|
||||||||||||||
Ценности «наизнанку», кризис вседозволенности, необходимость совместных усилий - результаты социологического опроса представителей региональных отделоРоссийское общество глазами служителей Церкви: ценности «наизнанку», кризис вседозволенности, необходимость совместных усилий Социологи из исследовательской службы «Среда» подвели итоги опроса, проведенного 30 октября 2013 года в Храме Христа Спасителя среди представителей епархиальных Отделов по взаимоотношениям Церкви и общества — священнослужителей и мирян. Были заданы вопросы об имеющемся и желаемом устройстве государства и общества, ценностях и анти-ценностях, взаимоотношениях общества и Церкви, мигрантах и «знамениях времени». Результаты показали, что современное российское общество, по мнению опрошенных, оказывается в своих ценностных ориентирах практически «вывернутым наизнанку». Акцент на материальных благах, на потреблении и эгоизме, вседозволенность рыночной экономики, не дают россиянам сосредоточиться на действительно важном: на духовных ценностях, семье. Что делать в такой ситуации? Нужны согласованные усилия, похоже, прежде всего, со стороны государства и Церкви. Христианская государственность представляется опрошенным оптимальным решением. Важность воспитания и сохранения цивилизационной российской целостности, преемственность традиций в условиях новой информационной реальности, – это, по мнению многих, первоочередные задачи. На само общество в настоящее время надежда не велика, — более того, по мнению опрошенных, православным его назвать можно с большой натяжкой.
10 основных находок
В ответ на просьбу по 10-тибалльной шкале оценить, «насколько наше общество является православным», был получен средний балл: 3,9. Оптимистичнее других в этом вопросе оказались самые молодые из опрошенных. 2. «Ценности наоборот». В здоровом обществе основные ценности — прежде всего духовные (вера, Бог, христианство, православие), также важна семья (про нее, что не удивительно, чаще вспоминают миряне). Однако в современном российском обществе, ценности смещены, если не сказать «вывернуты наизнанку». Во главе, с чем почти единодушно согласились все опрошенные, стоят ценности потребительские, материальные, тварные; ни вере, ни семье, увы, внимания не остается. 3. Что нам мешает? Вседозволенность и жадность. Наиболее опасными для России сегодня анти-ценностями являются вседозволенность, жажда наживы, эгоизм, установка на потребление; также звучат «порабощающие привычки» (алкоголизм, наркомания, — о них преимущественно говорят опрошенные с высшим светским образованием). Кстати, что интересно, о «вседозволенности» не говорят опрошенные моложе 30-ти лет, зато чем старше респондент – тем чаще она упоминается; также чаще о ней говорят представители духовенства, а не миряне. В возрастной группе от 30 до 45-ти лет лидируют «жажда наживы» и «эгоизм». 4. Что делать? Воспитывать и не врать. Какие первоочередные меры помогут обществу стать здоровее и правильнее? Чаще всего называются информационная работа, «православное просвещение», воспитание молодежи, продвижение традиционных ценностей в медиа-пространстве (в этой связи несколько опрошенных говорят о полезности морально-нравственной цензуры современных СМИ). Второй лейтмотив многих ответов – честность; не надо обманывать людей («вернуть доверие общества», — это пожелание адресовано как власти, так и церкви). Заметен запрос на сильную руку, наводящую порядок, карающую за нечестность, формирующую российскую цивилизацию и действующую на благо общества и Церкви. 5. «Знамения времени»: информационная активность и падение морали. С тем, что знамения времени есть, согласны больше половины опрошенных. Каковы эти знамения? Версии — разные, самая частая — интернет, информационная активность общества, смежная тема: глобализация и «размытость граней», торжествующее общество подделок. В целом, информатизация общества вызывает, скорее, тревогу. Многие говорят о падении нравов, упоминается разрушение традиционного общества. Несколько человек более оптимистичны: они говорят о восстановлении и строительстве новых храмов. Цитаты: «Вставай, страна народная, с колен»; «народ становится духовно самостоятельным». Сергей