы, но и русского языка. Что вы сейчас сами читаете? Сергей Степашин: Обычно читаю несколько книг сразу. Только что закончил "Священный мусор" Улицкой. Сейчас читаю "Человек не отсюда" Даниила Гранина и Клавелла "Тай-Пен". С 2015 года учебники станут электронными. Как будут оценивать ваши эксперты цифровые версии? Сергей Степашин: Я считаю так: бумажная книга должна быть первоисточником, а электронная версия - это содержание книги, обработанное для подачи в Интернете. Но какими бы ни были учебники - бумажными, виртуальными, главное слово всегда принадлежит учителю. Во все времена в школах были и есть учителя, которые просто начитывают темы из учебника. Ученики знают таких педагогов и не любят их уроки. А были и есть другие, такие как моя учительница литературы и русского языка. Именно они делают школу хорошей.
"Российская газета" - Федеральный выпуск №6266 (290) |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 1843 |