Филенко - Ой, тут лужа 6. Церковь меняет общество? Церковь сохраняет общество. Российское общество, может быть, и не является православным, но, тем не менее, обществу и государству надлежит быть устроенными по христианским правилам: так полагают три четверти опрошенных. Христианская государственность выглядит не только наиболее адекватным, но и наиболее вероятным решением для множества стоящих перед Россией в настоящее время острых проблем. Выбирая, должна ли Церковь меняться вслед за обществом, должны ли быть эти изменения взаимными или это Церковь должна менять общество, — о том, что должна меняться только Церковь, не говорит практически никто; менее четверти говорят о необходимости взаимных изменений (среди них ни одного представителя духовенства, зато все, выбравший этот вариант, имеют высшее светское образование). Зато две трети выбирают последний вариант, видя Церковь активной стороной, генератором общественных изменений. Но вот изменений ли?.. Цитата: «Церковь должна сохранять общество, быть его нравственным гарантом». 7. Что делает Церковь для российского общества? Проповедь и «якорь». Среди названного, лидирующий по частоте вариант: проповедь (все, сказавшие это, — представители духовенства), смежный, более «мирской» вариант: просвещение, воспитание. На втором месте – сохраняющая общество «якорная» роль, — опрошенные говорят об охране ценностей, Традиции и традиций, об объединении общества, о защите государства от развала. На третьем месте — социальная деятельность. Можно отметить, что каждый третий опрошенный ушел от ответа на этот вопрос (нет ответа или «ничего не делает»; в этой группе больше мирян). Екатерина Шамрай - Прохоровское поле 8. Монархия или не важно. Какой государственный строй является предпочтительным для православного христианина? Каждый второй полагает, что монархия (с возрастом эту точку зрения разделяют чаще). Еще почти половина уходят от ответа, говорят «любой», «другое». Оставшиеся несколько человек вспоминают «президентскую республику». Цитата: «…думаю, что христианин вообще не должен отдавать предпочтение какому-либо государственному строю». 9. Что делать с мигрантами? Мнения разделились. В этом вопросе точки зрения опрошенных оказались наиболее полярными. Кто мы: гостеприимные хозяева, или все-таки наша задача – контролировать территорию? Почти равнопредставленными оказались два мнения. Первое: надо относиться терпимо, с уважением и пониманием (несколько чаще об этом говорят опрошенные в возрасте до 30-ти лет). Второе: надо относиться к приезжим «формирующе», при необходимости — достаточно жестко (эта точка зрения преобладает у опрошенных в возрасте 30-45 лет). Цитата: «Надо посмотреть на пример Византии». 10. «Новая симфония»? Церковь и общество нужны друг другу. Нужна ли поддержка со стороны Церкви обществу? Нужна Церкви общественная поддержка? Если по отношению к мигрантам мнения разделились, то по этим вопросам, наоборот, мнения опрошенных максимально сошлись. По мнению служителей Церкви: Церковь и общество сегодня взаимно нуждаются друг в друге. Самый высокий балл ставят опрошенные старше 45-ти лет. Несколько ниже других необходимость общественной поддержки для Церкви оценивают опрошенные с высшим духовным образованием, и в этом с ними солидарны опрошенные моложе 30-ти лет. Если Церковь нуждается в поддержке со стороны общества, какой должна быть эта поддержка? Может быть, деньги? – нет, о материальной помощи вспомнили только три человека из числа всех опрошенных. Самый частый ответ: Церкви нужна верность, лояльность, информационная поддержка. Церковь нуждается в понимании со стороны общества, в защите. Раз мы сегодня живем в рыночной парадигме, встает вопрос: «.. а что взамен» Церковь готова предложить? Похоже, что, по мнению участников, это с большой вероятностью сохранение самого российского общества с возможностью цивилизационного самоопределения, выходящего за пределы рыночной парадигмы. В опросе приняли участие 44 респондента. Трое из четырех — моложе сорока пяти лет; пятеро из шести – с высшим образованием; половина – миряне, половина – представители духовенства.
Исследовательская Служба «Среда» |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 1764 |